1 Содержание Пояснительная записка План учебно-тренировочных занятий Программный материал. Теоретическая подготовка. Практическая подготовка Система контроля и зачетные требования Методическое обеспечение программы Воспитательная работа Литература 3 5 6 19 21 23 25 2 Пояснительная записка Дополнительная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности разработана в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ, Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утв. Приказом Министерства просвещения РФ от 09.11.2018 №196), Постановлением Главного государственного врача РФ от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации дополнительного образования детей». Форма обучения: очная. Язык образования – русский. Программа физкультурно-спортивной направленности разработана для детей и подростков, обучающихся в спортивно-оздоровительных группах. В учебных группах осуществляется физкультурно-оздоровительная и воспитательная работа, направленная на разностороннюю физическую подготовку и овладение основами вида спорта. Актуальность программы: направлена на удовлетворение потребности детей в активных формах двигательной деятельности, обеспечивает физическое, психическое и нравственное развитие воспитанников, а также в связи с возросшей популярностью вида спорта. Отличительная особенность в социальной направленности. Предоставляет возможность детям, достигшим возраста зачисления, но не получившим ранее практики занятий каким-либо видом спорта, имеющим различный уровень физической подготовки, приобщиться к активным занятиям избранным видом спорта, укрепить здоровье, получить социальную практику общения в детском коллективе. Предлагаемая программа регламентирует организационно-методические и содержательные аспекты работы с детьми и подростками с учетом возрастных психофизиологических и индивидуальных особенностей школьников, зачисленными в спортивную школу согласно Положению о правилах приема детей в МАОУ ДО ДЮСШ. Цель программы: обеспечение разностороннего физического развития и формирование культуры здорового и безопасного образа жизни посредством избранного вида спорта. Воспитание гармоничной, социально активной личности. Решение задач, поставленных перед учебными группами, предусматривает: - удовлетворение индивидуальных потребностей, обучающихся в занятиях физической культурой и спортом; - обеспечение духовно-нравственного, патриотического воспитания обучающихся; - выявление, развитие и поддержку талантливых обучающихся, а также лиц, проявивших выдающиеся способности; - профессиональную ориентацию обучающихся; - создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития, профессионального самоопределения обучающихся; - социализацию и адаптацию обучающихся к жизни в обществе; - формирование общей культуры обучающихся. Спортивно-оздоровительный этап является первым звеном в системе подготовки юных спортсменов. Эта форма работы охватывает всех желающих заниматься спортом. Подготовка детей в спортивно-оздоровительных группах является тем фундаментом, на котором в дальнейшем строится подготовка спортсменов высокой квалификации. Основополагающие принципы: Системность – предусматривает тесную взаимосвязь всех сторон учебно-тренировочного процесса (физической, технико-тактической, психологической и теоретической подготовки, воспитательной работы, восстановительных мероприятий, педагогического и медицинского контроля). Преемственность – определяет последовательность изложения программного материала по этапам обучения и соответствие его требованиям, чтобы обеспечить в учебно-тренировочном процессе преемственность задач, средств и методов подготовки, объемов тренировочных и соревновательных нагрузок, рост показателей уровня физической и технико-тактической подготовленности. Вариативность – предусматривает, в зависимости от этапа подготовки и индивидуальных особенностей юного спортсмена, включение в тренировочный план разнообразного набора тренировочных средств и нагрузок для решения одной или нескольких задач физической подготовки. К занятиям в группах физкультурно-спортивной направленности допускаются все лица, желающие