ДОП физкультурно-спортивной напраавленности ПЛАВАНИЕ. БРАСС ДЛЯ НАЧИНАЮЩИХ

1

Содержание
Пояснительная записка
План учебно-тренировочных занятий
Программный материал.
Оценка программы по видам контроля
Воспитательная работа
Медицинский контроль
Материально-техническое обеспечение
Литература

3
6
7
22
26
28
28
29

Пояснительная записка
2

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурноспортивной направленности разработана в соответствии со следующими нормативными
документами:
 Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
 Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 №196 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам» (с изменениями, утвержденными
приказом Министерством просвещения РФ от 30.09.2020 №533);
 Письмо Министерства образования и науки России от 18.11.2015 №09-3242 «О
направлении информации» вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;
 Распоряжение Правительства Мурманской области №157-РП от 03 июля 2019 г. "О
концепции внедрения целевой модели развития региональной системы дополнительного
образования детей Мурманской области";
 Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.09.2020 №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
 Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.01.2021 №2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685 21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или)
безвредности для человека факторов среды обитания».
Форма обучения: очная. Язык образования – русский.
Программа физкультурно-спортивной направленности разработана для детей и
подростков, обучающихся в спортивно-оздоровительных группах. В учебных группах
осуществляется физкультурно-оздоровительная и воспитательная работа, направленная на
разностороннюю физическую подготовку и овладение основами вида спорта.
Актуальность программы: направлена на удовлетворение потребности детей в активных
формах двигательной деятельности, обеспечивает физическое, психическое и нравственное
развитие воспитанников, а также в связи с возросшей популярностью вида спорта.
Отличительная особенность в социальной направленности. Предоставляет возможность
детям, достигшим возраста зачисления, но не получившим ранее практики занятий каким-либо
видом спорта, имеющим различный уровень физической подготовки, приобщиться к активным
занятиям избранным видом спорта, укрепить здоровье, получить социальную практику
общения в детском коллективе.
Предлагаемая
программа
регламентирует
организационно-методические
и
содержательные аспекты работы с детьми и подростками с учетом возрастных
психофизиологических и индивидуальных особенностей школьников, зачисленными в
спортивную школу согласно Положению о правилах приема детей в МАОУ ДО ДЮСШ.
Цель программы: обеспечение разностороннего физического развития и формирование
культуры здорового и безопасного образа жизни посредством занятий плаванием. Воспитание
гармоничной, социально активной личности.
Задачи:
Обучающие:
3

-формирование навыка уверенно держаться на воде;
-совершенствование разнообразных плавательных умений: «поплавок», «звездочка» (на
груди, на спине), задержка дыхания и др.
-способствование поддержанию необходимого уровня развития двигательных качеств и
способностей, связанных с выполнением элементов аквааэробики.
Развивающие:
-Развивать физические качества (выносливость, быстроту, скорость, силовые и
координационные возможности)
Воспитательные:
-сформировать навык сотрудничества в тренировочных и личностных ситуациях;
- воспитывать морально-волевые качества (учить детей преодолевать трудности, владеть
собой, принимать правильные решения в экстренных ситуациях на воде)
Планируемые результаты освоения программы:
Предметные результаты:
- уверенно держится на воде;
-выполняет разнообразные плавательные умения: «поплавок», «звездочка» (на груди, на
спине), задержка дыхания и др.
-развиты двигательные качества и способности, связанных с выполнением элементов
аквааэробики.
Метапредметные результаты:
-развиты физические качества (выносливость, быстрота, скорость, силовые и
координационные возможности)
Личностные результаты:
- сформирован навык сотрудничества в тренировочных и личностных ситуациях;
- сформированы морально-волевые качества (преодолевают трудности, владеют собой,
принимают правильные решения в экстренных ситуациях на воде).
Спортивно-оздоровительный этап является первым звеном в системе подготовки юных
спортсменов. Эта форма работы охватывает всех желающих заниматься спортом. Подготовка
детей в спортивно-оздоровительных группах является тем фундаментом, на котором в
дальнейшем строится подготовка спортсменов высокой квалификации.
Основополагающие принципы:
Системность – предусматривает тесную взаимосвязь всех сторон учебно-тренировочного
процесса (физической, технико-тактической, психологической и теоретической подготовки,
воспитательной работы, восстановительных мероприятий, педагогического и медицинского
контроля).
Преемственность – определяет последовательность изложения программного материала
по этапам обучения и соответствие его требованиям высшего мастерства, чтобы обеспечить в
учебно-тренировочном процессе преемственность задач, средств и методов подготовки,
объемов тренировочных и соревновательных нагрузок, рост показателей уровня физической и
технико-тактической подготовленности.
Вариативность – предусматривает, в зависимости от этапа многолетней подготовки и
индивидуальных особенностей юного спортсмена, включение в тренировочный план
разнообразного набора тренировочных средств и изменения нагрузок для решения задач
физической подготовки.
4

К занятиям в группах физкультурно-спортивной направленности допускаются все лица,
желающие заниматься спортом, независимо от их одаренности, способностей, уровня
физического развития и подготовленности, не имеющие медицинских противопоказаний
(имеющие письменное разрешение врача), зачисленные в спортивную школу согласно
Положению о правилах приема детей в МАОУ ДО ДЮСШ.
Уровень реализации программы: стартовый.
Адресат программы: учащиеся в возрасте от 7 до 10 лет
Форма реализации программы: очная.
Срок реализации программы: 2 года.
Объем программы: 468 часов. Годовой план рассчитан на 39 недель обучения.
Режим занятий: 3 раза в неделю по 2 академических часа. 1 академический час – 45
минут.
Наполняемость группы: от 15 до 20 человек.
Учитывая негативное влияние условий Крайнего Севера на спортивный результат при
подготовке спортсменов (короткий (длинный) световой день, недостаток кислорода и витаминов,
воздействие резких перепадов атмосферного давления и пр.) внесены изменения в контрольные
нормативы.

Период
обучения

Режим учебно-тренировочной работы
Минимальный
Минимальное
Объем часов
возраст для
кол-во учащихся
в неделю
зачисления (лет)
в группе, чел.

1 год

7

15

6

2 год

7

15

6

Итоги реализации
программы
Прирост показателей
по ОФП и СФП.
Участие в итоговых
соревнованиях

Расписание занятий объединения составляется для создания наиболее благоприятного
режима труда и отдыха обучающихся, по представлению педагогических работников с учетом
пожеланий обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних
обучающихся и возрастных особенностей обучающихся.
Основные формы учебно-тренировочного процесса
- учебно-тренировочные занятия
- теоретические занятия (в форме бесед, лекций)
- участие в спортивных соревнованиях и мероприятиях
- тестирование и медицинский контроль
Ожидаемые результаты.
К концу 1 года обучения учащиеся должны
знать:
- основные правила безопасности поведения на воде;
- правила личной гигиены;
- основы здорового образа жизни;
- о разных стилях плавания («кроль», «брасс», «дельфин»);
уметь:
- погружаться в воду с головой, выполнять выдох в воду;
- выполнять скольжение на груди и спине с опорой и без, с работой рук, с работой ног;
5

-владеть начальными навыками плавания стилями: «брасс», «кроль на груди», «кроль на
спине», «баттерфляй» в полной координации движений.
К концу 2 года обучения учащиеся должны
знать:
-физиологические системы организма, понятие об утомлении и переутомлении;
-строение и функции мышц, понятие о гигиене;
-правила проведения соревнований, требования, нормы и условия выполнения
спортивных званий и разрядов по плаванию.
уметь:
- выполнять специальные упражнения гимнастики на суше;
- владеть техникой плавания брассом;
- проплывать без остановки дистанцию 100 метров;
- выполнять старт с тумбочки и с бортика для плавания брассом;
- выполнять старт из воды для плавания брассом;
- выполнять повороты в плавании брассом;
- выполнять специальные технические упражнения для совершенствования техники
плавания;
- совершенствовать технику плавания и расширять арсенал двигательных навыков.

