ДОП физкультурно-спортивной напраавленности ПЛАВАНИЕ ДЛЯ МАЛЫШЕЙ

Содержание
Пояснительная записка
Учебный план
Содержание программного материала
Материально-техническое обеспечение
Список используемой литературы
Приложения

3
5
5
8
9
10

2

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурноспортивной направленности разработана в соответствии со следующими нормативными
документами:

Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 №196 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам» (с изменениями, утвержденными приказом
Министерством просвещения РФ от 30.09.2020 №533);

Письмо Министерства образования и науки России от 18.11.2015 №09-3242 «О
направлении информации» вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;

распоряжение Правительства Мурманской области №157-РП от 03 июля 2019 г. "О
концепции внедрения целевой модели развития региональной системы дополнительного
образования детей Мурманской области";

Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.09.2020 №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления
детей и молодежи»;

Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.01.2021 №2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21
«Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для
человека факторов среды обитания».
Форма обучения: очная. Язык образования – русский.
Программа физкультурно-спортивной направленности разработана для детей,
обучающихся в спортивно-оздоровительных группах, направленная на разностороннюю
физическую подготовку и овладение основами вида спорта.
Содержание и материал программы дополнительного образования организован по
принципу дифференциации в соответствии со стартовым уровнем сложности, который
предполагает использование и реализацию общедоступных и универсальных форм организации
материала, минимальную сложность предлагаемого для освоения содержания программы.
Актуальность программы обусловлена тем, что плавание развивается в спортивнооздоровительном направлении (сохранение и укрепление здоровья, физической подготовки,
воспитание волевых качеств). Программа разработана с учетом принципов обучения доступности,
наглядности, последовательности, систематичности, индивидуальности, дифференциации.
Цель программы – формирование здорового образа жизни через систематические занятия
плаванием.
Основные задачи дополнительной общеразвивающей образовательной программы:
- овладение начальными навыками плавания (изучение способов плавания: кроль на
груди и на спине, брасс);
- соразмерное развитие физических качеств;
- развитие массового детского спорта;
- воспитание привычки к регулярным занятиям физическими упражнениями;
- обучить плаванию простейшими спортивными способами "кроль на груди" и "кроль на
спине";
- развивать кондиционные и координационные способности.
-оказание помощи дошкольным образовательным учреждениям в организации обучения
детей плаванию.
Отличительные особенности данной программы от уже существующей в этой области
заключаются в том, что она предназначена для учащихся, не умеющих плавать, которые должны
освоить программу за короткий срок.

3

Адресат программы: в группы по обучению плаванию зачисляются учащиеся 5-7 лет без
предъявления требований к плавательной и физической подготовленности, но не имеющие
медицинского противопоказания.
Уровень сложности: стартовый
Форма реализации программы: очная
Срок реализации программы: 9 месяцев.
Режим занятий: 1 раза в неделю по 1 академическому часу (для детей с 5 до 6 лет
продолжительность академического часа составляет 25 минут, с 6 до 7 лет – 30 минут).
Оптимальное количество занимающихся в группе от 15 чел.
Основными формами реализации данной программы являются теоретические и
практические учебно-тренировочные занятия. Теоретическая часть – это программный материал
по теории плавания: правила поведения в бассейне, основы гигиены, влияние физических
упражнений на организм человека, техника и терминология плавания и т.п.
На практических занятиях дети овладевают основами техники плавания. Ожидаемый
результат проверяется в ходе учебно-тренировочного процесса.
Основными формами подведения итогов реализации программы является сдача итоговых
упражнений и нормативов.
Планируемые результаты освоения программы:
должны знать:
- правила техники безопасности и личной гигиены на занятиях по плаванию;
- основы техники способов плавания.
уметь выполнять:
- старты и повороты;
- проплыть 25 м избранным способом.
Режим учебно-тренировочной работы
Этап подготовки

Период
обучен
ия

Спортивнооздоровительный

9
месяцев

Минимальный
возраст для
зачисления
(лет)
5

Оптимальное
количество
учащихся в
группе
15

Кол-во
учебных
часов в неделю
1

Уровень
подготовленности
Динамика развития
ОФП и СФП

Учебный материал программы представлен в разделах отражающих теоретическую,
практическую подготовки обучающихся в пределах часов предусмотренных программой,
содержания воспитательной работы, а также контрольных испытаний.
В теоретической части занимающиеся знакомятся с правилами поведения в бассейне,
изучают основы гигиены, влияние физических упражнений на организм человека, техника и
терминология плавания и т.п. На практических занятиях овладевают основами техники плавания
брасс, кроль на груди, кроль на спине.
Программная методика обучения плаванию опирается на общепедагогические принципы с
учетом индивидуального подхода к ребенку: сознательности и активности, систематичности,
наглядности, доступности.
Хорошие успехи достигаются при умелом сочетании всего многообразия словесных,
наглядных, практических методов и приемов. Во время обучения движениям меняется их
характер. Движения связаны с разной степенью координации: от простого к сложному, и
отражают разные формы и уровни обучения.
Программный материал условно разделён на два периода обучения. На начальном этапе
обучения закладываются основы начальной грамотности в области плавания и формируются
начальные умения и навыки. Следующий этап характеризуется стартовым уровнем знаний и
устойчивым интересом детей к занятиям плаванием.
Работа по предлагаемой программе позволяет воспитывать ценнейшие физические и
4

волевые качества. Обучающиеся привыкают проявлять терпение, волю, характер, умение
преодолевать трудности, усталость.
Учебный план учебно-тренировочных занятий для спортивно-оздоровительных групп
№
п/п
1.
2.
3.
4.

Ежегодный
объем, ч

Содержание занятий
I. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
Правила поведения в бассейне. Меры безопасности
Гигиена физических упражнений и профилактика заболеваний
Влияние физических упражнений на организм человека
Техника и терминология плавания
Итого

II. ПРАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
1. Подготовительные упражнения на воде
2. Общая плавательная подготовка на воде:
- изучения техники плавания способом кроль на груди, кроль на спине
- изучение отдельных элементов техники способом дельфин, брасс
3. Общефизическая подготовка на суше:
- ОФП
- СФП
3. Прыжки в воду
4. Старты и повороты
5. Контрольные испытания
III. МЕДИЦИНСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ
Итого
Общее количество часов

1
1
1
1
4
6
5
5
4
4
4
5
1
1
35
39

2. Содержание программного материала.
2.1. Теоретическая подготовка.
1. Правила поведения в бассейне.
Основные меры безопасности и правила поведения в бассейне. Предупреждение
несчастных случаев, заболеваний при занятиях плаванием.
2. Гигиена физических упражнений.
Личная гигиена юного пловца, закаливание. Режим дня, совмещение занятий спортом с
учебой. Режим сна, отдыха, питания.
3. Влияние физических упражнений на организм человека.
Строение и функции организма. Влияние физических упражнений на организм
занимающихся. Изменение состояния организма человека под воздействием физических нагрузок.
4. Техника и терминология плавания:
Краткая характеристика техники спортивных способов плавания, стартов и поворотов.
Основные термины, используемые на тренировках
2.2. Практическая подготовка
Практическая плавательная подготовка.
Подготовительные упражнения по освоению с водой. Передвижение по дну шагом, бегом,
прыжками, взявшись за руки, с различными исходными положениями рук (за спину, вытянуты
вверх и т.д.); передвижение с изменением направлений («змейка», «хоровод» и т.д.). Движения
руками и ногами с изменением направлений и плоскостей из различных положений, напряжено и
расслаблено. Передвижение по дну шагом и бегом с помощью гребковых движений руками.
Погружение в воду на задержанном вдохе и открывание глаз под водой.
Дыхательные упражнения: из различных исходных положений выполнение
продолжительного выдоха и «взрывного» выдоха после задержки дыхания (как на поверхности
воды, так и в воду).
5