заниматься спортом, независимо от их одаренности, способностей, уровня физического развития и подготовленности, не имеющие медицинских противопоказаний (имеющие письменное 3 разрешение врача), зачисленные в спортивную школу согласно Положению о правилах приема детей в МАОУ ДО ДЮСШ. Годовой план рассчитан на 52 недели обучения. Продолжительность одного занятия не более двух академических часов. Учитывая негативное влияние условий Крайнего Севера на спортивный результат при подготовке спортсменов в условиях Крайнего Севера (короткий (длинный) световой день, недостаток кислорода и витаминов, воздействие резких перепадов атмосферного давления и пр.) внесены изменения в контрольные нормативы. Этапы подготовки Период обучения Спортивнооздоровительный этап 1 2 3-4 5-7 Режим учебно-тренировочной работы Минимальное Оптимальная Максимальный кол-во учащихся наполняемость объем часов в в группе, чел. групп, чел. неделю 15 12 10 8 15-20 12-15 10-15 8-12 6 6 6 6 Уровень спортивной подготовленн ости Прирост показателей по ОФП и СФП Наполняемость учебных групп и объем учебно-тренировочной нагрузки определены с учетом техники безопасности и в соответствии с учетом методических рекомендаций по организации спортивной подготовки в РФ от 12.05.2014г. № ВМ-04-10/2554. Расписание занятий объединения составляется для создания наиболее благоприятного режима труда и отдыха обучающихся, по представлению педагогических работников с учетом пожеланий обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и возрастных особенностей обучающихся. Основные формы учебно-тренировочного процесса - учебно-тренировочные занятия - теоретические занятия (в форме бесед, лекций) - участие в спортивных соревнованиях и мероприятиях - тестирование и медицинский контроль Предполагаемыми результатами выполнения программы являются: 1. Формирование знаний, умений и навыков в избранном виде спорта, вовлечение в систему регулярных занятий. 2. Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, повышение уровня физической подготовленности и гармоничное развитие в соответствии с индивидуальными особенностями обучающихся. 3. Выполнение объемов тренировочных нагрузок, предусмотренных программными требованиями. 4. Освоение основ знаний в области гигиены и первой медицинской помощи, а также овладение теоретическими основами физической культуры и навыков самоконтроля. Систематический сбор информации об успешности образовательного процесса, контроль над состоянием физического развития, физической подготовленности обучающихся определяется контрольными испытаниями. Перечень и порядок проведения контрольных испытаний для обучающихся, а также нормативы по общей, специальной физической и технической подготовке для обучающихся спортивно-оздоровительного этапа учитывают требования для данного биологического возраста детей и скорректированы с учетом возрастных особенностей обучающихся. № 1 2 3 4 План учебно-тренировочных занятий на 52 недели Разделы подготовки Годы обучения ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА 1 2 3 4 Физическая культура и спорт в РФ 1 Развитие вида спорта в РФ 1 1 1 1 Влияние занятий спортом на строение и функции организма 1 1 1 1 Гигиена, закаливание, питание и режим 1 1 1 1 5-7 1 1 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 1 2 3 4 5 6 7 8 Техника безопасности и профилактика травматизма 1 1 1 1 1 Врачебный контроль, самоконтроль, спортивный массаж 1 1 1 1 1 Основы техники и тактики 1 1 Основы методики обучения и тренировки 1 1 1 1 1 Моральная и психологическая подготовка 1 1 1 1 1 Физическая подготовка 1 1 1 1 1 Периодизация спортивной тренировки 1 Планирование и контроль тренировки 1 1 1 1 1 Планирование, организация, проведение, правила соревнований 1 1 1 Оборудование и инвентарь 1 Просмотр и анализ соревнований 1 1 1 1 Установки перед соревнованиями 1 1 1 1 Итого: 12 12 12 12 12 ПРАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА Общая физическая подготовка 172 172 124 124 78 Специальная физическая подготовка 64 64 78 78 80 Технико-тактическая подготовка 52 52 64 64 80 Психологическая подготовка 10 10 20 Соревновательная практика /контрольные