№

План учебно-тренировочных занятий
Содержание занятий

объем (ч)
1 год 2 год

I. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
1. Физическая культура и спорт в РФ
1
2. Влияние занятий спортом на строение и функции организма
1
3. Гигиена, закаливание, питание и режим
1
4. Техника безопасности и профилактика травматизма
1
5. Врачебный контроль, самоконтроль, спортивный массаж
1
6. Основы техники и тактики
1
7. Основы методики обучения и тренировки
1
8. Моральная, психологическая и физическая подготовка
1
9. Планирование и контроль тренировки
10. Планирование, организация, проведение, правила соревнований
11. Оборудование и инвентарь
1
12. Установки перед соревнованиями
Итого 9
II. ПРАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
1. Общая физическая подготовка
110
2. Специальная физическая подготовка
62
3. Технико-тактическая подготовка
37
4. Психологическая подготовка
6
5. Соревновательная практика /контрольные тестирования
4
6. Восстановительные мероприятия
6
Врачебный
и
медицинский
контроль
7.
2
Итого
225

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
11
110
62
33
6
4
6
2
223
6

Общее количество часов

234

234

Программный материал
Теоретическая подготовка
Тема 1. Физическая культура и спорта в России. Спорт в России. Массовый народный
характер спорта. Единая спортивная классификация и ее значение. Разрядные нормы и
требования. Международные связи российских спортсменов. Олимпийские игры. Российские
спортсмены на Олимпийских играх.
Тема 2. Влияние занятий спортом на строение и функции организма. Овладение
умениями организовать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя
зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры). Мониторинг здоровья (рост, масса
тела, динамическая и статическая сила рук). Воспитание нравственных гражданских и волевых
качеств. Мотивация к занятиям спортом. Психологическая подготовка в многолетней
спортивной тренировке. Инициативность, самостоятельность, творческое отношение к
занятиям. Ответственность за свои поступки перед семьей, классом, командой, коллективом.
Тема 3. Гигиенические требования к обучающимся. Понятия о гигиене и санитарии.
Понятия о рациональном питании. Гигиенические требования к питанию спортсмена. Уход за
телом, полостью рта, зубами. Режим дня. Профилактика вредных привычек.
Тема 4. Профилактика заболеваемости и травматизма в спорте. Простудные
заболевания. Виды закаливания. Профилактика спортивного травматизма. Первая доврачебная
помощь при травмах.
Тема 5. Основы техники плавания. Основные технические приемы в плавание. Средства
и методы спортивной тренировки. Анализ техники изучаемых приемов вида спорта. Сочетание
технических приемов.
Тема 6. Спортивные соревнования. Организация и проведение спортивных
соревнований. Положение о проведении соревнований. Судейство соревнований.












Программный материал
Средства обучения плаванию
К основным средствам обучения плаванию относятся следующие группы физических
упражнений:
общеразвивающие, специальные и имитационные упражнения на суше;
подготовительные упражнения для освоения с водой;
учебные прыжки в воду;
игры и развлечения на воде;
упражнения для изучения техники спортивных способов плавания.
Общеразвивающие, специальные и имитационные
упражнения на суше
Общеразвивающие, специальные физические упражнения применяются в целях:
повышение уровня общего физического развития занимающихся;
совершенствования основных физических качеств, определяющих успешность обучения и
тренировки в плавании (координация движений, сила, быстрота, выносливость, подвижность в
суставах);
организация внимания занимающихся и предварительной подготовки к изучению основного
7

учебного материала в воде.
Для повышения уровня общего физического развития занимающихся, способствующего
быстрому и качественному освоению навыка плавания, используются самые разнообразные
физические упражнения и занятия другими видами спорта: строевые и общеразвивающие
гимнастические упражнения; спортивные и подвижные игры (волейбол, баскетбол, футбол);
легкоатлетические упражнения (ходьба, бег, прыжки, метания); ходьба на лыжах, бег на
коньках, гребля, езда на велосипеде.
Выполнение общеразвивающих упражнений при обучении плаванию направленно
главным образом на укрепление опорно-двигательного аппарата, формирование мышечного
корсета и воспитание правильной осанки – особенно у детей и подростков.
На первых этапах обучения, когда новичок не может еще проплывать определенные
отрезки и дистанции в воде, и таким образом совершенствовать выносливость, необходимо
использовать другие виды физических упражнений (ходьба, бег, спортивные и подвижные игры
и т.д.), а также широко применять повторный и интервальный методы выполнения
гимнастических упражнений.
Для развития быстроты следует включать в занятия спортивные и подвижные игры.
Выполнение упражнений в максимальном темпе за короткий отрезок времени (10-12 сек.) –
прыжков, метаний, стартовых ускорений в беге; специальных гимнастических упражнений и
упражнений в воде (на первых этапах – упражнений с движениями ногами, держась руками за
бортик).
Имитация на суше движения, сходных по форме и характеру с движениями, выполняемыми
в воде, способствует более быстрому и качественному освоению техники плавания. С формой
гребковых движений руками, как при плавании кролем на груди и на спине, новички
знакомятся, выполняя на суше различные круговые движения плечами и руками (типа
«Мельница») в положении стоя и стоя в наклоне. Они также предварительно знакомятся с
необходимостью преодолевать сопротивление воды при выполнении гребков руками, применяя
упражнения с резиновых амортизаторов и или бинтами. Величина сопротивления не должна
превышать 40-50%% от максимальной (для каждого занимающегося) величины, которая может
быть определена при однократном выполнении этого упражнения. Наряду с динамическими,
используются статические упражнения с изометрическим характером напряжения работающих
мышц, например, для ознакомления с мышечным чувством, возникающим при имитации
скольжения (принять положение «скольжения», стоя у стены и несколько раз напрячь мышцы
туловища, рук и ног).
Совершенствование физических качеств пловца на первых этапах подготовки путем
применения общеразвивающих и специальных физических упражнений осуществляется
быстрее и эффективнее, чем с помощью средств плавания. Именно поэтому в
подготовительную часть каждого занятия по плаванию обязательно включается комплекс
общеразвивающих и специальных физических упражнений на суше, содержание которого
определяется задачами данного занятия. Выполнение такого комплекса подготавливает новичка
к успешному освоению учебного материала в непривычных условиях водной среды. В период
обучения плаванию упражнения комплекса необходимо выполнять ежедневно, во время
утренней гимнастики.
Практическая подготовка
Ходьба и бег: ходьба с высоким подниманием колена, на носках, пятках, на наружных и
8

внутренних сторонах стопы, ходьба широким шагом на полусогнутых ногах наклоненным
вперед туловищем, ходьба в приседе и полуприседе, сочетание ходьбы с различными
движениями руками; бег обычный, бег с высоким подниманием колена и с «забрасыванием»
голени назад; ходьба и бег с изменением частоты шагов, с изменением направления; сочетание
ходьбы и бега с прыжками на одной или двух ногах; бег в умеренном темпе по залу или на
местности, бег на скорость на отрезках 15 – 30 м и др.
Упражнения для рук и плечевого пояса: из различных и.п. сгибание и разгибание рук,
маховые, вращательные, рывковые движения руками одновременно, поочередно, попеременно;
поднимание и опускание плеч, круговые движения ими, движения с постепенно
увеличивающейся амплитудой; сгибание и разгибание рук в упоре лежа; то же, но в упоре лежа
сзади; сгибание и разгибание туловища в упоре лежа; подтягивание на перекладине или
гимнастической стенке и др.
Упражнения для туловища и шеи: наклоны головы вперед, назад, круговые движения
головой, повороты головы в сторону; наклоны туловища, круговые движения туловищем тазом,
пружинистые покачивания, сгибания и разгибания туловища; из положения лежа на груди
поднимание и повороты туловища с различными положениями рук; в том же и.п. поднимание
прямых ног вверх, одновременные рывки вверх руками и ногами с прогибанием; из положения
лежа на спине поднимание и опускание ног, круговые движения ногами, переход в сед углом и
т.п.
Упражнения для ног: приседания; пружинящие приседания с различными положениями рук и
ног; подскоки и прыжки; выпады, пружинящие покачивания в выпаде и др.
Упражнения на растягивание и подвижность в суставах: маятникообразные, рывковые или
вращательные движения рук и ног с постепенно увеличивающейся амплитудой в плечевых,
голеностопных, коленных и тазобедренных суставах; волнообразные движения туловищем;
повороты туловища; сгибание и разгибание туловища в поясничном и грудном отделах;
круговые движения плечевым поясом, движения вперед, назад, вверх и вниз и др.
Имитационные упражнения: движения руками, ногами, туловищем, как при плавании кролем
на груди, на спине, брассом и дельфином в сочетании с дыханием; прыжки вверх и впередвверх из и.п. «старт пловца»; на гимнастическом мате группировки, кувырки и вращения,
имитирующие элементы техники скоростных поворотов на груди и на спине.
Прыжки: прыжки в длину и высоту с места, с разбега; прыжки через простые препятствия;
прыжки со скакалкой и др. Подвижные и спортивные игры, эстафеты с мячом.
Основы методики обучения технике
спортивных способов плавания
Изучение техники спортивного способа плавания проводится в строгой методической
последовательности. Техника изучается в следующем порядке:
1. положение тела,
2. дыхание,
3. движения ногами,
4. движения руками,
5. общее согласование движений.
Несмотря на изучение техники плавания по частям, на этом этапе обучения необходимо
стремиться к выполнению изучаемого способа плавания в целом – насколько позволяет уровень
подготовленности занимающихся. На этапе закрепления и совершенствования техники
9