Лежание и скольжение на груди и на спине с различными положениями рук.
Скольжение толчком одной и двумя ногами от дна и от бортика. Скольжение с вращением.
Скольжение на боку. Скольжение с элементарными гребковыми движениями руками и ногами.
Упражнения для изучения техники спортивных способов плавания, стартов и поворотов.
Кроль на груди и кроль на спине: движение ногами, руками, дыхание; согласование движений
ногами, руками, дыхание; согласование движений ногами, руками с дыханием; общее
согласование движений.
Брасс: движения ногами, руками, дыхание; согласование движений ногами, руками с
дыханием; общее согласование движений.
Стартовый прыжок с низкого бортика и тумбочки. Старт из воды при плавании на спине.
Подвижные игры и развлечения на воде, учебные прыжки. Игры: «Невод», «Байдарки»,
«Каноэ», «Лягушата», «Поезд в тоннеле», «Буксиры», «Попади торпедой в цель», «Винт»,
«Дельфины», «Фонтан», «Кто дальше проскользит», «Кто лучше», «Прыжки в обруч» и т.д.
Учебные прыжки: соскоков в воду с низкого бортика: спад в воду из положения приседа
или седа на бортике; спад в воду из положения стоя согнувшись с бортика, со стартовой тумбочки.
Общая физическая подготовка на суше.
Строевые упражнения, ходьба и бег; передвижения шагом и бегом; ходьба и бег
противоходом и по диагонали; ходьба обычная, на носках, на наружных и внутренних сторонах
стопы с различными положениями рук; бег на носках; чередование бега с ходьбой и т.д.
Общеразвивающие упражнения: упражнения для рук, шеи, туловища, ног из различных
исходных положений (преимущественно на гибкость, координацию, расслабление); упражнения
для укрепления мышц, участвующих в гребковых движениях пловца; упражнения на растягивание
и подвижность в голеностопных и плечевых суставах; упражнения, имитирующие технику
спортивных способов плавания, стартов, поворотов.
Структура занятия
Основной формой обучения является занятие, которое условно делится на 3 части:
подготовительную, основную и заключительную.
1. Подготовительная часть: построение, расчет занимающихся, краткое объяснений задач
и порядка проведения занятия, выполнение упражнений на суше, небольшая разминка в воде.
2. Основная часть: изучение новых упражнений в воде, закрепление умений и навыков,
приобретенных на прошедшем занятии. От четкости и методической последовательности в
проведении данной части зависит успех решения главных задач обучения.
3. Заключительная часть: закрепление плавательных навыков в виде игр, эстафет,
развлечений в воде и организационное завершение занятия на суше. Уместно несколько минут в
конце занятия выделить для «свободного плавания» и позволить детям выполнить их любимые
упражнения. Нередко тренер использует эти минуты для индивидуальной работы с отстающими.
На суше проводится построение, подведение итогов, задание на дом. При подведении итогов
отмечают успехи и недостатки группы в целом, а также успехи отдельных учеников.
Подготовка и проведение занятий по обучению плаванию включает анализ программы,
учебного плана и поурочного плана-графика занятий для группы, а также разработку на их основе
кратких конспектов урока.
3. Организационно-методические указания.
Программная методика обучения плаванию опирается на общепедагогические принципы с
учетом индивидуального подхода к ребенку: сознательности и активности, систематичности,
наглядности, доступности. Хорошие успехи достигаются при умелом сочетании всего
многообразия словесных, наглядных, практических методов и приемов. Во время обучения
движениям меняется их характер. Движения связаны с разной степенью координации: от простого
к сложному и отражают разные формы и уровни обучения.
4. Воспитательная работа.

6

Спорт обладает широкими воспитательными возможностями. Главная задача в занятиях со
спортсменами – развитие у детей и молодежи гражданственности, патриотизма, воспитание
высокоморальных качеств, чувства коллективизма, дисциплинированности и трудолюбия.
Воспитательная работа с юными пловцами направлена на воспитание гармонично
развитого человека, активной, целеустремленной сознательной личности, обладающей духовным
богатством и физическим совершенством.
Школьники младшего возраста в эмоциональном отношении доверчивы и оптимистичны.
Они относительно спокойно воспринимают педагогическое воздействие.
Мышление их образно и конкретно. Они легко входят в новый спортивный коллектив,
подражают товарищам, которых ставят им в пример.
От тренера требуется умение правильно моделировать мотивационную структуру личности
юного спортсмена, формировать у него устремленность, постоянную «заряженность» на
достижение конкретной цели.
С воспитательной точки зрения важно, чтобы динамика мотивов деятельности юных
спортсменов имела выраженную тенденцию: от случайных и мимолетных мотивов – к
устойчивым, от неосознанных мотивов – к осознанным, от личных мотивов – к общественным.
На занятия приходят разные по характеру, привычкам, интересам, культуре поведения и
воспитанию дети. Тренеру необходимо терпеливо учить их науке коллективной жизни,
соблюдению правил и традиции, уважению к каждому члену группы. Воспитывать честность,
справедливость, помогать товарищам.
5. Психологическая подготовка.
Задачи психологической подготовки во многом схожи с задачами воспитательной работы.
И здесь ведущую роль играет тренер. Лучшие тренеры обычно сами являются хорошими
психологами, но и им также в некоторых случаях требуется помощь профессионала в этой
области.
Главная задача психологической подготовки - формирование и совершенствование
спортивного, бойцовского характера, развитие свойств личности, определяющих успех в спорте,
укрепление и совершенствование механизмов нервно-психической регуляции, доведение их до
уровней, определяющих рекордные достижения. Формирование необходимых личностных качеств
пловца происходит с помощью изменения и коррекции отношения спортсмена к выполняемой и
предстоящей тренировочной нагрузке, к своим возможностям восстановления, к нервнопсихическому перенапряжению, к качеству выполнения тренировочного задания, к спортивному
режиму и к спортивной жизни вообще.
Основными
методами
психологической
подготовки
являются
беседы
тренера со спортсменами в индивидуальной и коллективной форме, использование разнообразных
средств и приемов психолого-педагогического воздействия: убеждения, внушения, метода заданий
и поручений, моделирования соревновательных ситуаций, методы идеомоторной тренировки.
6. Медицинский контроль.
Контроль за состоянием здоровья спортсмена является одним из основных и регулярно
проводимых мероприятий. Такой контроль бывает текущим, он осуществляется врачом ДЮСШ
или специалистами врачебно-физкультурного диспансера.
Врачебный контроль за занимающимися осуществляется врачом спортивной школы, а при
его отсутствии - кабинетом врачебного контроля соответствующей территориальной поликлиники
в соответствии с Положением о врачебном контроле за лицами, занимающимися физической
культурой и спортом Минздрава.
Для занимающихся на начальном этапе восстановление работоспособности происходит,
главным образом, естественным путем: чередованием тренировочных дней и дней отдыха;
постепенным возрастанием объема и интенсивности тренировочных нагрузок; проведением
занятий в игровой форме. К гигиеническим средствам следует отнести: душ, теплые ванны,
водные процедуры закаливающего характера, прогулки на свежем воздухе. Режим дня и питания.
Витаминизация.
7

7. Содержание и методика контрольных испытаний, включённых в программу
Контрольные упражнения
Плавание с открытыми глазами под водой
Длина скольжения на груди
Плавание кролем на груди в полной
координации
Плавание кролем на спине
Плавание брассом

1 балл
менее 3 м
менее 2 м
менее 8 м

2 балла
3м
2м
8м

Оценка
3 балла
6м
3м
15 м

менее 8 м
менее 8 м

8м
8м

15 м
15 м

4 балла
9м
4м
20 м

5 баллов
12 м
5м
25 м

20 м
20 м

25 м
25 м

Оценка результатов освоения программы по видам контроля
Виды контроля
Входящий
контроль
Текущий
контроль
Оперативный
контроль
Промежуточная
аттестация
Итоговая
аттестация

Содержание
Методы/формы контроля
Начальный уровень подготовки учащихся
(оценка качества усвоения детьми содержания
Наблюдение
образовательной программы на начало учебного
года)
Систематическая проверка и оценка
Наблюдение. Выполнение
образовательных результатов
контрольных заданий
Контроль за функциональным состоянием
занимающихся, оценка переносимости нагрузки.
Измерение пульса
Выявление отклонений в состоянии здоровья.
Оценка качества усвоения учащимися
Зачеты
содержания образовательной программы по
Контрольные нормативы
итогам полугодия, года
Оценка результативности освоения учащимися
Контрольные нормативы
образовательной программы в целом
по ОФП и СФП, ТТП.
8. Материально-техническое обеспечение

В соответствии с приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022
№629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам» учреждение (МАУ ДО ДЮСШ) определяет нормы
материально-технического обеспечения инвентарем исходя из минимальных потребностей для обеспечения
учебно-тренировочного процесса среднесписочного количества обучающихся.
Список инвентаря:
№ п/п
Наименование
Единица
Кол-во
Примечание
измерения
1. спортивный Зал
1
шт
2. бассейн 25м
шт
1
3. доска
шт
15
4. шест для страховки на воде
шт
1
5. шайба хоккейная
шт
1
Помещения для проведения занятий по данной программе отвечает действующим санитарным
нормам и правилам освещенности, вентиляции, отоплению и пожарной безопасности. В помещении
находится медицинская аптечка в полной комплектации.