тестирования 4 4 10 10 20 Восстановительные мероприятия 4 4 8 8 10 Инструкторская и судейская практика 2 2 4 Врачебный и медицинский контроль 4 4 4 4 8 Итого: 300 300 300 300 300 Общее количество часов: 312 312 312 312 312 5 Программный материал Теоретическая подготовка Тема 1. Физическая культура и спорта в России. Спорт в России. Массовый народный характер спорта. Единая спортивная классификация и ее значение. Разрядные нормы и требования. Международные связи российских спортсменов. Олимпийские игры. Российские спортсмены на Олимпийских играх. Тема 2. Состояние и развитие вида спорта в России. История развития вида спорта в мире и в нашей стране. Спортивные сооружения для занятий видом спорта и требования к их содержанию. Количество занимающихся в мире и в России. Тема 3. Овладение умениями организовать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры). Мониторинг здоровья (рост, масса тела, динамическая и статическая сила рук). Воспитание нравственных гражданских и волевых качеств. Мотивация к занятиям спортом. Психологическая подготовка в многолетней спортивной тренировке. Инициативность, самостоятельность, творческое отношение к занятиям. Ответственность за свои поступки перед семьей, классом, командой, коллективом. Тема 4. Гигиенические требования к обучающимся. Понятия о гигиене и санитарии. Понятия о рациональном питании. Гигиенические требования к питанию спортсмена. Уход за телом, полостью рта, зубами. Режим дня. Профилактика вредных привычек. Тема 5. Влияние физических упражнений на организм спортсмена. Понятие об утомлении и переутомлении. Восстановительные мероприятия в спорте. Активный отдых. Тема 6. Профилактика заболеваемости и травматизма в спорте. Простудные заболевания. Виды закаливания. Профилактика спортивного травматизма. Первая доврачебная помощь при травмах. Тема 7. Основы техники игры. Основные технические приемы игры. Средства и методы спортивной тренировки. Анализ техники изучаемых приемов игры. Сочетание технических приемов. Тема 8. Спортивные соревнования. Организация и проведение спортивных соревнований. Положение о проведении соревнований. Судейство соревнований. Судейская бригада: главный судья, судьи на площадке, секретарь и помощник секретаря, секундометрист, судья-информатор, оператор 24 секунд. Тема 9. Учет знаний и умений по безопасности движения. Практическая подготовка. Общая физическая подготовка: - Строевая подготовка. - Повороты, перестроения, размыкание. - Общеразвивающие упражнения, выполняемые на месте и в движении. - Подвижные игры, эстафеты, бег наперегонки. - Лазания, прыжки. - Основы акробатики: кувырки, стойки, перевороты и т.п. - Силовые упражнения: сгибание и разгибание рук в упоре лёжа, подъёмы туловища лёжа, приседания, висы на перекладине. - Упражнения для увеличения гибкости. Общая физическая подготовка включает упражнения, знакомство с которыми начинается в спортивно-оздоровительных группах и продолжается на протяжении всех лет обучения. Одно из основных требований, которое следует учитывать в процессе планирование тренировочных занятий заключается в том, чтобы средства, вводимые в тренировку, постепенно обновлялись и усложнялись. Это необходимо для того, чтобы обеспечить расширение и пополнение запаса двигательных умений и навыков необходимых в спортивных единоборствах, поскольку благоприятным моментом для развития координации является возраст 10-12 лет. Общая физическая подготовка включает в себя строевые и 6 порядковые упражнения, упражнения без предметов и с предметами, упражнения на гимнастических снарядах. Строевые и порядковые упражнения: - общие понятия о строевых упражнениях и командах; действия в строю, на месте и в движении; построение, расчет, рапорт, приветствие, повороты, перестроения, размыкания и смыкания строя, перемена направления движения, остановка во время движения, шагом и бегом, переход с шага на бег и с бега на шаг, изменение скорости движения. Ходьба: обычная, спиной вперёд, боком, на носках, на пятках, на наружном крае стопы, разворачивая стопу внутрь и наружу, в полуприседе, приседе; ускоренная, спортивная, с выпадами, на коленях, на четвереньках, приставным