плавания ведущее значение приобретает метод целостного выполнения техники. С этой целью
применяются следующие варианты плавания:
 поочередное проплывание длинных и коротких отрезков (например, плавание вдоль и
поперёк бассейна);
 проплывание отрезков на наименьшее количество гребков;
 чередование плавания в облегченных и в усложненных условиях в заданном темпе
(например, плавание по элементам и в полной координации; плавание по элементам с
поддержкой дыхания и в полной координации).
Таким образом, закрепление и совершенствование техники плавания обеспечивают:
 разнообразие вариантов выполнения упражнений, которое позволяет сохранить интерес к
занятиям, что особенно важно в плавании;
 умение применять различные варианты техники плавания в изменяющихся условиях;
 формирование индивидуальной техники плавания в соответствии с особенностями
телосложения и уровнем физической подготовленности.
Подготовительные упражнения по освоению с водой.
 Передвижение по дну шагом, бегом, прыжками, взявшись за руки и с различными исходными
положениями рук, передвижения с изменениями направлений. Движение руками и ногами с
изменением направлений и плоскостей из различных исходных положений, напряженно и
расслабленно. Передвижение по дну шагом и бегом с помощью гребковых движений руками.
 Погружения в воду на задержанном вдохе и открывания глаз под водой.
 Дыхательные
упражнения:
из
различных
исходных
положений
выполнение
продолжительного выдоха и «взрывного» выдоха после задержки дыхания (как на поверхности
воды, так и в воду).
 Лежание и скольжение на груди и спине с различными положениями рук.
 Скольжение толчком одной и двумя ногами от дна и от бортика. Скольжение с вращением.
Скольжение на боку. Скольжения с элементарными гребковыми движениями руками и ногами.
 Упражнения для изучения техники спортивных способов плавания, стартов и поворотов.
Кроль на груди и кроль на спине: движение ногами, руками, дыхание; согласование
движений ногами, руками с дыханием; общее согласование движений.
Брасс: движения ногами, руками, дыхание; согласование движений ногами, руками с
дыханием; общее согласование движений.
Баттерфляй: движения ногами, руками, дыхание; согласование движений ногами, руками с
дыханием; общее согласование движений.
Простые открытые и закрытые повороты при плавании кролем на груди брассом, дельфином и
на спине.
Стартовый прыжок с низкого бортика и тумбочки. Старт из воды при плавании на спине.
Подвижные игры и развлечения на воде, учебные прыжки. Игры: «Невод», «Байдарки»,
«Каноэ», «Лягушата», «Поезд в тоннели», «Буксиры», «Попади торпедой в цель», «Винт»,
«Дельфины», «Кто дальше проскользит», «Кто лучше?», «Прыжки в обруч» и т.д.
Учебные прыжки: соскок в воду с низкого бортика; спад в воду из положения приседа или седа
на бортике; спад в воду из положения стоя согнувшись с бортика, со стартовой тумбочки,
метрового трамплина; прыжки вниз ногами с метрового трамплина.
10

Брасс
1. Плавание (руки у бедер или вытянуты вперед) с помощью движений ногами брассом на
груди или на спине, с доской или без.
2. То же, на наименьшее количество отталкиваний ногами, сохраняя заданную скорость на
отрезке.
3. Ныряние на 10-12 м с помощью движений брассом, руки вытянуты вперед.
4. Проплывание, чередуя 2-3 цикла движений брассом и ног дельфином с 2-3 цикла и
движений брассом без наплыва.
5. Стоя в вертикальном положении в воде без опоры о дно ногами, руки за головой,
приподниматься из воды как можно выше, за счет непрерывных движений ногами вниз
брассом.
6. То же упражнение, но пловец продвигается вперед и постепенно падает телу положение,
близкое к горизонтальному.
7. Плавание с помощью непрерывных и нешироких движений ногами брассом, лежа на груди,
руки у бедер, подбородок на поверхности воды.
8. То же упр., но руки вытянуты вперед.
9. Плавание с помощью движений ногами брассом на груди и на спине колени сомкнуты
(поплавок зажат между коленями).
10. Плавание руками брассом и ногами дельфином.
11. Ныряние брассом на 10-12 м с полной координацией движений и длинным гребком руками
до бедер.
12. Плавание брассом с заданным темпом и скоростью с акцентированием внимания на
отдельных элементах техники движений.
13. Плавание брассом на наименьшее количество гребков, сохраняя заданную скорость.
Баттерфляй
1. Плавание на груди с помощью движений ногами баттерфляй на груди и на спине с
различным положением рук: обе вперед; одна вперед; другая у бедра; обе у бедра.
2. Плавание с помощью движений ногами дельфин в положении на боку, нижняя рука вперед,
верхняя – у бедра.
3. То же, но обе руки у бедер (на коротких отрезках).
4. Плавание с помощью движений ногами баттерфляй, руки вперед, голова приподнята над
водой (подбородок на уровне поверхности воды).
5. Плавание с помощью движений ногами баттерфляй с доской в руках.
6. Ныряние на 10-12 м с помощью движений ногами дельфином.
7. И.п. – вертикальное положение в воде без опоры о дно ногами, руки у бедер или вверх,
движение ногами баттерфляй.
8. И.п. – руки у бедер. Плавание на груди с помощью движений ногами баттерфляй и с
различными движениями рук по воздуху (без гребков) в ритме двухударного дельфина: а) на
первый удар ногами начать пронос правой руки по воздуху; на второй удар ногами завершить
пронос руки и вытянуть ее вперед; на третий и четвертый удары – сохранять новое положение
рук; повторить упр. с проносом левой руки;
б) на первый удар ногами начать пронос правой руки вперед; на второй- завершить пронос руки
и вытянуть руки вперед, на четвертый – завершить его и вытянуть руки вперед, на следующие
четыре удара сохранять новое положение рук;
11

в) правую и левую руки пронести сперва поочередно вперед, затем поочередно назад в и.п.
9. Плавание с помощью движений руками баттерфляй и поплавком между бедрами; дыхание
через цикл.
10. То же, но без поплавка, ноги расслаблены и вытянуты у поверхности.
11. Плавание с помощью движение руками баттерфляй и ногами кролем.
12. Плавание с помощью движений ногами баттерфляй и руками брассом.
13. Плавание дельфином в одноударной координации с двумя вариантами дыхания, вдох через
один, два или три цикла движений рук.
14. Плавание дельфином с помощью движений ногами и одной руки, другая вытянута вперед, в
ритме двухударного слитного дельфина, для вдоха голова поворачивается в сторону гребущей
руки.
15. Плавание баттерфляй с помощью движений ногами и чередованием 3 различных вариантов
движений руками: гребок левой рукой (правая вытянута вперед), гребок обеими руками, гребок
правой рукой (левая вытянута вперед) и т.д. в ритме двухударной слитной координации.
16. Предыдущее упр., но при движении одной руки, другая остается вытянута у бедра.
17. То же, что и два предыдущих упр., но число однотипных гребковых движений
увеличивается до 3-5: например, 3 гребка одной рукой, 3 гребка обеими, 3 гребка другой рукой.
18. Плавание баттерфляй в ритме двухударной слитной координации, но с остановкой рук у
бедер в конце гребка при вдохе; во время паузы выполняется дополнительный (третий) удар
ногами, и цикл движений повторяется.
19. Плавание с помощью движений ногами баттерфляй, руки у бедер и поочередными гребками
руками кролем в ритме слитного двухударного баттерфляй.
20. Плавание баттерфляй в слитной двухударной координации с задержкой дыхания и
дыханием через три цикла движений руками.
Старт с тумбочки и из воды
1. Стартовый прыжок с прижатыми к туловищу во время полета и входа в воду руками –
постараться прыгнуть и проскользить как можно дальше.
2. То же, но одна рука вытянута вперед, другая прижата к туловищу.
3. То же, но к моменту входа в воду рука, прижата к туловищу, энергичным маховым
движением (через низ или верх) присоединяется к руке, вытянутой вперед.
4. То же, что и упр. 1, но к моменту входа в воду обе руки маховым движением выводятся
вперед.
5. Прыжок с разбега в воду головой с бортика бассейна.
6. Стартовый прыжок с вылетом по крутой траектории вверх, крутым входом в воду (как бы в
одну точку), мощными гребковыми движениями под водой с помощью ног дельфином и
переходом к плавательным движениям кролем на груди или дельфином.
7. То же, но с гребком руками и ногами брассом и переходом к плавательным движениям
брассом.
8. Стартовый прыжок с поворотом тела на 90 гр. относительно продольной оси (вход в воду в
положении на боку), последующим переходом на спину во время скольжения под водой,
мощными гребковыми движениями ног дельфином, выходом на поверхность и переходом к
плавательным движениям на спине.
9. Стартовый прыжок в гимнастический обруч, через шест.
10. Стартовый прыжок и скольжение без движений до полной остановки с регистрацией
12