8

9. Список используемой литературы.
Литература для педагогов:
1. Озолин Н.Г. Молодому коллеге. - М.: Физкультура и спорт, 1998.
2. Плавание. Методические рекомендации (учебная программа) для тренеров детскоюношеских спортивных школ и училищ олимпийского резерва / Под общ. ред. А.В. Козлова. - М.,
1993.
3. Обучение детей плаванию в раннем возрасте, Н.Л. Петрова, В.А. Баранов, «Советский
спорт» Москва 2006г.
4. Обучение плаванию дошкольников и младших школьников, Т.А. Протченко, Ю.А.
Семенов, Москва 2003г.
5. Правила соревнований, г. Москва 1999 г.
6. Васильев В. С. Обучение детей плаванию. М., « Физкультура и спорт», 1973.
7. Гордон С. М. Техника спортивного плавания. М., « Физкультура и спорт»,1978.
8. Погребной А.И., Маряничева И.Г. О некоторых принципах обучения плаванию. // Теория
и практика физической культуры. 1999. №3.
Литература для родителей:
1. «Плавание: игровой метод обучения» Е.Н. Карпенко, Т.П. Коротнова, Е.Н. Кошкодан,
Олимпия пресс, Москва 2006 год.
2. Вайцеховский С. М. Физическая подготовка пловца. М., «Физкультура и спорт», 1978.
3. Фирсов З.П. Плавание для всех. М., 1983.
Интернет-источник:
https://gdemoideti.ru/blog/ru/kak-nauchit-rebyonka-plavat

9

Приложение 1
Поурочное содержание программы.
Занятие 1.
Задачи:
1) Организация занимающихся.
2) Ознакомление со строевыми, общеразвивающими и имитационными упражнениями на
суше.
3) освоение с водой (ознакомление с передвижениями по дну, первым вариантом дыхания в
воде, погружениями под воду, скольжениями).
В аудитории: беседа с целью организации и гигиены занятий; о правилах поведения в
бассейне.
На суше:
1. построение, расчет по порядку, объяснение задач урока (проводится и на всех
последующих занятиях)
2. Общеразвивающие упражнения:
a) передвижение шагом и бегом в колонне по одному в обход и по диагонали зала;
б) бег приставными шагами левым и правым боком, взявшись за руки (хоровод);
в) ходьба, бег, прыжки на двух ногах с различным положением рук (руки вытянуты вверх,
одна вытянута вверх, другая у бедра, обе прижаты к туловищу);
г) выпрыгивание вверх из полуприседа и приседа по сигналу (хлопку в ладоши) со взмахом
руками: снизу-вверх и с руками, вытянутыми вверх и зафиксированными в этом положении.
3. Имитационные упражнения
a) Ознакомление с плоским и фиксированным положением кисти «лопаточкой» (ладонь
повернута - назад), как при выполнении имитационных движений, нажимая ладонью плоской
кисти на рейку гимнастической стенки, плечи партнера, имитация попеременных гребковых
движений, как при передвижении по дну бассейна («идем вперед -отталкивая воду назад «идем
назад- отталкиваем воду ладонями вперед»);
б) стоя выполнить сильный и быстрый выдох через рот с несколько округленными губами
(подобно тому, как сдувается с ладони легкий предмет), затем в меру глубокий вдох через рот,
задержать дыхание на 3-4 с., вновь сделать выдох-вдох и т.д.;
в) повторить предыдущее дыхательное упражнение, сочетая его с приседаниями (в и.п.
выполняется выдох-вдох, во время приседания дыхание задержано, как при погружений под воду).
В воде:
1) организованный вход в воду; построение вдоль бортика расчет на первый-второй и
распределение на пары.
2) Подготовительные упражнения в воде:
1. передвижение по дну парами; то же, но в колонне по одному;
2. бег в воде вперед, назад, боком (приставными шагами) в чередовании с ходьбой; бег и
ходьба по кругу, взявшись за руки (хоровод);
3. в полуприседе (подбородок касается воды) выполнить подряд 10-15 дыханий (выдохвдох, непродолжительная задержка дыхания на воде);
4. ходьба и бег вперед и назад с помощью попеременных гребковых движений руками
(следить за плоским положением кистей); прыжки вперед на двух ногах с одновременными
гребковыми движениями руками назад;
5. стоя в наклоне вперед (подбородок на поверхности воды)
6. стоя в наклоне вперед, окунание лица в воду, открывание глаз, рассматривание дна;
повторить это же упражнение в сочетании с предыдущими (следить, чтобы во время
приподнимания лица над водой и выполнения выдоха-вдоха ученики не подносили рук к лицу);
7. погружения под воду с открыванием под водой глаз и поиском на дне предметов
(водолазы);
8. передвижение в колонне по одному с подныриванием в обруч, полностью погруженным
в воду (поезд идет в тоннель);

10

9. присед под воду с последующим выпрыгиванием вверх и выполнением выдоха- вдоха во
время прыжка, выполнять подряд не менее 5 прыжков;
10. дыхательные упражнения (в дальнейшем постоянно чередовать упражнения в
движениях с дыхательными упражнениями, так чтобы на первых шести уроках дыхательные
упражнения занимали примерно одну треть всего времени занятий в воде)
11. то же, что и упражнение № 9, но после прыжка упасть в воду плашмя на грудь или бок
(«веселые дельфины») с различными исходными положениями рук;
12. бег с руками, вытянутыми верх ладоням вперед; прыжки на двух ногах с аналогичным
положением рук; то же, но одна рука вытянута вверх, другая у бедра (заключительные повторения
провести в соревновательной форме);
13. бег в наклоне вперед, удерживая прямыми руками плавательную доску на поверхности
воды перед собой; то же, но, опустив лицо в воду (заключительные повторения провести в
соревновательной форме);
14. попытка выполнить скольжение на груди толчком ногами от дна с руками, вытянутыми
вперед (без доски и с доской в руках).
Занятие 2.
Задачи:
1) разучивание на суше комплекса общеразвивающих и специальных физических
упражнений, выполнение имитационных упражнений
2) разучивание скольжения на груди с различными и.п. рук, элементарными гребковым
движением в скольжении
3) закрепление умения дышать и погружаться под воду с открытыми глазами.
На суше:
1. ходьба и бег в обход, по диагонали зала, "змейкой", ходьба и прыжки с различными
движениями рук.
2. выполнение комплекса упражнений №1
1) бег на месте, высоко поднимая ноги (колени), с руками, вытянутыми вверх ладонями
вперед (голова между руками), 3 раза по 30 сек в чередовании с обычной ходьбой на месте;
2) стоя одна рука вверх, другая вниз, вращение рук вперед, то же назад (здесь и далее
упражнение выполняется 12-15 раз);
3) стоя ноги врозь, руки вытянуты вверх, наклоны влево и вправо наклоны вперед и назад;
4) лежа в упоре прыжком развести ноги в стороны, прыжком свести вместе,
5) сед углом с опорой руками сзади, попеременные движения прямыми ногами вверх - вниз;
6) стоя вытянуты руки вверх ладонями вперед (голова между руками, кисти соприкасаются,
приседания и вставания на всей ступне, сохраняя и.п. туловища).
3. имитационные упражнения:
1) стоя спиной к стене вплотную, руки вытянуты вверх ладонями вперед голова между
руками, кисти соединены: встать на носки, подтянуться вверх, глядя на кисти рук, и, прижимаясь
руками и спиной к стене, напрячь мышцы тела на 3-4 сек. Как во время скольжения в воде.
Повторить упражнения 5 раз, чередуя его с расслаблением мышц и глубоким дыханием
проимитировать первый вариант дыхания в сочетании с приседаниями и выпрыгиваниями.
В воде:
1) Вход в воду прыжком ногами вниз (из приседа или седа) с низкого бортика с опорой о
него руками.
2) Передвижения в воде (шагом, бегом, прыжками с различными и.п. рук и с гребковыми
движениями руками) в чередовании с дыхательными упражнениями.
3) Погружения под воду с открыванием глаз. Передвижение с подныриванием под
предметы (шест, обруч и т.п), (здесь и далее не забывать о чередовании упражнений,
выполняемых на задержке дыхания, с дыхательными упражнениями).
4) Скольжения на груди с толчком от дна или бортика бассейна (руки вытянуты вперед:
одна рука вытянута, другая у бедра; обе руки у бедра) ;
скольжение на груди с доской в вытянутых вперед руках (в случае необходимости
использовать пассивные виды скольжений с непосредственной помощью преподавателя).
11