шагом в одну и другую сторону. Бег: на короткие дистанции ((30, 60 метров) из различных стартовых положений; на средние и длинные дистанции от 200 м. и далее по прямой и пересеченной местности (кросс); с преодолением препятствий по песку, воде, змейкой, спиной вперёд, боком; с высоким подниманием бедра, захлёстом (касаясь пятками ягодиц), с поворотом на носках; бег в равномерном и переменном (с ускорением) темпе, мелким и широким шагом, с изменением направления. Прыжки: в длину с места и с разбега; прыжки на одной и двух ногах; со сменой положения ног (с одной ноги на другую, с двух ног на одну, с одной ноги на две); прыжки вперёд, назад, боком, с поворотом, с вращением; выпрыгивание на возвышение разной высоты; спрыгивание с высоты, в глубину; прыжки через скакалку; опорные прыжки через коня, козла (снаряды разной высоты). Метания: теннисного мяча, гранаты, набивного мяча, камня (вперёд из-за головы, из положения руки внизу, от груди, назад); толкание ядра, набивного мяча, и других отягощений. Упражнения без предметов: а) упражнения для рук и плечевого пояса–одновременные, переменные и последовательные движения в плечах, локтевых и лучезапястных суставах (сгибание, разгибание, отведение, приведение, повороты, маховые движения, круговые движения); сгибания и разгибания рук в упоре лёжа (ноги на полу, на гимнастической скамейке или с опорой ногами о стену); упражнения для укрепления мышц кистей и сгибателей пальцев рук; отталкивания обеими руками и одной рукой от стены, пола. б) упражнения для туловища – для формирования правильной осанки (наклоны вперёд, назад и в стороны из различных исходных положений и с различными движениями руками); дополнительные пружинистые наклоны; круговые движения туловищем; прогибания лёжа лицом вниз с различными положениями и движениями рук и ног; сгибание туловища лёжа на спине, поднимание ног и рук поочередно и одновременно; поднимание и медленное опускание прямых ног; поднимание туловища не отрывая ног от ковра; круговые движения ногами (педалирование). в) упражнения для ног – в положении стоя различные движения прямой и согнутой ногой; приседания на двух и на одной ноге; маховые движения; выпады с дополнительными пружинистыми 7 движениями; поднимание на носки; различные прыжки на одной и на двух ногах на месте и в движении; продвижение прыжками на одной и двух ногах. г) упражнения на расслабления – из полунаклона туловища вперёд приподнимание и опускание плеч с полным расслаблением, свободным покачиванием и встряхиванием рук; из положения руки вверх, в стороны-свободное опускание, покачивание и потряхивание расслабленной руки и кисти; махи свободно висящими руками при поворотах туловища. д) дыхательные упражнения – синхронное чередование акцентированного вдоха (короткого, энергичного, шумного) с выдохом (с частотой-вдох в секунду); повороты головы с одновременным вдохом; покачивания головы влево-вправо с одновременным вдохом; движения головы вверх-вниз с одновременным вдохом; наклон туловища вперёд с одновременным вдохом; ритмичные акцентированные вдохи при наклоне туловища вперёд и его выпрямлении; перенос веса туловища с акцентированными вдохами на каждое движение с одной ноги на другую (ноги широко расставлены в стороны); шаги на месте с вдохом на каждый подъём ноги; выпады в стороны; повороты туловища в стороны с вдохом на каждое движение. Упражнения с предметами: а) со скакалкой-прыжки с вращением скакалки вперёд и назад, на одной и обеих ногах, с ноги на ногу, с поворотами; два прыжка на один оборот скакалки; с двойным вращением скакалки; со скрещиванием рук; бег со скакалкой по прямой и по кругу. б) с теннисным мячом – броски и ловля мяча из положения сидя (стоя, лёжа) одной и двумя руками; ловля мяча, отскочившего от стенки; перебрасывания мяча на ходу и при беге; метание мяча в цель (мишень) и на дальность (соревновательного характера); броски и ловля мяча с партнёром на месте и в движении. в) упражнения с набивным мячом (вес мяча 1-2 кг) – вращение мяча пальцами; сгибание и разгибание рук с мячом; круговые движения руками с мячом; сочетание движений руками с движениями туловищем с