пройденного расстояния (по голове).
11. Стартовый прыжок с акцентом на: а) быстрое выполнение подготовительных движений; б)
быстрое выполнение отталкивания; в) дальность прыжка.
12. Прохождение отрезка 15 м со старта под команду с фиксацией времени (по голове пловца на
15 м створе).
Повороты
1.
Акробатические упражнения на суше, многоскоки, прыжки на одной и двух ногах,
запрыгивания на высокие препятствия.
2.
Учебные прыжки в воду.
3.
Выполнение поворота в обе стороны.
4.
Два вращения с постановкой ног на стенку.
5.
Выполнение поворотов во время плавания поперек бассейна.
6.
Вход в поворот на повышенной скорости.
7.
Проплывание на время 15-ти метрового отрезка дистанции, включающего поворот.
8.
Наиболее действенным средством совершенствования техники поворотов является
образцовое выполнение каждого поворота на тренировке. Необходимо с ускорением наплывать
на поворотную стенку, быстро выполнять поворот, энергично выполнять гребковые движения
под водой и своевременно переходить к плавательным движениям на дистанции.
Основные упражнения для отработки
техники плавания стартов и поворотов
Проплывание в свободном и умеренном темпе на технику дистанций 100, 200, 400 м
способами кроль на груди, на спине и брассом; проплывание способом дельфин 100 м,
проплывание в свободном и умеренном темпе на технику 200,400 м комплексно /смена
способов через 25, 50 и 100 м/; плавание в умеренном темпе различными способами на технику
с помощью движений руками или ногами на дистанциях от 200 до 400 м; проплывание в
умеренном темпе на технику с полной координацией движений и с помощью движений ногами
или руками всеми способами упражнений типа: 5-6 х100 м, 2-3 х 200 м ,и 400 м + 200м; 400 м +
200 м; проплывание отрезков 25 и 50 м с повышенной скоростью на технику всеми способами с
полной координацией движений, а также с помощью движений руками или ногами в
упражнениях типа: 4-6 х 25 м со старта различными способами, 4-6 х50 м с помощью движений
руками или ногами, чередуя способы и темп плавания, 4 х 50 м каждым способом и др;
эстафетное плавание по 10 – 15; 25 и 50 м всеми способами с полной координацией движений
руками или ногами и др.
Игры на воде
Игры на ознакомление с плотностью и сопротивлением воды
1) «Кто выше?»
Играющие стоят в воде лицом к ведущему. По его команде все приседают и,
оттолкнувшись ногами от дна, а руками от воды, выпрыгивают из нее как можно выше. Обычно
выполняется 5-6 попыток. Первые прыжки можно выполнять с произвольным положением рук,
последующие - поднимая руки вверх одновременно с толчком ногами. После каждого прыжка
объявляются победитель и два призера.

13

Методические указания. Руководитель игры должен объяснить причину успеха
победителей: например, умение напрягать мышцы и вытягиваться в струнку, принимая
наиболее обтекаемое положение тела.
2) «Полоскание белья»
Играющие становятся лицом к ведущему, наклонившись вперед (ноги на ширине плеч,
прямые руки опущены). По команде ведущего они выполняют одновременные и поочередные
движения обеими руками в разных направлениях: вправо-влево, вперед - назад, вниз - вверх,
как бы полоская белье.
Методические указания. Руководитель игры обязательно дает играющим задание:
каждый вид движений выполнять сначала расслабленными, затем напряженными руками. Это
позволяет им почувствовать, что опираться о воду и отталкиваться от нее можно только
ладонью напряженной руки.
3) «Переправа»
Играющие располагаются в произвольном порядке (например, в шеренге или колонне) и
по сигналу ведущего передвигаются по дну (от одной условной границы до другой), помогая
себе гребками рук. Сначала «переправляться» нужно медленно, не вызывая излишнего шума
гребками - «чтобы противник не услышал».
Методические указания. Гребки выполняются сбоку от туловища согнутыми в локтевых
суставах руками - одновременно или поочередно. По мере освоения упражнения игра
проводится в виде соревнования «Кто быстрее переправится». В этом случае играющие бегут в
воде на заданное расстояние, помогая себе гребками рук.
4) «Лодочки»
Играющие стоят в шеренге лицом к берегу - это «лодочки у причала». По первому
условному сигналу ведущего «лодочки» расплываются в разных направлениях - их «разогнал
ветер». По второму сигналу «Раз, два, три - вот на место встали мы» играющие спешат занять
места у «причала».
Методические указания. В зависимости от подготовленности занимающихся и условий
проведения игры «лодочки» могут «расплываться» в быстром и медленном темпе. Играющие
могут также передвигаться вперед спиной, помогая себе гребками рук, выполняемыми
поочередно или одновременно.
5) «Карусель»
Играющие становятся в круг, взявшись за руки. По сигналу ведущего они начинают
движение по кругу со словами: «Еле-еле, еле-еле закружились карусели, а потом, потом, потом
все бегом, бегом, бегом». Пробегают 1-2 круга до очередного сигнала: «Тише, тише, не спешите
- карусель остановите». Движение по кругу замедляется, и «карусель» останавливается. Игру
возобновляют с движением в другую сторону.
Методические указания. В игре одновременно могут участвовать две или три
«карусели».
6) «Рыбы и сеть»
Играющие располагаются в произвольном порядке - это «рыбы». По сигналу ведущего
все участники игры, кроме двух водящих, разбегаются. Держась за руки, водящие стараются
поймать кого-либо из «рыб» в «сеть». Для этого им нужно сомкнуть руки вокруг пойманного,
опустив их на поверхность воды. Пойманный присоединяется к водящим, увеличивая длину
«сети». Игра заканчивается, когда все «рыбы» будут пойманы.
14

Основные правила игры: «сеть» не должна «порваться», поэтому водящие должны
крепко держаться за руки.- «рыбам» запрещается разрывать «сеть» силой, выбегать на берег
или за пределы места, отведенного для игры;
- «рыба» считается пойманной, если она попала в «сеть», т.е. в круг, образованный
руками водящих;
- победителями считаются те, кто к концу игры не попал в «сеть».
7) «Караси и карпы»
Играющие делятся на две команды и становятся в шеренги, спиной друг к другу (на
расстоянии 1 м) и боком к ведущему. Игроки одной шеренги - «караси», игроки другой «карпы». Как только ведущий произнесет: «Караси!», команда «карасей» стремится как можно
быстрее достичь условной зоны. «Карпы», повернувшись, бегут за «карасями», стараясь
догнать их и дотронуться до них рукой. Пойманные «караси» останавливаются. По сигналу
ведущего все возвращаются на свои места, и игра возобновляется. Ведущий произвольно
называет команды - «Караси!» или «Карпы!», после чего игроки названной команды убегают на
свою территорию. Подсчет пойманных «карасей» и «карпов» продолжается до конца игры.
Выигрывает команда, у которой было поймано меньшее количество игроков.
Игры с погружением в воду с головой и открыванием глаз в воде
1) «Кто быстрее спрячется под водой?».
Играющие становятся лицом к ведущему и по его сигналу быстро приседают - так,
чтобы голова скрылась под водой.
Вариант игры - «Сядь на дно»: по команде ведущего участники игры пытаются сесть на
дно и погружаются в воду с головой.
Методические указания. Перед погружением в воду необходимо сделать глубокий вдох
и задержать дыхание на вдохе. Это помогает почувствовать подъемную силу воды, а также
убедиться в том, что сесть на дно практически невозможно.
2) «Хоровод»
Играющие становятся в круг, взявшись за руки. По сигналу ведущего они начинают
движение по кругу, считая вслух до десяти. Затем делают вдох, задержав дыхание,
погружаются в воду и открывают глаза. Игра возобновляется с движением в обратном
направлении.
Методические указания. После того как играющие снова появятся над водой, ведущий
дает им указание крепко держаться за руки, чтобы не вытирать глаза и стекающую по лицу
воду.
3) «Морской бой»
Играющие делятся на две команды и становятся в две шеренги лицом друг к другу (на
расстоянии 1 м) и боком к ведущему. По сигналу обе шеренги начинают брызгать водой в лицо
друг другу. Выигрывает команда, игроки которой не поворачиваются к брызгам спиной и не
закрывают глаза.
Методические указания. Шеренги не сближаются и не касаются друг друга руками.
4) «Жучок-паучок» ;
Играющие становятся в круг, взявшись за руки. В центре круга стоит водящий - «жучокпаучок». По сигналу руководителя играющие движутся по кругу, произнося нараспев: «Жучокпаучок вышел на охоту! Не зевай, поспевай - прячьтесь все под воду!» С последними словами
все приседают, погружаясь в воду. Тот, кто не успел спрятаться, становится «жучком-паучком».
15

Методические указания. При выполнении погружений в воду с головой следует
напомнить играющим о том, что в воде надо открыть глаза, чтобы лучше ориентироваться, а
после появления над водой не вытирать лицо руками.
5) «Лягушата»
Играющие («лягушата») образуют круг и внимательно ждут сигнала ведущего. По
сигналу «Щука!» все «лягушата» подпрыгивают вверх; по сигналу «Утка!» прячутся под водой.
Неправильно выполнивший команду становится в середину круга и продолжает игру вместе со
всеми. Необходимо похвалить тех детей, которые ни разу не ошиблись.
6) «Насос»
Играющие становятся парами, взявшись за руки, лицом друг к другу. Приседая по
очереди, они погружаются в воду с головой (как только один появляется из воды, другой сразу
же приседает, погружаясь в воду).
Методические указания. До начала игры следует напомнить детям, что перед
погружением в воду нужно обязательно сделать вдох и задержать дыхание.
7) «Спрячься!»
Играющие образуют круг, в центре которого находится ведущий. Участники игры
быстро опускают голову в воду, когда ведущий проводит над их головами на своих «станциях»,
дается команда перейти на другую «станцию». Игра заканчивается, когда каждая команда
побывает на всех «станциях».
Методические указания. Перед началом игры напомнить ее участникам, что перед
каждым нырянием надо сделать вдох и задержать дыхание.
Игры с всплыванием и лежанием на воде
1) «Винт»
Играющие по команде ведущего ложатся на воду в положении на спине. Затем (в
зависимости от дальнейшей команды) поворачиваются на бок, на грудь, снова на спину и т. д.
Выигрывает тот, кто лучше других умеет менять положение тела в воде.
Методические указания. При выполнении поворотов руководитель дает указание
играющие помогать себе гребковыми движениями рук.
2) «Авария»
По команде ведущего играющие, сделав глубокий вдох, ложатся на спину на
поверхность воды - это «потерпевшие кораблекрушение». Они стараются продержаться как
можно дольше на воде (до 3-5 мин) - «пока не подоспеет помощь».
Методические указания.
До начала игры ведущий подсказывает участникам, что во время лежания на воде можно
выполнять легкие гребковые движения кистями (в виде «восьмерок») около тела.
3) «Слушай сигнал!»
Вариант 1. Играющие соревнуются в правильном выполнении упражнений «поплавок»,
«медуза», лежание на спине и на груди, «винт». Каждое их них выполняется после
соответствующего условного сигнала (значение сигналов оговаривается до начала игры).
Побеждает тот, кто ни разу не ошибся или сделал минимум ошибок.
Вариант 2. Играют две равные по силам команды. Выигрывает команда, допустившая
меньшее количество ошибок.
Методические указания. Условные сигналы должны быть короткими и выразительными.
Перед подачей очередного сигнала нужен промежуток времени, достаточный для отдыха.
4) «Пятнашки с поплавком»
16