5) Скольжение с элементарными движениями руками и ногами:
Скольжение на груди, руки вытянуты вперед: в конце скольжения выполнить гребок одной
рукой под себя до бедра, проскользить дальше;
То же, но гребок выполнить другой рукой;
То же, но гребок выполнить двумя руками одновременно Скольжение на груди, руки
вытянуты вперед; в конце скольжения плавно развести ноги в стороны, энергично свести вместе,
проскользить дальше
6) Ознакомление со скольжением на спине руки вытянуты у бедер
7) Соскоки с низкого бортика ногами вниз
8) Подвижные игры в воде, связанные с умением скользить, подныривать под предметы
(«Скользящие стрелы», «Кто быстрее спрячется в воде под плавательную доску», «Сомбреро»).
Занятие 3.
Задачи:
1) разучивание скольжения на груди, на спине, на боку с элементарными гребковыми
движениями;
2) оценка умения погружаться под воду, находить и поднимать со дна небольшие
предметы.
На суше:
1) выполнение комплекса упражнений №1
2) имитация положения тела пловца во время скольжения на груди и на спине, с различным
и.п. рук (стоя у стены и лежа на гимнастической скамейке).
В воде:
1) вход в воду с соскоком с бортика, разминка с использованием различных видов
передвижений по дну бассейна,
2) обучение скольжению на груди (обе руки вытянуты вперед; одна вытянута вперед,
другая у бедра, обе у бедра (на спине руки у бедер), одна рука вытянута вперед, другая у бедра), на
боку нижняя рука вытянута вперед, верхняя у бедра (в случае необходимости использовать
скольжение с непосредственной помощью преподавателя). Не забывать о чередовании скольжений
с дыхательными упражнениями.
3) скольжения с элементарными гребковыми движениями (повторить соответствующие
упражнения урока № 2).
4) соскоки в воду с низкого бортика в гимнастический обруч (удерживаться на расстоянии
1 м от бортика).
5) оценка умения погружаться под воду, находить и поднимать со дна учебного бассейна
один - два небольших предмета.
6) подвижные игры, связанные с умением скользить («Стрелы скользят в цель»,
«Буксиры»).
Занятие 4.
Задачи:
1. разучивание второго варианта дыхания (вдох - продолжительный выдох в воду);
2. разучивание скольжений с поворотом относительно продольной оси тела;
3. дальнейшее обучение элементарными гребковыми движениями в скольжении.
На суше:
1. выполнение комплекса упражнений №1
2. имитация второго варианта дыхания: стоя выполнить быстрый и в меру глубокий вдох
через рот, присесть под воду и выполнить продолжительный выдох через рот и нос.
В воде:
1. разминка в воде с использованием бега, прыжков по дну бассейна в чередовании со
скольжениями, выполнение скольжений на дальность с прыжка и с разбега по дну бассейна;
2. разучивание техники продолжительных выдохов в воду (второй вариант дыхания);
3. обучение элементарным гребковым движениям в скольжении, повторить
соответствующие упражнения занятия №3, выполнить новые:

12

- в скольжении на груди, руки вытянуты вперед, развести руки в стороны – вперед
(нажимая ладонями на воду), свести вместе - проскользить дальше;
- в скольжении на груди, правая рука вытянута вперед, левая у бедра, выполнить гребок
правой рукой до бедра, проскользить дальше, повторить то же, но другой рукой;
- в скольжении на спине, правая рука вытянута вперед, левая у бедра, выполнить гребок
правой рукой, проскользить, повторить то же, но другой рукой;
- в скольжении на спине, руки у бедер, плавно развести прямые ноги в стороны, энергично
свести их вместе, проскользить;
в скольжении на груди, руки вытянуты вперед, выполнить 3-4 упругих упражнений
(движения вверх и вниз расслабленными, но сомкнутыми ногами, проскользить дальше, дельфин
выполняет движения хвостом), повторить упражнение, но с руками, вытянутыми у бедер;
- в скольжении на боку, нижняя рука вытянута вперед, верхняя у бедра, выполнить 2-3
упругих упражнения ногами из стороны в сторону, проскользить дальше (рыба выполняет
движения хвостом) здесь и далее не забывать о чередовании упражнений в скольжении с
дыхательными упражнениями – продолжительными выдохами в воду.
4. разучивание скольжений с гребковыми движениями руками и поворотом относительно
продольной оси тела: во время скольжения на груди (одна рука вытянута вперед, другая у бедра)
выполнить гребок рукой до бедра, одновременно поворачиваясь на бок в сторону гребковой
руки, а затем на спину проскользить дальше в положении на спине. вовремя скольжения на спине
(одна рука вытянута вперед, другая у бедра) выполнить гребок рукой до бедра, одновременно
поворачиваясь на бок в сторону гребковой руки, а затем на грудь, проскользить дальше на груди.
5. подвижные игры в воде, связанные с умением выполнять продолжительные выдохи в
воду («у кого вода в котле закипит сильнее», «у кого больше пузырей», «поезд идет в туннель,
выпуская пар») и скольжение с вращением (“Винт”).
Занятие 5.
Задачи:
1. разучивание попеременных движений ногами кролем в скольжении на груди и на спине.
2. обучение умений выполнять элементарные гребковые движения руками в скольжении,
дышать в воде (2 варианта дыхания).
На суше:
1. выполнение комплекса упражнений №1.
2. имитация быстрых попеременных движений ногами, как при плавании кролем, сидя с
опорой руками сзади и лежа на гимнастической скамейке.
В воде:
1. разминка в оде с использованием скольжений на груди, на спине, на боку, скольжений с
вращениями - все в чередовании с прыжками и бегом по дну и дыхательными упражнениями.
2. разучивание попеременных движений ногами, как при плавании кролем:
в скольжении на груди и на спине, одна рука вытянута вперед, другая у бедра в скольжении на
груди с плавательной доской в вытянутых вперед руках, в скольжении на спине с плавательной
доской, прижатой руками к животу (в случае необходимости использовать упражнение лежа в
воде на груди и на спине с опорой руками о бортик бассейна).
3. обучение умения выполнять элементарные гребковые движения руками в скольжении на
груди и на спине (повторить соответствующие упражнения занятий 2-4).
4. работа по умению дышать в воде (2 варианта): воду на задержке дыхания (5-6 прыжков
подряд) погружаясь после вдоха и выполняя в воду продолжительный выдох через рот и нос (6-8
погружений подряд)
5. самостоятельная подготовка к предстоящим контрольным испытаниям занятия №6 (не
более 5 мин.)- обучению техники скольжения на груди и на спине.
Занятие 6 (контрольный урок)
Задачи:
1. работа по выполнению элементарных гребковых движений в скольжении и дышать в
воде.

13

2. оценка умений скользить на груди и на спине, выполнить соскок в воду с низкого
бортика, дышать в воде (два варианта дыхания).
На суше:
Выполнение комплекса упражнений №1
В воде:
1. разминка с использованием бега, прыжков по дну бассейна в чередовании со
скольжением и дыхательными упражнениями.
2. закрепление умения выполнять элементарные гребковые движения в скольжении и
дышать в воде (см. соответствующие упражнения занятий 3-5).
3. оценка умений:
a) скользить на груди и на спине, одна рука вытянута вперед, другая у бедра b) погружаться
и выполнять продолжительные выдохи в воду (6-8 погружений подряд)
c) выпрыгивать из воды с выполнением выдоха-вдоха во время прыжка и последующим
погружением под воду (5-6 прыжков подряд)
d) выполнять соскок в воду с низкого бортика бассейна в гимнастический обруч
4. подвижные игры в воде с надутой волейбольной камерой или надувными шарами
(«Охотники и утки», «Оса», эстафета в скольжении с мячом в руках).
Занятие 7.
Задачи:
1. разучивание спада в воду из положения, сидя на низком бортике
2. обучение умению продвигаться в скольжении на груди и на спине с помощью
элементарных гребковых движений руками с помощью попеременных движений ногами кролем
3. совершенствование навыка дыхания в воде (2 варианта).
на суше:
1. выполнить комплекс упражнений №1
2. имитация движений ногами, как при плавании кролем лежа на груди прогнувшись вдоль
гимнастической скамейки, руки вытянуты вперед в воде:
1. разминка с использованием скольжений с шага, прыжка, разбега по дну бассейна,
скольжений с вращениями относительно продольной оси тела, с элементарными гребковыми
движениями, дыхательных упражнений;
2. обучение умению продвигаться вперед с помощью элементарных гребковых движений
руками, используются соответствующие упражнения из предыдущих занятий и новые:
а. в скольжении на груди, руки вытянуты вперед, выполнить гребок под себя обеими
руками одновременно, затем провести их над водой в и.п. проскользить;
б. в скольжении на груди, руки вытянуты вперед, выполнить гребок одной рукой до бедра,
пронести ее над водой в и.п. проскользить, повторить упражнение с движениями другой рукой;
в. то же, но в скольжении на спине;
г. в скольжении на груди, руки вытянуты вперед, выполнить гребок одной рукой и
пронести ее над водой в и.п., затем то же сделать другой рукой, проскользить;
д. то же, но в скольжении на спине (в случае необходимости использовать
поддерживающие средства в виде надувных резиновых кругов, пенопластовых поплавков,
закрепленных у голеностопных суставов или зажатых между бедрами).
Здесь и далее упражнения в плавании продолжают чередоваться с дыхательными
упражнениями, так, чтобы они до 12 занятия включительно занимали около 1\4 части всего
времени занятия в воде.
3. обучение передвижению вперед с помощью движений ногами кролем в скольжении на
груди и на спине (с различными и.п. рук), в скольжении на груди с пенопластовой доской в
вытянутых руках;
4. разучивание спада в воду в положении сидя на низком бортике, ноги упираются в край
сливного корытца, руки вытянуты вверх, голова между руками (добиваться плоского входа в
воду);