мячом; броски и ловля мяча с поворотом и приседанием; перебрасывание мяча по кругу и друг другу из положения стоя (стоя на коленях, сидя, лёжа на спине) в различных направлениях, различными способами (толчком от груди двумя руками, толчком от плеча одной рукой, двумя руками из-за головы, через голову, между ногами); броски и подкидывания мяча одной и двумя ногами (в прыжке); эстафеты и игры с мячом; соревнования на дальность броска одной и двумя руками (вперёд, назад). г) упражнения с гантелями (вес до 1 кг) – поочередное и одновременное сгибание рук; наклоны и повороты туловища с гантелями в вытянутых руках; приседание с различными положениями гантелей; из положения руки вдоль туловища, вращение кистью рук с гантелями поочерёдно вверху, впереди, в стороне; поднимание гантелей вверх одновременно и попеременно через стороны, впереди, от плеч; встречные движения гантелями вверх-вниз (вправо, влево, кругами); из положения руки в стороны, сведение рук с гантелями перед собой; наклоны и повороты туловища с гантелями в руках (руки за головой, в стороны, впереди, вверху); броски и ловля гантелей из руки в руку. Упражнения на гимнастических снарядах: а) на гимнастической скамейке (упражнения на равновесие) – в стойке на одной ноге махи другой ногой, вращение рук в различных направлениях, вращение туловища; прыжки на двух ногах, с одной на другую, на одной ноге с поворотом на 90°, сидя верхом на скамейке поочередные наклоны к правой и левой ногами; наклоны к ноге, поставленной на скамейку; сидя на скамейке, прогибаясь коснуться головой ковра и вернуться в и.п.; сидя на скамейке с зафиксированными ногами наклоны назад (ноги закреплены за другую скамейку, за нижнюю перекладину гимнастической стенки или удерживаются партнером); прыжки через скамейку на двух (одной) ногах, стоя к ней лицом, спиной, боком; ходьба и бег по наклонной скамейке (скамейку закрепить за рейку гимнастической стенки); лежа на наклонной скамейке ногами вверх, руки за головой, сгибание и разгибание туловища; лежа на спине на наклонной скамейке головой вверх, держась руками за рейку, сгибаясь доставать ногами до рейки; 8 б) на гимнастической стенке - передвижение и лазанье с помощью и без помощи ног, стоя на разной высоте; прыжки вверх с рейки на рейку одновременным толчком руками и ногами; прыжки в стороны, сверху вниз, подтягивания на верхней рейке в висе лицом к стенке, спиной к стенке; в висе на верхней рейке поднимание ног до касания рейки; угол в висе; стоя лицом к стенке (хват рейки на уровне груди), махи ногой с возможно большей амплитудой; стоя лицом к стенке, коснуться ногой рейки как можно выше, прыжки на другой ноге (ногу отставлять от стенки возможно дальше); стоя лицом к стенке на расстоянии 1-2-х шагов (хват рейки на уровне плеч), махи ногой назад одновременно с наклоном вперед и др.; в) на кольцах и перекладине - подтягивание разным хватом (ладонями к себе и от себя, широким и узким); подъем силой; висы на согнутых руках, головой вниз; раскачивание вперед, назад, в стороны, круговое; г) на канате - лазанье с помощью ног, без помощи ног, в положении сед углом; раскачивание в висе на канате; прыжки на дальность, держась за канат и раскачиваясь; прыжки, держась за канат, через препятствие (условное); д) на козле и коне - опорные прыжки через снаряды разной высоты; е) упражнения на батуте (для учащихся 15 лет и старше): прыжок на обеих ногах; то же с поворотом на 90°, 180° (в обе стороны); прыжки в группировке (согнувшись); прыжок в сед, на колени; то же с поворотом на 90°, 180°; прыжок вперед на живот, то же в группировке; прыжок назад на спину; то же в группировке; прыжок с пируэтом (поворот на 180°, 360° вокруг своей оси) на ноги; сальто вперед и назад в группировке на ноги; сальто назад прогнувшись на ноги. Специальная физическая подготовка. - Страховка и самостраховка. - Боевые передвижения. - Основы техники базовых упражнений. Стойки, повороты, формирование боевых поверхностей, базовые движения рук, ног, захваты и освобождения в стойке и партере. К специальной физической подготовке относятся специально-подготовительные упражнения, включающие элементы соревновательных