Водящий («пятнашка») старается догнать кого-нибудь из игроков и дотронуться до него.
Спасаясь от «пятнашки», игроки принимают положение «поплавка». Если «пятнашка»
дотронется до игрока раньше, чем он примет данное положение, тот становится «пятнашкой».
В зависимости от подготовленности участников вместо «поплавка» можно принять
положение «медузы» или любое другое, известное играющим.
5) «Кто сделает кувырок?»
Сделав вдох и приняв положение группировки, играющие по команде ведущего
поочередно выполняют кувырки вперед через разграничительную дорожку или мяч. Затем
дается команда выполнять кувырки назад. После того как каждый участник освоит выполнение
кувырков вперед и назад, игра может быть проведена двумя командами в виде эстафеты.
головами рукой или бечевкой с привязанной на конце резиновой игрушкой (вращая ее). Те,
кого коснулась игрушка, выбывают из игры.
Методические указания. Участникам игры запрещается выходить за пределы
досягаемости резиновой игрушки. Диаметр круга, образованного играющими, должен быть по
возможности больше, а скорость вращения игрушки - меньше.
8) «Водолазы»
Вариант 1. Играющие достают со дна какой-либо яркий предмет, брошенный туда
специально для этой цели. Глубина воды - 120-150 см.
Вариант 2. Играющие делятся на две команды с равным количеством участников. По
сигналу
ведущего
они
достают
со
дна
предметы,
ныряя
в
воду
с
открытыми глазами. Выигрывает команда, участники которой быстрее собрали все предметы.
Методические указания, Число брошенных на дно предметов должно соответствовать
количеству «водолазов», поэтому ныряющие могут быть разделены на две, три или четыре
команды.
9) «Охотники и утки»
Играющие делятся на две команды - «охотников» и «уток». «Охотники» становятся по
кругу, внутри него - «утки». Перебрасывая друг другу футбольную камеру, «охотники»
стараются попасть в «уток», которые могут уворачиваться от мяча и нырять. Игра
продолжается 2-3 мин, после чего команды меняются ролями. Выигрывает команда, имеющая
большее количество попаданий.
Методические указания. Перед началом игры ведущий должен предупредить ребят,
чтобы удары мячом были не очень сильными и не причиняли болевых ощущений.
10) «Поезд в туннель»
Вариант 1. Играющие выстраиваются в колонну по одному, положив руки на пояс
стоящего впереди, - это «вагоны поезда». Двое играющих, стоя лицом друг к другу, держатся за
руки, опустив их на воду, - это «туннель». Изображающие «вагоны» поочередно подныривают
под их руками. После того как «поезд» прошел через «туннель», игроки, изображавшие
«туннель»,
заменяются двумя игроками из числа «вагонов».
Вариант 2. «Поезд» проходит через пластмассовый круг («туннель»), который держит
один из играющих. Задачу можно усложнить, разместив два или три «туннеля» на некотором
расстоянии друг от друга.
Методические указания. Во время ныряния нужно обязательно открывать глаза и
выполнять произвольные гребковые движения руками и ногами.
11) «Утки-нырки»
17

На поверхности воды устанавливают несколько «станций» из разнообразных предметов:
пластмассовый обруч, плавательная доска, плавательная разграничительная дорожка, шест,
квадрат и др. Играющие делятся на равные по количеству участников команды; каждая
располагается около указанной ведущим «станции». Число команд соответствует количеству
«станций». По команде ведущего играющие на каждой «станции» поочередно ныряют в обруч,
под дорожкой и т.д. Когда все участники выполнят упражнения.
Игры с выдохами в воду
1)«У кого больше пузырей?»
По команде ведущего играющие погружаются с головой в воду и выполняют
продолжительный выдох через рот. Выигрывает участник, у которого при выдохе было больше
пузырей, т.е. сделавший более продолжительный и непрерывный выдох в воду.
Методические указания. Напомнить играющим, что перед погружением под воду
обязательно нужно делать вдох.
2) «Ваньки-встаньки»
Играющие, разделившись на пары, становятся лицом друг к другу и крепко держатся за
руки. По первому сигналу ведущего стоящие справа приседают, опускаются под воду и делают
глубокий выдох (глаза открыты). По второму сигналу в воду погружаются стоящие слева, а их
партнеры резко выпрыгивают из воды и делают вдох. Выигрывает та пара, которая правильнее
и дольше других, строго по сигналу, выполнит упражнение.
Методические указания. Несмотря на то, что игра направлена на совершенствование
выдоха в воду, ведущему необходимо внимательно следить за обязательным выполнением
других разученных элементов: например, открывания глаз в воде.
3) «Фонтанчики»
Вариант 1. Участники игры образуют круг (они могут держаться за руки) и по команде
ведущего (короткой - «Вдох» или продолжительной «Вы-ы-ы-дох») выполняют 5, 10, 20 (или
другое количество) поочередных вдохов и выдохов в воду. Побеждает тот, чей «фонтанчик»
бьет сильнее.
Вариант 2. Игра проводится как соревнование между двумя командами. Выигрывает
команда, все участники которой выполняют продолжительные и непрерывные выдохи в воду, т.
е. чья «фонтанчики» бьют лучше.
Методические указания. Объясняя участникам правила игры, следует подчеркнуть, что
преимущество имеет команда, у которой сильно бьет каждый «фонтанчик», т.е. каждый
участник умеет делать правильный выдох в воду.
4) «Качели»
Играющие становятся парами спиной друг к другу, взявшись под руки. Поочередно
наклоняясь вперед и опуская лицо в воду (в момент опускания лица делается выдох), они
поднимают своих партнеров на спину над водой. Выигрывает пара, которая большее
количество раз подряд выполнит вдох и выдох в воду.
5) «Кто победит?»
Играющие становятся в шеренгу и по команде ведущего идут по дну,
помогая себе гребками рук и непрерывно делая вдох над водой и выдох в воду. Выигрывает тот,
кто пришел первым к финишу и на протяжении всей дистанции правильно выполнял вдохи и
выдохи. Граница финиша обозначается на расстоянии 15-20 м от места старта.
Методические указания. При выполнении выдоха играющие опускают в воду только
нижнюю часть лица (рот и нос). •
18

Игры со скольжением и плаванием
1) «Кто дальше проскользит?»
Играющие становятся в шеренгу на линии старта и по команде ведущего выполняют
скольжение сначала на груди, затем на спине.
Методические указания. При скольжении на груди руки вытянуты вперед; при
скольжении на спине руки сначала вытянуты вдоль туловища, затем вперед. Скольжение
выполняется в сторону мелководья.
2) «Стрела»
Играющие принимают исходное положение для скольжения, обязательно вытягивая
руки вперед - как стрела. Ведущий и его помощники входят в воду, берут поочередно каждого
играющего одной рукой за ноги, другой - под живот и толкают его к берегу по поверхности
воды. Побеждает «стрела», которая проскользит дальше всех.
Методические указания. Скольжение выполняется на груди и на спине.
Игра проводится только с детьми младших возрастов.
3) «Торпеды»
Играющие становятся в шеренгу на линии старта и по команде ведущего выполняют
скольжение с движениями ногами кролем - сначала на груди, затем на спине. Выигрывает тот,
кто проплывает большее расстояние.
Методические указания. Скольжение выполняется только в сторону мелководья.
4) «Ромашка»
Вариант 1. Играющие образуют круг, взявшись за руки. По команде ведущего все
ложатся на спину, вытянув ноги в центр круга и поддерживая себя на плаву гребковыми
движениями рук около туловища. Выполняют движения ногами кролем на спине, расплываясь
в разные стороны.
Вариант 2. Играющие становятся в круг и рассчитываются на первый- второй. Первые
номера стоят на дне. Вторые ложатся на спину, вытянув ноги в центр круга, и выполняют
движения ногами кролем, держась за руки первых номеров. Через 15-30с играющие меняются
местами.
5) «Кто выиграл старт?»
Участники садятся на бортик бассейна, упираясь ногами в сливной желоб. По
предварительной команде ведущего «На старт!» они поднимают руки вперед- вверх (кисти
соединены, голова между руками). По команде «Марш!» выполняют спад в воду с
последующим скольжением или скольжение с движениями ногами кролем.
Игры с прыжками в воду
1) «Не отставай!»
Играющие садятся на бортик, свесив ноги в воду. По сигналу ведущего они спрыгивают
в воду, быстро поворачиваются лицом к бортику и дотрагиваются до него руками. Выигрывает
тот, кто раньше займет это положение.
Методические указания. Игру можно проводить с неумеющими плавать, если глубина
воды доходит до уровня пояса или груди.
2) «Эстафета»
Играющие, разделившись на две команды, садятся на бортик бассейна друг за другом.
По сигналу ведущего замыкающие в каждой команде ударяют рукой по плечу сидящего
впереди и прыгают в воду; каждый играющий проделывает то же самое. Выигрывает команда,
все игроки которой раньше оказались в воде.
19