14

9. подвижные игры, связанные с умением выполнять движения ногами кролем (фонтан,
торпеды).
Занятие 8.
Задачи:
1. разучивание дыхания в скольжении на груди с движениями ногами кролем,
2. обучение умению продвигаться вперед в скольжении с помощью элементарных гребковых
движений руками и ногами.
На суше и в воде повторяются упражнения занятия №7, кроме того, разучиваются новые
упражнения в воде:
1. в скольжении на груди, руки вытянуты вперед, выполнять движения ногами кролем, затем
приподнять лицо из воды вперед-вверх, сделать быстрый вдох-выдох, вновь опустить лицо в воду
и продолжать упражнение (преодолеть 5-7 м.)
2. То же, но с плавательной доской в вытянутых вперед руках.
Занятие 9.
Задачи:
1. разучивание спада в воду с низкого бортика из приседа
2. обучение умению продвигаться вперед в скольжении с помощью элементарных гребковых
движений руками и (одновременно) движений ногами кролем, умению дышать в скольжении на
груди и на спине с движениями ногами кролем.
На суше:
1. выполнить комплекс упражнений №1
2. проимитировать движения, как при плавании с помощью гребковых движений руками и ногами
кролем:
а. стоя руки вверх выполнить «гребок» одной рукой до бедра, затем другой рукой до бедра,
одновременно быстро притоптывая ногами в ритме движений кролем (пятки от пола не отрывать).
б. из того же и.п. выполнить гребок одной рукой до бедра и пронести ее над водой в и.п.
одновременно быстро притоптывая ногами в ритме движений кролем: повторить упражнение с
движениями другой рукой.
В воде:
1. разминка с использованием скольжений с толчка, прыжка, разбега по дну бассейна, скольжений
с элементарными гребковыми движениями, дыхательных упражнений.
2. обучению умений передвигаться вперед в скольжении на груди и на спине с помощью только
гребковых движений руками и только движений ногами кролем; умение дышать в скольжении на
груди и на спине с движениями ногами кролем (использовать соответствующие упражнения
предыдущих уроков).
3. обучение умению продвигаться вперед в скольжении с помощью гребковых движений руками и
(одновременно) движений ногами кролем:
- в скольжении на груди, руки вытянуты вперед, ноги выполняют движения кролем, сделать
гребок одной рукой до бедра, затем другой, проплыть еще немного с помощью движений ногами;
- выполнить то же упражнение, но в скольжении на спине;
- в скольжении на груди, руки вытянуты вперед, ноги выполняют движения кролем, сделать
гребок одной рукой до бедра, пронести ее над водой в и.п., затем повторить движение другой
рукой;
- выполнить то же упражнение, но в скольжении на спине;
- в скольжении на груди, руки вытянуты вперед, ноги выполняют движения кролем, сделать
гребок до бедер двумя руками одновременно, проплыть еще немного вперед с помощью движений
ногами.
4. Разучивание спада в воду с низкого бортика из положения приседа, руки вытянуты вверх,
голова между руками (упражнение выполняется в бассейне глубиной не менее 120 см, следить за
плоским входом учеников в воду).
5. подвижные игры, связанные с умением выполнять движения ногами кролем в скольжении, а
также выполнять спады с последующим скольжением («Стрелы летят с берега», Попади торпедой
в цель»). В подвижных играх с движениями ногами кролем можно использовать ласты.
15

Занятие 10.
Задачи:
1. обучению умения продвигаться вперед в скольжении на груди и на спине с помощью
элементарных гребковых движений руками и ногами;
2. дышать в скольжении на груди и на спине с движениями ногами кролем.
На суше и в воде выполняются соответствующие упражнения уроков №№7-9, а также новые:
- в скольжении на груди, руки вытянуты вперед, ноги выполняют движения кролем, сделать
гребок до бедра двумя руками одновременно, затем пронести руки над водой в и.п., проскользить
еще немного вперед;
- то же упражнение, но в скольжении на груди;
- в скольжении на груди, одна рука вытянута вперед, другая у бедра, ноги выполняют движения
кролем: сделать гребок рукой до бедра и пронести руку над водой вперед, проскользить еще
немного вперед;
- то же упражнение, но в скольжении на спине.
Занятие 11.
Задачи:
1. обучение умения продвигаться вперед в скольжении на груди и на спине с помощью
элементарных гребковых движений руками и ногами;
2. дышать в скольжении на груди и на спине с движениями ногами кролем.
На суше и в воде используются соответствующие упражнения уроков №№ 7-10.
Занятие 12 (контрольный урок).
Задачи:
1. оценка умений:
- выполнять комплекс физических упражнений на суше
- выполнять спад в воду с низкого бортика из положения приседа
- плавать на груди и на спине с помощью движений ногами кролем
- дышать в воде (два варианта дыхания)
2. обучению умения продвигаться вперед в скольжении с помощью элементарных гребковых
движений руками и ногами.
На суше: Оценка техники выполнения комплекса физических упражнений №1.
В воде:
1) Разминка с использованием плавания с помощью гребковых движений ногами и руками в
чередовании с дыхательными упражнениями.
2) Обучению умения продвигаться вперед скольжением с помощью гребковых движений руками и
ногами: умение дышать в скольжении с движениями ногами кролем (см. соответствующие
упражнения в занятиях 7-10)
3) Оценка умения дышать в воде
- Погружаться и выполнять продолжительные выдохи в воду (10-12 погружений подряд)
- Выпрыгивать из воды с выполнением выдоха-вдоха во время прыжка и последующим
погружением под воду (10-12 прыжков подряд)
4) Оценка умения плавать с помощью движений ногами кролем:
- На груди, руки вытянуты вперед (12 метров)
- На спине, руки вытянуты вперед (10метров)
- На груди с доской в вытянутых вперед руках (16метров)
5) Оценка умения выполнять спад в воду с низкого бортика из положения приседа, руки вытянуты
вперед (проводить в бассейне с глубиной не менее 120 см, следить за плоским входом учеников в
воду)
6) Подвижные игры в воде с мячом.
Занятие 13.
Задачи:
1) Ознакомление с техникой плавания кролем на груди,

16

2) Разучивание техники движений руками в кроле на груди. В аудитории: беседа о технике
плавания кролем на груди (краткая характеристика кроля, основы правильной техники плавания
кролем, последовательность в изучении техники).
На суше:
1) Разминка в движении
2) Имитация техники движений руками в кроле на груди (стоя в наклоне вперед, лежа на
гимнастической скамейке).
В воде:
1) Разминка с использованием плавания с помощью гребковых движений руками и ногами в
чередовании с дыхательными упражнениями
2) Показ техники плавания кролем на груди (показывает хорошо технически подготовленный
пловец 9-10 лет группы начальной подготовки)
3) Попытка проплыть кролем на груди 5-6 м. (не более 2-3 попыток).
4) Разучивание техники движений руками в кроле на груди:
а. Стоя на дне в наклоне вперед, подбородок на поверхности воды, обе руки вытянуты вперед,
медленно имитировать движения одной рукой, как при плавании кролем, то же, но другой рукой,
б. Стоя в наклоне вперед, подбородок на поверхности воды, одна рука вытянута вперед, другая
сзади, выполнять движения руками, как при плавании кролем в. То же, но с передвижением по дну
бассейна шагом,
г. То же, что упражнения №2 и 3, но лицо опущено в воду
д. В скольжении на груди одна рука вытянута вперед, другая у бедра, выполнить 2-3 цикла
движений руками в кроле на груди.
- Стоя на дне в наклоне вперед, подбородок на поверхности воды, обе руки вытянуты вперед,
медленно имитировать движения одной рукой, как при плавании кролем, то же, но другой рукой
- Стоя в наклоне вперед, подбородок на поверхности воды, одна рука вытянута вперед, другая
сзади, выполнять движения руками, как при плавании кролем
- То же, но с передвижением по дну бассейна шагом
- То же, что упражнения №2,3, но лицо опущено в воду
- В скольжении на груди одна рука вытянута вперед, другая у бедра, выполнить 2-3 цикла
движений руками, как при плавании кролем,
То же упражнение, но с малой доской между бедер (уделить данному упражнению основное
внимание, довести кол-во циклов движений руками в одном скольжении до 4-5
- В скольжении на груди с малой доской между бедер руки вытянуты вперед, выполнить одной
рукой 3-5 циклов движений кролем, то же выполнить другой рукой.
- То же упражнение, но в и.п. руки вытянуты у бедер (здесь и далее упражнения в плавании
постоянно чередовать с дыхательными упражнениями, так чтобы последние занимали примерно
1\4 - 1\5 всего времени в воде).
5) закрепление умения плавать на груди и на спине с помощью движения ногами кролем
(использовать и.п., в котором одна рука вытянута вперед, другая у бедра)
6) выполнение индивидуальных заданий (не более 5 мин.)
Занятие 14.
Задачи:
1) разучивание на суше нового комплекса физических упражнений;
2) разучивание дыхания (с поворотом головы для вдоха в сторону) в согласовании с движениями
ногами при плавании кролем на груди;
3) дальнейшее разучивание техники движений руками в кроле на груди.
на суше:
1) разминка в движении
2) выполнение комплекса упражнений №2
I. стоя одна рука вытянута вверх, другая вниз, в ладонях зажато по хоккейной шайбе, вращение
рук вперед, постепенно повышая темп движений, то же, но назад (здесь и далее каждое
упражнение выполняется 12-15 раз).
II. И. п. - то же, что и в предыдущем упражнении, рывки назад до отказа со сменой и.п. рук.
17