упражнений или близких им по форме и характеру проявляемых физических качеств. Основная задача такой подготовки заключается в обеспечении более избирательного воздействия на различные системы организма спортсменов. В зависимости от преимущественной направленности специальных упражнений они подразделяются на: координационные (подводящие) - направленные на развитие и совершенствование координации движений при освоении форм различных движений (акробатические упражнения, упражнения для укрепления мышц, упражнения на мосту, в самостраховке, упражнения с партнером, манекеном, имитационные; упражнения на тренажерах); кондиционные (развивающие) упражнения, направленные преимущественно на развитие и совершенствование физических и специфических качеств спортсмена (собственно-силовые; скоростносиловые; упражнения, направленные на преимущественное развитие силовой и скоростно-силовой выносливости, гибкости); - сопряженные упражнения, направленные на решение одновременно двух задач: а) совершенствование технико-тактического мастерства; б) повышение функциональных возможностей организма (упражнения, повышающие мощность выполнения отдельных технико-тактических действий; комплексы упражнений, игры разной продолжительности и интенсивности, схватки). Специально-подготовительные упражнения: Акробатические упражнения: кувырки вперед из упора присев, скрестив голени, из основной стойки, из стойки на голове и руках, из стойки на руках до положения сидя в группировке, до упора 9 присев, с выходом на одну ногу, в стойку на лопатках; длинный кувырок с прыжка, через препятствие; кувырок через левое (правое) плечо; кувырки назад из упора присев, кувырки назад с выходом в стойку, через левое (правое) плечо; «колесо», подъем разгибом. Упражнения для укрепления мышц шеи: наклоны головы вперед с упором рукой в подбородок; наклоны головы вперед и назад с упором соединенных рук в затылок (с захватом головы руками); наклон головы в сторону с помощью руки; движение головы вперед-назад, в стороны, кругообразные из упора головой в ковер с помощью и без помощи рук; движения вперед-назад, в стороны, кругообразные, стоя на голове с опорой ногами о стену; наклоны головы в стойке с помощью партнера; стоя на четвереньках поднимание и опускание головы; повороты головы в стороны с помощью партнера. Упражнения на мосту: вставание на мост лежа на спине; движения в положении на мосту впередназад с поворотом головы влево (вправо); забегания на мосту с помощью и без помощи партнера; передвижения на мосту головой вперед ногами вперед, левым (правым) боком, уходы с моста без партнера с партнером, проводящим удержание. Упражнения в самостраховке: перекаты в группировке на спине; положение рук при падении на спину; падение на спину из положения сидя, из приседа, из полуприседа, из стойки, прыжком через стоящего на четвереньках партнера; через горизонтальную палку; положение при падении на бок; перекат на бок, с одного бока на другой; падение на бок из положения сидя, из приседа, из основной стойки, через стоящего на четвереньках партнера, через шест (палку); кувырок вперед через стоящего на четвереньках партнера с падением на бок; кувырок через палку с падением на бок; кувырок с прыжка, держась за руку партнера; падение вперед с опорой на кисти из стойки на коленях, из основной стойки, из основной стойки с поворотом направо (налево) после падения назад. Имитационные упражнения: имитация различных технических действий и приемов без партнера; имитация различных борцовских действий и приемов с манекеном; набивными мячами, отягощениями; имитация изучаемых атакующих бросков с партнером без отрыва и с отрывом его от ковра; выполнение различных технических действий и приемов с партнером, имитирующим различные действия, захваты, перемещения. Упражнения с манекеном: поднимание манекена, лежащего (стоящего) на ковре; броски манекена толчком руками вперед, назад (через голову), в стороны; переноска манекена на руках, плече, спине, голове и т.п.; повороты, наклоны, приседания с манекеном на плечах, руках; лежа на спине перетаскивание манекена через себя, перекаты в стороны; ходьба и бег с манекеном на руках, плечах, голове и т.