Методические указания. Напомнить участникам игры, что перед каждым прыжком
нужно сделать вдох и задержать дыхание.
3) «Прыжки в круг»
Участники поочередно спрыгивают в воду ногами вниз, стараясь попасть в
пластмассовый обруч, лежащий на воде около бортика бассейна. Сначала прыжки могут
выполняться из положения присев, затем из положения стоя (с шага) и, наконец,
оттолкнувшись двумя ногами от бортика. Во время первых прыжков не следует делать
замечания тем, кто задевает обруч руками. Постепенно ведущий усложняет задачу: прыгнуть в
обруч, не задев его. В этом случае прыжок выполняется, вытянув руки вдоль туловища или
вверх.
Методические указания. Обращать внимание играющих на правильное исходное
положение при выполнении прыжков в воду. Перед прыжком нужно захватывать пальцами ног
передний край бортика, тумбочки, т.е. любой опоры, чтобы не поскользнуться и не упасть
назад.
4) «Кто дальше прыгнет?»
Вариант 1. Играющие становятся на бортик бассейна на расстоянии до 1 м друг от друга,
захватив пальцами ног его край. По команде ведущего они выполняют прыжок вниз ногами,
отталкиваясь обеими ногами от бортика с одновременным махом руками. Выигрывает тот, кто
дальше прыгнет.
Вариант 2. На расстоянии 1,5 - 2 м от бортика натягивается дорожка или на поверхность
воды кладется шест. По команде ведущего участники игры стараются перепрыгнуть через этот
условный рубеж вниз ногами с произвольным движением руками.
Методические указания. Если играющие не умеют плавать, то глубина воды не должна
превышать уровня груди или пояса. Умеющие плавать могут прыгать в глубокий водоем, но
каждый очередной прыжок выполняется только после того, как предыдущий участник
отплывет на безопасное расстояние или выйдет из воды.
5) «Клоунада»
По заданию ведущего участники игры выполняют самые разнообразные прыжки в воду
вниз ногами: из исходного положения стоя спиной к воде; с поворотом в воздухе на 180°; с
разведением ног в стороны и последующим их соединением перед входом в воду и др.
После того как все варианты прыжков разучены каждым участником игры, можно
выполнять прыжки в парах. Ведущий оценивает изобретательность и артистизм каждой пары.
Методические указания. В глубоком водоеме с непрозрачной водой каждый очередной
прыжок выполняется после того, как предыдущий участник отплывет на безопасное
расстояние.
6) «Кто дальше проскользит?»
Играющие сидят на бортике, опустив ноги в воду и упираясь пальцами ног в стенку
бассейна или сливной желоб. Руки подняты вверх, кисти соединены, голова между руками. По
команде ведущего они низко наклоняются головой и руками к воде и, оттолкнувшись ногами,
падают в воду. Выигрывает тот, кто дальше проскользит.
Методические указания. В неглубоком водоеме спад в воду могут выполнять все
участники одновременно, в глубоком - поочередно.
7) «На старт - марш!»
Участники выстраиваются на бортике (на расстоянии 1 м друг от друга), захватив
пальцами ног его край. По команде ведущего «На старт!» они занимают неподвижное
20

положение и по команде «Марш!» выполняют прыжок в воду. Выигрывает тот, кто проскользил
после прыжка дальше всех.
Методические указания. В зависимости от подготовленности участников в игре могут
использоваться стартовый прыжок и другие, более простые прыжки, выполняемые вниз
головой: например, спад в воду из положения согнувшись; прыжок в воду из положения
согнувшись с толчком ногами; то же с маховым движением руками.
8) «Полет»
Играющие выстраиваются на бортике бассейна (на расстоянии 1 м друг от друга). По
команде ведущего они поочередно выполняют стартовый прыжок. Выигрывает участник,
пролетевший в воздухе до погружения в воду как можно дальше.
Методические указания. Игра проводится с детьми, хорошо умеющими плавать.
Играющих можно разделить на две команды. Повышению интереса кигре будет способствовать
натянутая на расстоянии 1,5-2 м от бортика бассейна веревка (или разграничительная дорожка),
через которую необходимо перелететь, не задев ее.
9) «Все вместе»
Играющие становятся в шеренгу по одному на бортике (на расстоянии 1 м друг от
друга). По команде ведущего они одновременно выполняют соскок вниз ногами, спад в воду из
положения согнувшись, прыжок с поворотом, спиной вперед или какой-либо другой прыжок.
Методические указания. Для повышения интереса к игре участников Можно разделить
на две равные по силам команды.
10) «Каскад»
Играющие становятся в шеренгу по одному на бортике (на расстоянии 1 м друг от
друга). По команде ведущего они поочередно выполняют соскок, прыжок вниз ногами или
какой-либо другой прыжок.
Методические указания. Перед каждым прыжком ведущему необходимо внимательно
проверять правильность принятия исходного положения.
Игры с мячом
1) «Мяч по кругу»
Играющие становятся в круг и перебрасывают друг другу легкий, невпитывающий влагу
мяч.
2) «Волейбол в воде»
Задача игры: та же, что и в предыдущей игре.
В зависимости от подготовленности участников игра может проводиться в мелком или в
глубоком бассейне.
3) «Салки с мячом»
Играющие произвольно перемещаются в воде. Один из них («салка») легким резиновым
мячом старается попасть в кого-либо из играющих. Тот, кто задет мячом, становится «салкой».
Методические указания. В зависимости от подготовленности участников игра может
проводиться в мелком или в глубоком бассейне.
4) «Борьба за мяч»
Участники делятся на две равные по силам команды. У одной из них - легкий мяч.
Игроки этой команды, передвигаясь в любых направлениях, перебрасывают мяч друг другу, а
команда соперников старается отнять у них мяч. Выигрывает команда, завладевшая мячом
большее количество раз.
5) «Мяч своему тренеру»
21

Играющие делятся на две команды и выстраиваются в шеренги напротив друг друга:
первая - на одной линии, вторая - на другой. У каждой команды есть тренер, который
принимает участие в игре, стоя на противоположной от своей команды отметке. По сигнал у
судьи игроки обеих команд стремятся завладеть мячом, находящимся в центре поля, и,
перебрасывая его одной или двумя руками, стараются отдать мяч в руки своему тренеру.
Выигрывает команда, которой удалось сделать это большее количество раз.
6) «Гонки мячей»
Играющие становятся в пары и берут в руки по мячу. По команде ведущего они плывут
кролем на груди с высоко поднятой головой и гонят впереди себя мяч по воде. Выигрывает
пловец, быстрее всех проплывший условленное расстояние и не потерявший мяч.
Методические указания. Оба игрока в соревнующейся паре должны иметь одинаковый
уровень подготовленности.






Специальная физическая подготовка
Подвижность в плечевых суставах (выкруты);
Подвижность позвоночного столба (наклон вперед)
Подвижность в голеностопном суставе.
Сила тяги на суше при имитации гребка дельфином.

Техническая плавательная подготовленность
 Обтекаемость (длина скольжения)
 Оценка плавучести (уровень воды при равновесии в воде в вертикальном положении с
вытянутыми вверх руками на полном вдохе).
 Интегральная оценка включает в себя оценку чувства воды при проплывании дистанций,
особенности телосложения, оценку тренером мотивации к дальнейшим занятиям спортом,
регулярность посещения занятий в течение года и др.
 Техника плавания всеми способами: а) с помощью одних ног; б) с помощью одних рук; в) в
полной координации.
 Оценка темпа и шага на соревновательной скорости,
 Выполнение тестов 3-6х50 м с увеличивающейся скоростью и регистрацией количества
гребков и частоты пульса.
Оценка результатов освоения программы по видам контроля
Виды контроля
Входящий
контроль
Текущий
контроль

Оперативный
контроль

Содержание
Начальный уровень
подготовки учащихся
Систематическая проверка и
оценка образовательных
результатов по конкретным
темам на отдельных занятиях
Контроль за функциональным
состоянием занимающихся,
оценка переносимости
нагрузки. Выявление
отклонений в состоянии

Методы/формы
контроля
Наблюдение

Сроки контроля
сентябрь

Наблюдение.
Выполнение
контрольных
заданий

В течение
учебного года

Измерение пульса

В течение
учебного года
22

Промежуточная
аттестация

Итоговая
аттестация

здоровья.
Оценка качества усвоения
учащимися содержания
образовательной программы
по итогам полугодия, года

Оценка результативности
освоения учащимися
образовательной программы в
целом

Зачеты
Контрольные
нормативы

1 модуль (апрель)
2 модуль
(декабрь)

Зачеты по
теоретическому и
практическому
блокам программы.
Контрольные
испытания по ОФП
и СФП, ТТП.
Соревнования
(присвоение
разрядов по итогам
соревновательной
деятельности)

Май

Оценивание результатов реализации программы
Критерии
оценивания

Результативность
освоения конкретных
тем.