III. Лежа на груди (на коврике) руки вытянуты вперед, прогнуться и выполнять попеременные
движения прямыми ногами, как при плавании кролем.
IV. Лежа в упоре сзади, пружинящие движения животом и тазом вверх до отказа.
V. Выпрыгивание вверх из приседа или полуприседа, руки вытянуты вверх, голова между руками.
VI. Сидя на пятках (на коврике) покачивания вперед – назад на стопах, отрывая колени как можно
выше от пола.
VII. Имитация гребков руками, как при плавании кролем на груди, стоя в наклоне вперед.
3) Стоя одна рука вытянута вверх, другая прижата к туловищу, имитация дыхания как при
скольжении с поворотом головы для вдоха в сторону прижатой руки, то же, но в сочетании с
имитацией движений ногами кролем (притоптывания на месте).
В воде:
1) Разминка
2) стоя в наклоне вперед, одна рука вытянута вперед, другая сзади, разучивания дыхания с
поворотом головы для вдоха лицом в сторону (в этом и последующих занятиях рекомендуется
большую часть дыхательных упражнений выполнять в данном и.п.)
3) те же дыхательные движения, что в упражнении №2, но в скольжении на груди, одна рука
вытянута вверх, другая у бедра (в скольжении выполнить один выдох – вдох), проскользить
дальше.
4) те же дыхательные движения, что в упражнении 3, но в скольжении на груди с движениями
ногами кролем.
5) разучивание техники движений руками в кроле на груди (используются соответствующие
упражнения занятия №13)
6) совершенствование умения плавать на груди и на спине с помощью движений ногами кролем,
различных гребковых движений руками (используются соответствующие упражнения занятий 612).
Занятие 15.
Задачи:
1) разучивание согласования движений руками и ногами кролем на груди (на задержке дыхания);
2) обучение умения плавать кролем на груди с помощью движений одними руками с малой доской
между бедер, с помощью движений одними ногами в согласовании с дыханием (с поворотом
головы для вдоха в сторону);
3) разучивание соскока ногами вниз в глубоком бассейне с высокого бортика или стартовой
тумбочки.
На суше:
1. Разминка и выполнение комплекса упражнений № 2.
2. Стоя в наклоне вперед, одна рука вытянута вперед, другая назад, имитировать согласование
движений руками, как при плавании кролем на груди с притопыванием ногами в ритме 6 –
ударного кроля; выполнить это же упражнение, но с продвижением вперед мелкими быстрыми
шажками.
В воде.
1. Разминка с использованием уже хорошо освоенных упражнений в скольжении, плавании
кролем на груди и на спине с элементом дыхательных упражнений.
2. Стоя на дне в наклоне вперед, подбородок на поверхности воды, одна рука вытянута вперед,
другая назад, имитировать медленные движения руками, как при плавании кролем на груди, с
притопыванием ногами в ритме 6 – ударного кроля; то же упражнение, но с продвижением вперед
за счет быстрых шажков ногами по дну; повторить упражнение с лицом, опущенным в воду.
3. Скольжение на груди (одна рука вытянута вперед, другая у бедра) с непрерывными
попеременными движениями ногами и с последующим присоединением движений руками кролем
(в каждом повторении выполнить 2 – 3 цикла движений руками).
4. плавание кролем на груди с полной координацией (на задержке дыхания) после отталкивания от
бортика или дна бассейна из и. п. одна рука вытянута вверх, другая у бедра (довести кол-во
полных циклов до 4 – 5).
5. Обучение умений: плавать кролем на груди и на спине с помощью движений ногами и
18

различных гребковых движений руками; с помощью движений одними ногами в согласовании с
правильным дыханием; с помощью движений одними руками с малой доской между бедер
(используются соответствующие упражнения уроков 10 – 15).
6. Разучивание соскока ногами вниз с высокого бортика или стартовой тумбочки с последующим
отталкиванием от дна, скольжением и подплыванием к бортику бассейна (упражнения
выполняются в спортивном бассейне глубиной 160 - 180 см, на крайней дорожке; это первый
выход учеников на глубокую воду, необходимо соблюдение строгой дисциплины, выполнение
упражнения строго по одному, осуществление преподавателем постоянной страховки шестом).
Занятие 16.
Задача:
- закрепление умений плавать кролем на груди с полной координацией движений (на задержке
дыхания); плавать на груди с помощью движений одними руками кролем ( с малой доской между
бедер ) и с помощью движений одними ногами кролем ( одна рука вытянута вперед, другая у
бедра ) в согласовании с дыханием (с поворотом головы для вдоха в сторону );
-плавать на спине с помощью движений одними ногами кролем (одна рука вытянута вперед,
другая у бедра ), с помощью движений ногами кролем и элементарных гребковых движений
руками.
-На суше и в воде используются соответствующие упражнения уроков 13 – 15.
Занятие 17.
Задачи:
1) обучение согласования дыхания с движениями руками кролем на груди;
2) закрепление умения в плавании кролем на груди с полной координацией движений на задержке
дыхания, с помощью движения одними ногами в согласовании с дыханием (с поворотом головы
для вдоха в сторону);
3) закрепление умения в плавании на спине кролем с помощью движений ногами и
элементарными гребковыми движениями руками;
4) закрепление умения выполнять соскок в воду с высокого бортика или стартовой тумбочки в
спортивном бассейне.
На суше:
1. Выполнение комплекса упражнений № 2.
2. Имитация дыхания в согласовании с движениями руками кролем:
1) стоя в наклоне вперед, обе руки вперед, голова между руками, движения одной рукой, как при
плавании кролем, в согласовании с дыханием (для вдоха голова поворачивается лицом в сторону);
то же, но другой рукой;
2) стоя в наклоне вперед, одна рука вытянута вперед, другая назад, движения руками, как при
плавании кролем, в согласовании с дыханием (вдох с поворотом головы лицом в сторону).
В воде:
1. Разминка.
2. Стоя на дне в наклоне вперед прогнувшись, повторение имитационных упражнений, которые
выполнялись на суше (движения руками кролем в согласовании с дыханием).
3. Разучивание согласования дыхания с движениями руками кролем на груди:
1) в скольжении на груди из и.п. одна рука вытянута вперед, другая у бедра;
2) в плавании с помощью движений одними руками с надувным кругом между бедер;
3) в плавании с помощью движений ногами кролем и гребков одной рукой (другая вытянута
вперед опирается о плавательную доску);
4) в плавании с помощью движений ногами и одной руки кролем (другая у бедра).
10. Закрепление умения, перечисленных во 2 – 4 задачах данного урока, с использованием
соответствующих упражнений уроков 13 – 16.
Занятие 18.
Задача:
-закрепление умения в плавании кролем на груди, освоенных на предыдущих уроках (см. задачи
урока 17).
На суше и в воде используются соответствующие упражнения уроков 13-17.
19