д. имитация изучаемых приемов. Упражнения с партнером: поднимание партнера из стойки обхватом за бедра, пояс, грудь; поднимание партнера, стоящего на четвереньках, лежащего на животе; переноска партнера на плечах, на спине, на бедре; приседания и наклоны с партнером на плечах; приседания стоя спиной друг к другу сцепив руки в локтевых сгибах; стоя спиной друг к другу и взявшись за руки наклоны, сведение и разведение рук, перевороты, круговые вращения; отжимание рук в разных исходных положениях - стоя лицом друг к другу руки внизу, вверху, перед грудью; стоя лицом друг к другу поднимание и опускание рук через стороны, разведение и сведение рук на уровне плеч, сгибание и разгибание рук; кружение взявшись за руки, за одну руку; внезапные остановки после кружения и вращения; кувырки вперед и назад, захватив ноги партнера; лежа на спине ногами друг к другу отжимание ног. Специализированные игровые комплексы Игры в касания Сюжет игры, ее смысл — кто быстрее коснется определенной части тела партнера. Если рассматривать использование игр применительно к борьбе, то это означает, прежде всего, заставить играющего не только наклоняться, быстро перемещаться вперед-назад, в разные стороны, выпрямляться и пр. в манере, характерной для греко-римской (спортивной) борьбы, но и конструировать в дальнейшем «двигательные фазы», присущие реальному соревновательному поединку. 10 Игры в касания рассматриваются как упражнения, способствующие развитию целой серии качеств и навыков: видеть партнера, распределять и концентрировать внимание, перемещаться самостоятельно, творчески решать двигательные задачи. Подчеркивая значимость данного материала на первых годах обучения греко-римской (спортивной) борьбе, исходим из следующих посылок. Известно, что существует несколько основных захватов, связанных с определенными зонами соприкосновения частей тела партнеров, соперником. В игре эти зоны можно ограничивать или расширять. Но для того, чтобы максимально приблизиться к поединку в борьбе, необходимо коснуться строго определенных точек (частей тела), защита которых вызывает определенную реакцию у занимающихся — принятие позы и выбор способа действий. Задание — коснуться двумя руками одновременно определенной точки или части тела вначале для ребенка представляет определенную трудность. По мере накопления им опыта достижения цели, даже случайно, однажды сблокировав одну из рук соперника (неожиданно освободился, коснулся двумя руками заданной части тела, опередил партнера, победил), сам приходит к понятию «блокирования». Последнее является одним из видов действия, довольно часто встречающихся в борьбе. Игры в касания систематически и постепенно подводят занимающихся к выбору выгодной позиции, позы для достижения успеха, подбору своей стойки. Обычно новички отдаляют ту часть тела, которой должен коснуться партнер, и сосредоточивают внимание на определенных движениях, а также частях тела соперника. Если дано задание коснуться правого плеча, то для защиты играющий, отдалив его разворотом, вынужден принять левостороннюю стойку и действовать в дальнейшем преимущественно в ней. Необходимость защищаться от касания любой части головы заставляет играющих выпрямиться, прогнуться. Задание коснуться живота вызывает реакцию наклониться; коснуться левого плеча — повернуться влево, приняв правую стойку. Выполнение задания коснуться двумя руками одной из сторон соперника вызывают более сложные повороты, развороты, маневрирования и т.п. не только для атакующего, но и для защищающегося партнера. На данных примерах становится понятным, что игровые комплексы составляются по принципу: убрать ту часть тела, которой угрожает касание, заставить в серии игр принимать нужную позу, действовать в определенной манере. Игры в блокирующие захваты По мере освоения игр в касания определенных частей тела двигательная активность подростков легче приобретает специфическую направленность, т.