Знание терминологии

Знание теоретической
основы выполняемых
действий

Уровень
Высокий
Средний
Низкий
Уровень теоретических знаний
Учащийся знает
Учащийся знает
Учащийся
теоретический
теоретический
фрагментарно знает
материал. Может дать
материал, но для
изученный материал.
развернутый,
полного раскрытия
Изложение
логически
темы требуются
сбивчивое, требует
выдержанный ответ,
дополнительные
корректировки
демонстрирующий
вопросы.
наводящими
полное владение
Взаимосвязь
вопросами. Не может
теорией. Понимает
материала с другими
самостоятельно
место излагаемого
разделами программы встроить материал в
материала в общей
находит с помощью
общую систему
системе области
педагога, но
полученных знаний
знаний
комментирует
самостоятельно
Свободно оперирует
Знает термины, но
Неуверенно
терминами, может их
употребляет их
употребляет термины,
объяснить
недостаточно (или
путается при
избыточно)
объяснении их
значения
Может объяснить
Может объяснить
Показывает слабое
порядок действий на порядок действий, но
понимание связи
уровне причинносовершает
выполняемых
следственных связей.
незначительные
действий с их
Понимает значение и
ошибки при
теоретической
смысл своих действий
объяснении
основой
теоретической базы
своих действий
23

Умение подготовиться
к действию*
*Действия –
практические навыки и
умения, ожидаемые
при освоении
программы

Практические навыки и умения
Умеет
Умеет
самостоятельно
самостоятельно
подготовиться к
подготовиться к
выполнению
выполнению
предстоящей задачи
предстоящей задачи,
но не учитывает всех
нюансов ее
выполнения
Последовательность
действий отработана.
Порядок действия
выполняется
аккуратно, в
оптимальном
временном режиме.
Видна нацеленность
на конечный
результат

Для активизации
памяти
самостоятельно
используются
алгоритмические
Алгоритм проведения
подсказки.
действия
Порядок действия
выполняется
аккуратно.
Видна нацеленность
на конечный
результат
Результат не требует
Результат требует
Результат действия
исправлений
незначительной
корректировки
Развитие личностных характеристик учащегося
Легко общается и
Легко общается и
знакомится с людьми. знакомится с людьми,
Способен
но не может
договориться с
договориться
Коммуникабельность
другим человеком,
самостоятельно. В
объяснить свою точку
спорных ситуациях
зрения
скандалит, обвиняет
других
Способен взять на
Может ответить на
себя руководство
вопросы товарищей,
группой в отсутствие
руководить их
руководителя,
действиями, если
ответить на вопросы
ситуация не требует
Лидерские качества
товарищей. Может
принятия решений
взять на себя
ответственность в
нестандартной
ситуации
Ответственно
Практически всегда
Аккуратность и
относится к
ответственно
дисциплинированность
порученному делу
относится к
порученному делу

Подготовительные
действия в целом
направлены на
предстоящую
деятельность, но
носят сумбурный
характер,
недостаточно
эффективны или
имеют ряд упущений
Порядок действий
напоминается
педагогом.
Порядок действия
выполняется
аккуратно, но
нацеленность на
промежуточный
результат

Результат в целом
достигнут, но требует
доработки
Стеснительный.
Хочет общаться, но
не знает, как начать
разговор. В
конфликтных
ситуациях обижается
вместо того, чтобы
выяснить отношения
Не способен на
принятие
самостоятельных
решений, не может
руководить
товарищами

Не проявляет
ответственности

Оценка уровней освоения образовательной программы
24

Уровень

Параметры
Теоретические
знания

Высокий
Практические
умения и навыки
Выполнение
нормативов
Теоретические
знания
Средний
Практические
умения и навыки
Выполнение
нормативов
Теоретические
знания
Низкий

Практические
умения и навыки
Выполнение
нормативов

Показатели
Успешное освоение учащимися более 80% содержания
образовательной программы. Учащийся самостоятельно
ориентируется в содержании пройденного материала,
способен самостоятельно систематизировать, обобщить
информацию, сделать вывод без ошибок, отлично владеет
специальной терминологией
Соответствие уровня развития практических умений и
навыков программным требованиям, свободно владеет
специальным оборудованием и оснащением. Все действия
(приемы) выполняет правильно, уверенно, быстро
Выполняет контрольные нормативы по ОФП, СФП,
технические нормативы
Успешное освоение учащимися более 70% содержания
образовательной программы. Почти полное усвоение
учебного материала (иногда требуется помощь педагога),
достаточно хорошо владеет специальной терминологией,
знает и успешно применяет на практике полученные знания
Приемы выполняет согласно описанию, уверенно, но
допускает незначительные ошибки
Выполняет контрольные нормативы по ОФП, СФП,
технические нормативы
Успешное освоение учащимися от 50 до 70% содержания
образовательной программы. Знает значение специальных
терминов, но путается в них. Нуждается в помощи педагога
При выполнении приемов допущены значительные ошибки
Выполняет контрольные нормативы по ОФП, СФП,
технические нормативы

Общая физическая подготовка на первом и втором году обучения
Контрольные упражнения
мальчики
девочки
Челночный бег 3 х 10 м (сек)
не более 10,0 с
не более 10,5 с
Бросок набивного мяча 1 кг
не менее 3,8 м
не менее 3,3 м
(м)сидя
Наклон вперёд с возвышения
Коснуться опоры
Коснуться опоры
руками
руками
Прыжок в длину с места
не менее 135 см
не менее 125 см
Выкрут прямых рук
Выполнить упражнение технически правильно

Балл
1 балл
1 балл
1 балл
1 балл
1 балл

Техническая подготовка на первом и втором году обучения
Контрольные упражнения
Оценка
3 балла (м) 4 балла (м) 5 баллов
(м)
Плавание брассом
25
50
100
Контрольные упражнения

оценка
25

Плавание брассом, баллы

Оценка техники плавания, стартов и
поворотов
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА

Спорт обладает широкими воспитательными возможностями. Однако спортивная
деятельность сама по себе довольно противоречива по своему воздействию на личность.
Жесткая соревновательная борьба, острое соперничество на тренировках и соревнованиях
могут стимулировать одностороннее, прагматическое развитие спортсмена, формирование
таких негативных качеств, как чрезмерное честолюбие, эгоизм, пренебрежительное отношение
к слабым, жестокость. Поэтому с первых-дней занятий тренер должен серьезное внимание
уделять нравственному воспитанию, нейтрализации неблагоприятного влияния спорта на
личностные качества, усиливать положительное воздействие спорта.
Главные задачи в занятиях со спортсменами - развитие у детей и молодежи
гражданственности и патриотизма как важнейших духовных, социально значимых ценностей
личности,
воспитание
высоких
моральных
качеств,
чувства
коллективизма,
дисциплинированности и трудолюбия. Важную роль в нравственном воспитании юных
спортсменов играет непосредственно спортивная деятельность, которая представляет большие
возможности для воспитания всех этих качеств. Воспитательная работа с юными пловцами
направлена на воспитание гармонично развитого человека, активной, целеустремленной и
сознательной личности, обладающей духовным богатством и физическим совершенством
В условиях спортивной школы это взаимосвязано с формированием таких
черт
характера
и
взаимоотношений
с
товарищами,
которые
нацеливают
спортсмена на спортивный образ жизни, многолетнюю тренировку и достижение
наивысших спортивных результатов. С юными спортсменами регулярно следует
проводить беседы на патриотические и социально значимые темы («Участие
советских спортсменов в Великой Отечественной войне», «Выдающиеся советские и
российские спортсмены - чемпионы мира и Олимпийских игр», «Роль спортивных
соревнований в укреплении дружественных международных отношений», «Значение
Олимпийских игр и их история»).
Указания и требования тренера при работе с новичками, детьми младшего
возраста обычно воспринимаются ими беспрекословно, без сомнения в их истинности. Здесь
временно целесообразен достаточно жесткий и авторитарный стиль работы. Но он должен
сочетаться с добротой и справедливостью, вниманием и чуткостью, педагогическим тактом и
скромностью, строжайшим соблюдением морального кодекса. Внешний вид (одежда,
подтянутость), поведение, спокойная речь и уровень объяснений - во всем этом тренер должен
быть примером для своих учеников.
Хорошо, когда требования к занимающимся в спортивной школе едины и
передаются от старших к младшим в виде традиций.
На первом этапе работы с группой стоит задача привить интерес к занятиям
по
плаванию,
сдружить
детей,
добиться
добросовестного
и
полноценного
выполнения заданий тренера. Этому способствуют интересное построение занятий, широкое
применение игрового метода, поощрение даже небольших достижений каждого и вовлечение
членов группы в сопереживание успехов друг друга. Для сплочения коллектива рекомендуется
отмечать дни рождения пловцов, проводить спортивные праздники, торжественно отмечать
переход пловцов на следующий год обучения.
26