Занятие 19.
Задачи:
1) разучивание общего согласования движений руками, ногами и дыхания в кроле на груди;
2) закрепление умения в плавании кролем на груди и на спине по элементам и с
освоенными уже связками элементов.
На суше и в воде используются соответствующие упражнения уроков 13 – 17, а также новые:
1) стоя на суше в наклоне вперед, одна рука вытянута вперед, другая назад, движения руками, как
при плавании кролем, в согласовании дыханием и с притопыванием ногами в ритме 6 – ударного
кроля (во время выполнения вдоха делать небольшую остановку в движениях рук в положении,
когда одна рука вытянута вперед, а другая назад);
2) повторение 1–го упражнения стоя в воде на месте, а затем с продвижением мелкими шажками
по дну бассейна;
3) плавание кролем на груди с полной координацией движений в согласовании с дыханием (во
время выполнения вдоха делать небольшую остановку в движениях рук в положении, когда одна
рука вытянута вперед, другая назад);
вначале вдох выполняется через два цикла движений руками, затем – на каждый цикл движений.
Занятие 20.
Задачи:
1) закрепление умения плавать кролем на груди с полной координацией движений и дыханием;
2) закрепление умений в плавании на спине по элементам и с простейшими связками элементов.
На суше и в воде используются соответствующие упражнения уроков 13 – 19.
Занятие 21.
Задачи:
1) ознакомление с техникой плавания кролем на спине;
2) разучивание техники движений руками в кроле на спине;
3) закрепление умения плавать кролем на груди с полной координацией движений, по элементам и
со связками элементов;
В аудитории: беседа о технике плавания кролем на спине (краткая характеристика способа;
основы правильной техники плавания на спине; последовательность в изучении техники).
На суше:
1. Выполнение комплекса упражнений № 2.
2. Имитация попеременных движений руками, как при плавании кролем на спине, стоя одна рука
вытянута вверх, другая вниз. То же, но лежа на спине на гимнастической скамейке.
3.Имитация попеременных гребков руками в кроле на спине.
В воде:
1. Разминка с использованием кроля на груди с полной координацией движений, элементов
плавания на спине, дыхательных упражнений.
2. показ техники плавания кролем на спине (показывает хорошо технически подготовленный
пловец 9-10 лет старшей учебной группы).
3. попытка проплыть кролем на спине 5 - 6 м (не более 2 – 3 попытки).
4. Разучивание техники движений руками в кроле на спине:
1) в скольжении на спине одна рука вытянута вперед, другая у бедра, выполнить 2 – 3 цикла
попеременных движений руками;
2) то же упражнение, но с калабашкой между бедер (уделить данному упражнению основное
внимание);
3) плавание на спине с калабашкой между ног с помощью гребков одновременно двумя руками до
бедер;
4) плавание на спине с помощью движений ногами кролем и гребков одновременно двумя руками;
5) плавание на спине с помощью движений ногами кролем и гребков одной рукой (другая
вытянута у бедра);
6) то же упражнение, но рука вытянута вперед;
7) повторить упражнение № 2, доведя кол-во циклов попеременных движений руками до 5 – 6 .

20

5. Закрепление умения плавать кролем на груди (используются соответствующие упражнения
уроков 13 – 20).
6. Эстафеты с использованием кроля на груди с полной координацией движений, элементов
техники плавания на спине.
Занятие 22.
Задачи:
1) дальнейшее разучивание техники движений руками в кроле на спине, технике плавания на
спине с различными связками элементов.
2) закрепление умения плавать кролем на груди. На суше и в воде используются соответствующие
упражнения уроков 15 – 21.
Занятие 23.
Задачи:
1) разучивание согласования движений руками и ногами кролем на спине;
2) закрепление умения плавать кролем на груди
3) разучивание спада в воду из приседа в глубоком бассейне с высокого бортика или стартовой
тумбочки с последующим скольжением на груди на дальность.
На суше:
1. Разминка, выполнение комплекса упражнений № 2.
2. Стоя одна рука вытянута вверх, другая у бедра, имитировать согласование движений руками,
как при плавании кролем на спине с притопыванием ногами в ритме 6-ударного кроля.
В воде:
1. Разминка с использованием освоенных уже умений в плавании кролем на груди и на спине,
дыхательных упражнений.
2. Разучивание согласования движений в плавании кролем на спине.
1) в скольжении на спине с движениями ногами кролем (одна рука вытянута вперед, другая у
бедра) выполнить 2 – 3 цикла движений руками; постепенно довести количество циклов движений
руками до 5 – 6;
2) то же упражнение, но внимание учеников обратить на выполнение выдоха-вдоха в строгом
согласовании с движениями одной руки левой или правой.
3. Обучение плавать кролем на груди (используются соответствующие упражнения уроков 15 –
21).
4. Разучивание спада в воду с бортика или стартовой тумбочки из приседа, руки вытянуты вверх,
голова между руками (в бассейне глубиной не менее 180 см).
Необходима постоянная страховка с шестом в руках, выполнение упражнения по одному.
Добиваться плоского входа в воду и хорошего скольжения вперед.
Занятия 24 и 25.
Задачи:
1) разучивание умения плавать кролем на спине и на груди с полной координацией движений и
правильным дыханием;
2) разучивание спада в воду в глубоком бассейне с бортика или стартовой тумбочки из положения
стоя в наклоне вперед, с последующим скольжением на дальность. На суше и в воде используются
соответствующие упражнения уроков 15 - 23.
Занятие 26 (контрольный урок).
Задачи:
1) оценка умений:
а) плавать кролем на груди и на спине;
б) плавать с помощью движений ногами кролем на груди и на спине;
в) выполнять спад в глубоком бассейне из положения стоя в наклоне вперед, руки вытянуты
вперед;
2) выполнять комплекс физических упражнений на суше.
3) закрепление умений плавать кролем на груди и на спине.
На суше:
21

Оценка техники выполнения комплекса физических упражнений № 2.
В воде:
1. разминка с использованием плавания кролем на груди и на спине, скольжений, дыхательных
упражнений.
2. совершенствование техники плавания кролем на груди, на спине с полной координацией
движений, с помощью движений одними руками и одними ногами.
3. оценка умения проплывать расстояние 12 м кролем на груди и на спине с полной координацией
движений и дыханием.
4. оценка умения плавать с помощью движений одними ногами кролем на груди с доской в
вытянутых вперед руках (20 м) и на спине, руки вытянуты вперед (16 м).
5. оценка умения выполнять спад с высокого бортика или стартовой тумбочки. (Проводить в
бассейне глубиной не менее 180 см; следить за плоским входом учеников в воду).
11. Подвижные игры и эстафеты в воде с мячами.
Занятие 27.
Задачи:
1) закрепление навыка плавания кролем на груди и на спине;
2) разучивание движения ногами, как при плавании дельфином, в скольжении на груди, на спине,
на боку;
3) разучивание учебного поворота.
На суше:
1. Разминка.
2. Имитация движений ногами, как при плавании дельфином:
1) стоя на одной ноге и вытянув руки вверх, волнообразные движения туловищем, стараясь
касаться ягодицами стены.
3. Имитация у стены учебного поворота в плавании на груди и на спине: подход к «поворотной
стенке », касание ее рукой, группировка, вращение и постановка ног на стенку, отталкивание
(последние 3 элемента имитируются в положении стоя на одной ноге).
В воде:
1. Разминка с использованием плавания кролем на груди и на спине с полной координацией
движений и по элементам, дыхательных упражнений.
2. Разучивание учебного поворота при плавании на груди и на спине с остановкой после касания
рукой поворотной стенки, вращением стоя на одной ноге на дне бассейна:
1) имитация поворота с подходом к стенке шагом по дну;
2) разучивание техники поворота по элементам; выполнение поворота в целостном виде.
3. Закрепление навыка плавания на груди и на спине6 используются освоенные уже упражнения в
плавании с полной координацией движений, по элементам, со связками элементов;
основными группами упражнений являются следующие:
1) плавание с полной координацией движений на задержке дыхания (6 –7 м) и с дыханием
(постепенно увеличивая преодолеваемое в одной попытке расстояние);
2) плавание с помощью движений одними ногами с доской в вытянутых руках и без доски (с
различными и.п. рук: )
3) плавание с помощью движений одними руками с калабашкой между бедер;
4) плавание с помощью движений ногами и гребков одной рукой (другая вытянута вперед или у
бедра). (Начиная с урока 27 преподаватель выделяет подгруппы учеников, в зависимости от их
двигательной предрасположенности к освоению способа кроль на груди или способа кроль на
спине. Отдельные групповые задания ученики выполняют своим «избранным» способом:
кролисты–кролем, спинисты - на спине).
4. Разучивание движений ногами, как при плавании дельфином:
1) стоя на дне бассейна, повторение упражнений, имитирующих движения ногами, как при
плавании дельфином (см. соответствующие имитационные упражнения на суше);
2) в скольжении на груди, руки вытянуты вперед, движениями руками ногами и туловищем, как
при плавании дельфином (преодолеть на задержке дыхания 3 – 4);
3) то же, что предыдущее упражнение, но в скольжении на спине, руки у бедер.
22

4) то же, что упражнение 2, но в скольжении на боку, нижняя рука вытянута вперед, верхняя у
бедра:
5) то же, что упражнение № 2 – 4, но с ластами на ногах.
5. Подвижные игры с элементами движений ногами, как при плавании дельфином: «Дельфины
ныряют и выпрыгивают из воды », «Дельфин на охоте».
Занятие 28.
Задачи:
1) разучивание на суше нового комплекса физических упражнений;
2) закрепление навыка плавания кролем на груди и на спине;
3) дальнейшее освоение техники учебных поворотов и техники движений ногами, как при
плавании дельфином.
На суше:
1. Выполнение комплекса физических упражнений № 3.
1) вращение рук вперед с одновременными прыжками на двух ногах; то же, но вращение рук назад
(здесь и далее каждое упражнение выполняется не менее 15 раз).
2) стоя выкрут прямых рук назад и вперед (руки захватывают концы полотенца – чем уже хват,
тем эффективнее упражнение);
3) лежа на груди на коврике, руки вытянуты вперед, прогнуться, отрывая руки и ноги от пола,
выполнять непрерывные рывки до отказа левой рукой и правой ногой одновременно, затем правой
рукой и левой ногой одновременно и т.д.;
4) сидя на пятках (на коврике) покачивания вперед – назад на стопах, отрывая колени как можно
выше от пола;
5) стоя ноги на ширине плеч, носки стоп развернуты до отказа в стороны, приседания на всей
ступне, держась рукой за стенку ;
6) имитация стартового прыжка с тумбочки (выпрыгивание вверх).
7) имитация гребков руками, как при плавании дельфином, стоя в наклоне вперед.
2. Имитация у стены открытого плоского поворота при плавании кролем на груди (см.
аналогичное упражнение в уроке 27). В воде используются те же упражнения, что и в уроке 27.
Занятие 29.
Задачи:
1) закрепление навыка плавания кролем на груди и на спине, умения выполнять учебные
повороты, плавать с помощью движений ногами дельфином:
2) разучивание соскока в воду с бортика в глубоком прыжковом бассейне с последующим
проплыванием кролем на груди к бортику.
Для решения задачи 1 используются соответствующие упражнения предыдущих уроков.
Разучивание соскока в воду проводится в глубоком прыжковом бассейне.
Техника соскока знакома ученикам, однако впервые соскок выполняется в глубоком бассейне, где
нельзя оттолкнуться от дна, чтобы всплыть на поверхность.
Необходимо постоянная страховка с шестом в руках, выполнения упражнения в строгой
последовательности по одному. Первые попытки необходимо выполнять со сгибанием ног в
коленях и разведением рук в стороны в момент входа в воду, чтобы избежать глубокого
погружения.
Занятие 30.
Задачи:
1) закрепление навыка плавания кролем на груди и на спине, умения выполнять учебные
повороты, плавать с помощью движений ногами дельфином.
2) разучивание техники выполнения старта пловца с тумбочки. Для решения задачи 1
используются соответствующие упражнения предыдущих уроков.
Для разучивания техники выполнения старта пловца применяются нижеследующие упражнения:
На суше:
1) стоя руки вытянуты вверх: кисти соединены, голова между руками, выполнить полуприседание,
затем выпрыгнуть вверх, прогнуться.
2) принять и. п. пловца на старте, выполнить прыжок вверх прогнуться.
23

3) то же, что предыдущее упражнение: но по команде свистком.
В воде:
1) повторение спадов в воду с бортика и с тумбочки из положения приседа (см. материал уроков 9
и 23) , положения, стоя в наклоне вперед, руки вытянуты вперед (см. материал уроков 24 и 25) с
последующим скольжением на дальность:
2) выполнение стартового прыжка с низкого бортика (в глубоком спортивном бассейне).
Занятие 31 и 32.
Задачи:
1) закрепление навыка плавания кролем на груди и на спине; умение выполнять учебные
повороты, плавать с помощью движений ногами дельфином в сочетании с элементарными
гребковыми движениями руками;
2) дальнейшее разучивание техники выполнения старта пловца с тумбочки, соскока в воду вниз
ногами .
Для решения задачи 1 используются соответствующие упражнения предыдущих занятий.
Для решения задачи 2 кроме соответствующих упражнений уроков 29, 30: применяются
следующие упражнения в воде:
1) выполнение стартового прыжка с низкого бортика с последующим скольжением на дальность;
2) выполнение старта с тумбочки;
3) соскок в воду вниз ногами (не забывать о страховке и соблюдении строгой дисциплины).
Занятие 33 и 34.
Задачи:
1) закрепление навыка плавания на груди и на спине, умения выполнять учебные повороты;
2) разучивание техники движений ногами, как при плавании брассом на груди и на спине.
Для решения задачи 1 используются соответствующие упражнения предыдущих занятий.
Для решения задачи 2 применяются следующие упражнения на суше:
1) стоя боком к стене и опираясь о нее рукой, ноги на всей ступне, развод коленей в стороны, не
отрывая пяток от пола;
2) частые прыжки вперед на двух ногах, пятки вместе носки врозь, руки на поясе («пингвин»);
3) выпрыгивание вверх из полуприседа с тем же и. п. ног, что и в предыдущем упражнении.
4) сидя на краю скамейки с опорой руками сзади, движения ногами, как при плавании брассом.
5) лежа на груди на скамейке, руки вытянуты вперед, движения ногами, как при плавании
брассом.
В воде:
1) стоя на дне бассейна, повторить упражнения 1 – 3, которые выполнялись на суше;
2) лежа на спине с опорой руками о бортик, имитация движений ногами, как при плавании
брассом;
3) лежа на груди с опорой руками о бортик, движения ногами, как при плавании брассом;
4) скольжении на груди, руки втянуты вперед, движения ногами брассом 2 – 3 цикла движений);
5) то же, что и предыдущее упражнение, но в скольжении на спине, руки у бедер;
6) плавание с помощью движений ногами брассом с плавательной доской в вытянутых вперед
руках и без нее (руки вытянуты вперед; руки у бедер).
Занятие 35.
Задача:
Закрепление навыка плавания кролем на груди и на спине, умения выполнять учебные повороты;
старт с тумбочки; умения плавать с помощью движений ногами брассом.
На суше и на воде используются соответствующие упражнения предыдущих занятий.
Занятие 36 и 37.
Задачи:
1) закрепление навыка плавания кролем на груди и на спине;
2) оценка умений:
а) плавать с помощью движений ногами кролем на груди и на спине (20 – 25 м);
б) выполнять учебные повороты;
в) выполнять соскок в воду вниз ногами.
24

На суше и вводе используются соответствующие учебные упражнения уроков 27–34 и
контрольные упражнения.
Занятие 38 и 39 (контрольный урок).
Задачи:
контрольные испытания в плавании кролем на груди и на спине (по выбору) на дистанции 20–25м.
На суше:
Разминка: выполнение комплекса физических упражнений № 3.
В воде:
1. Разминка с использованием плавания кролем на груди и на спине с полной координацией
движений и по элементам.
2. Контрольные испытания плавания кролем на груди и на спине на дистанции 20 – 25 м со старта.
Пловцы независимо от избранного способа плавания выполняют старт с тумбочки; в заплывах на
спине они после скольжения на груди и выхода на поверхность переворачиваются на спину и
преодолевают дистанцию способом на спине.
Во время контрольных испытаний оцениваются техника плавания и умение выполнять старт с
тумбочки.
4. Свободное купание; игры.

25

приложение 2
Примерный календарный учебный график (график образовательного процесса)
Срок обучения – 9 месяцев
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа в области физической культуры и спорта «Плавание для малышей»
Сводные
данные по
бюджету
времени,
нед.

График образовательного процесса

20-26

27.04-03.05

04-10.05

11-17.05

Т

Т

Т

Т

Т

Т

Т

Т

Т

Т

Т

Т

Т

Т

Т

Т – тренировочный процесс
ИА – итоговая аттестация

И
А

Т

Всего

13-19

Т

39

06-12

Т

Каникулы

30.03-05.04

Т

Итоговая

23-29

Т

0

16-22

Т

1

09-15

Т

УТЗ

02-08.03

Т

24-31

23.02-01.03

Т

38

16-22

Т

17-23

09-15

Т

10-16

02-08.02

Т

03-09.08

26.01-01.02

Т

27.07-02.08

19-25

Т

20-26

12-18

Т

Август

13-19

05-11

Т

06-12

29.12-04.01

Т

29.06-05.07

22-28

Т

22-28

15-21

Т

Июль

15-21

08-14

Т

08-14

01-07.12

Т

01-07.06

24-30

Т

25-31

17-23

Т

18-24

10-16

Июнь

03-09.11

Май

27.10-02.11

Апрель

20-26

Март

13-19

Февраль

06-12

Январь

29.09-05.10

Декабрь

22-28

Ноябрь

15-21

Октябрь

08-14

1

Сентябрь

01-07

г.о
.


Наверх

План курсов повышения квалификации 2024-2025гг

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».