На тренировочном занятии следует отметить хоть раз каждого ученика и
всю группу в целом. После любого тренировочного занятия в бассейне или зале
пловец должен почувствовать, что сделал еще один шаг к достижению
поставленной перед ним цели.
Для
подростков,
вступающих
в
предпубертатный
этап
возрастного
развития, характерна относительная неустойчивость и разнообразие интересов. У
них сильна потребность в общении со сверстниками и самоутверждении. Многим подросткам
свойственна
неуверенность
в
себе,
чрезмерная
и
болезненная
реакция
на мнимые и истинные недостатки, занижение своих возможностей. Быстрое
увеличение нагрузок, их монотонный характер могут привести к снижению
интереса к спортивному плаванию и отсеву перспективных юных спортсменов.
Формирование мотивации к многолетней напряженной тренировке происходит главным
образом за счет осмысления взаимосвязи между упорным трудом на тренировках, реальными
изменениями личностных качеств (как физических, так и морально-волевых) и приростом
спортивных
результатов.
Знания основ теории и методики тренировки, ее медико-биологических и
гигиенических
аспектов
делают
тренировочный
процесс
более
понятным,
а
отношение к занятиям - активным и сознательным.
Во многом решение этой задачи достигается изучением биографий сильнейших пловцов
мира, России и лучших выпускников спортивной школы, организацией встреч с ведущими
спортсменами, посещением крупнейших соревнований и обсуждением их результатов.
Поскольку в детском и подростковом возрасте волевые качества обычно
развиты
слабо,
тренеру
важно
постоянно
стимулировать
проявления
воли,
неукоснительность
выполнения
намеченных
целей,
вселять
веру в
большие
возможности каждого ученика. Воспитанник должен быть уверен, что при
наличии упорства и трудолюбия он может претворить в жизнь самые заветные
желания. Необходимо акцентировать внимание воспитанников на происходящих
в них переменах, развитии физических качеств и спортивных достижений.
Решению
воспитательных
задач
помогает
положительный
моральный
климат в коллективе, где здоровое соперничество сочетается с общностью целей и
духом
взаимопомощи.
Этому
способствует
постановка
четких,
понятных,
привлекательных и в то же время реальных целей для всей группы. Их достижение требует
объединенных
усилий
и
сотрудничества
всех
занимающихся.
Результаты и достижения группы и отдельных ее членов должны вызывать общие
положительные переживания. Так, в ходе соревнований все спортсмены обязаны
приветствовать своих товарищей во время представления заплывов и во время
награждения, поддерживать по мере преодоления дистанции.
Психологическая подготовка
Задачи психологической подготовки во многом схожи с задачами воспитательной
работы, и здесь ведущую роль играет тренер.
Главная
задача
психологической
подготовки
формирование
и
совершенствование спортивного, бойцовского характера, развитие свойств личности,
определяющих успех в спорте, укрепление и совершенствование механизмов нервнопсихической регуляции, доведение их до уровней, определяющих рекордные достижения.
Формирование необходимых личностных качеств пловца происходит с помощью изменения и
27

коррекции отношения спортсмена к выполняемой и предстоящей тренировочной нагрузке, к
своим возможностям восстановления, к нервно-психическому перенапряжению, к качеству
выполнения тренировочного задания, к спортивному режиму и к спортивной жизни вообще.
Основными
методами
психологической
подготовки
являются
беседы
тренера со спортсменами в индивидуальной и коллективной форме, использование
разнообразных средств и приемов психолого-педагогического воздействия: убеждения,
внушения, метода заданий и поручений, моделирования соревновательных ситуаций, методы
идеомоторной тренировки.
Медицинский контроль
Для спортивно-оздоровительных групп восстановление работоспособности происходит,
главным образом, естественным путем: чередованием тренировочных дней и дней отдыха;
постепенным возрастанием объема и интенсивности тренировочных нагрузок; проведением
занятий в игровой форме. К гигиеническим средствам следует отнести: душ, теплые ванны,
водные процедуры закаливающего характера, прогулки на свежем воздухе. Режим дня и
питания. Витаминизация.
Материально-техническое обеспечение
В соответствии с приказом Министерства просвещения Российской Федерации от
27.07.2022 №629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» учреждение (МАУ ДО
ДЮСШ) определяет нормы материально-технического обеспечения инвентарем исходя из
минимальных
потребностей
для
обеспечения
учебно-тренировочного
процесса
среднесписочного количества обучающихся.
Список инвентаря:
№
Наименование
Единица Кол-во
Примечание
п/п
измерения
1. бассейн 25м
шт
1
доска
для
плавания
2.
шт
15
3. - лопатки для плавания
шт
15
4. - свисток
шт
1
5. - секундомер
шт
1
6. -поплавки-вставки для ног
шт
15
Помещения для проведения занятий по данной программе отвечает действующим
санитарным нормам и правилам освещенности, вентиляции, отоплению и пожарной
безопасности. В помещении находится медицинская аптечка в полной комплектации.

28

Список используемой литературы:
Литература для педагога:
1. Булгакова Н. Ж. Обучение плаванию в школе. М., « Просвещение»,1974
2. Васильев В. С. Обучение детей плаванию. М., « Физкультура и спорт», 1973.
3. Вайцеховский С. М. Физическая подготовка пловца. М., « Физкультура и спорт», 1978.
4. Гордон С. М. Техника спортивного плавания. М., « Физкультура и спорт»,1978.
5.Белиц-Гейтман С.В. Мы учимся плавать. - М.: Просвящение, 1987.
6. Булгакова Н.Ж. Плавание: Пособие для инструктора-общественника. - М.:
Физкультура и спорт, 1984.
7. Коновалов Е. Ты - сильнее воды. - М.: Молодая гвардия, 1983.
8. Погребной А.И., Маряничева И.Г. О некоторых принципах обучения плаванию. //
Теория и практика физической культуры. 1999. №3.
9. Фирсов З.П. Плавание для всех. М., 1983.
Литература для учащихся:
1. Белиц-Гейман С.В. Плавание/ М: Просвещение 2000
2. Кислов А.А. , Панаева В.Г. Нептун собирает друзей / М: Просвещение 1998
3. Фирсов З.П. Плавание для всех / М: Физкультура и спорт 2001
Литература для родителей:
1. Булгакова, Н. Ж. Познакомьтесь – плавание /Н. Ж. Булгакова. – М.: ООО
«Издательство АСТ»; ООО «Издательство Астрель», 2002. – 160 с..
2. Булгакова, Н.Ж. Спортивное плавание: учебник / Н. Ж. Булгакова. – М.: Физкультура,
образование и наука, 1996. – 430 с.
3. Макаренко Л.П Учитесь плавать брассом. М: ФиС, 2008.
Информационные источники: https://full-fit.com/plavanie-brassom/

29

Приложение 1
Примерный календарный учебный график (график образовательного процесса)
Срок обучения – 2 года
Дополнительная общеразвивающая программа в области физической культуры и спорта «Плавание брасс для начинающих»
Сводные
данные по
бюджету
времени,
нед.

График образовательного процесса

Т

Т

Т

Т

Т

Т

Т

Т

Т

Т

Т

Т

Т

Т

Т

Т

Т

Т

Т

Т

Т

Т

Т

Т

Т

Т

Т

Т

Т

Т

Т

Т

Т

Т

Т

Т

Т

Т

Т

Т

Т

Т

Т

Т

Т

Т

Т

Т

И
А

Т

И
А

Т

К

К

К

К

К

К

К

К

К

К

К

К

К

Т – тренировочный процесс
ИА – итоговая аттестация
К – каникулы

1

Всего

11-17.05

Т

Каникулы

04-10.05

Т

39

27.04-03.05

Т

0

20-26

Т

39

13-19

Т

0

06-12

Т

Итоговая

30.03-05.04

Т

УТЗ

23-29

Т

1

16-22

Т

38

09-15

Т

1

02-08.03

Т

38

23.02-01.03

Т

24-31

16-22

Т

17-23

09-15

Т

10-16

02-08.02

Т

03-09.08

26.01-01.02

Т

27.07-02.08

19-25

Т

20-26

12-18

Т

13-19

05-11

Т

06-12

29.12-04.01

Т

29.06-05.07

22-28

Т

22-28

15-21

Т

15-21

08-14

Т

Август

08-14

01-07.12

Т

Июль

01-07.06

24-30

Т

25-31

17-23

Т

18-24

10-16

Июнь

03-09.11

Май

27.10-02.11

Апрель

20-26

Март

13-19

Февраль

06-12

Январь

29.09-05.10

Декабрь

22-28

Ноябрь

15-21

2

Октябрь

08-14

1

Сентябрь

01-07

г.о
.


Наверх

План курсов повышения квалификации 2024-2025гг

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».