е. больше приближается к греко-римской (спортивной) борьбе. Это выражается, прежде всего, в умении сковать действия противника, захватив одну или обе руки (в зависимости от задач, которые предстоит решать в игре). Таким образом, появление дополнительного условия — ограниченные площадки игры, наказание проигрышем при выходе за ее пределы — требует от учеников знаний и умения выполнять блокирующие захваты. Вместе со стихийным появлением блокирующих захватов следует выбрать ситуацию, когда в группах играющих в касание появятся ученики, «открывшие блокирование», благодаря чему добившиеся победы. Преподавателю следует на примере этих учеников (соответственно с дополнениями) объяснить сущность и смысл блокирующих захватов, который они несут в играх и борцовском поединке. Суть игры в блокирующие захваты заключается в том, что один из играющих, осуществив в исходном положении заданный захват, стремится удержать его до конца поединка (3—5 с, предел — 10 с), другой старается как можно быстрее освободиться от захвата. Победа присуждается спортсмену, успешно решившему свою задачу, затем партнеры меняются ролями. Игры проводятся на ограниченной площади (круг, квадрат, коридор), выход за пределы считается поражением. Проигрыш засчитывается и за касание пола рукой, коленом, за преднамеренное падение, попытку провести прием с падением (последнее относится к начальному периоду освоения и на площадках без мягкого покрытия). Игры в атакующие захваты Искусство владеть своим телом с позиций спортивного единоборства проявляется в умении осуществлять захват, тонко чувствовать через него особенности опоры, прилагать усилия в нужном 11 направлении и требуемой величины. В борьбе очень важно научить рационально прилагать усилия, что является одной из важнейших задач физического и трудового воспитания. Игры в захваты направлены на постепенный поиск способов решения большей части соревновательной схватки бойцов, связанной с маневрированием, блокированием, выполнением действий, несущих преимущество (сбить в партер, на колени, провести прием). В зависимости от поставленных задач играм можно придать характер специальной силовой работы, где практически решаются все виды распределения усилий, встречающихся в поединке. Суть игр заключается в том, чтобы добиться одного из захватов, обусловленных заданием, и реализовать его каким-либо преимуществом над соперником. Последнее может выражаться в удержании захвата на заданное время, сбить соперника на колени, зайти сзади, провести сваливание, теснить и т.д. Арсенал возможных атак, завершающихся оценочными приемами или признаками преимущества, у начинающих бойцов невелик. Поэтому факт победы как конечная цель задания в играх усложняется постепенно. Главное назначение этого задания - приучить учащихся мыслить категориями решений создавшейся ситуации, достижения преимущества над соперником за счет всех возможных в данном случае действий. Игры в теснения Умелое использование игр в касания и захваты с постепенным переходом к элементам теснения соперника учит подростков пониманию психологического состояния конкурентов, умению использовать их слабые стороны, приучает не отступать, «гасить» усилия соперника, разрывать захват, перемещаться и действовать в ограниченном пространстве. Теснение - это уже соревнование, противоборство. Итак, игры с заданием теснить соперника - являются базовой подготовкой к овладению элементами борьбы. Игры в теснение являются первым практическим шагом в воспитании сильного, мужественного характера подростка в самом начале его спортивного пути. Очень важно, чтобы тренер в доступной форме объяснил значимость игр-заданий, создал соответствующую атмосферу и условия для освоения игрового материала. Игры в перетягивание для развития силовых качеств: парные и групповые перетягивания с захватами за руки, за палку; перетягивание каната; перетягивание кистями рук в положении лежа, головой к голове соперника; сидя, стоя. Игры за сохранение равновесия в разных исходных положениях: положение руки за спину стоя на одной ноге - толчками плечом и туловищем вытолкнуть партнера с определенной площади или добиться потери равновесия; в положении сидя, сидя на корточках, стоя на одной - толчками ладонями в ладони партнера вытолкнуть его с определенной площади или заставить потерять равновесие;стоя на скамейке, сидя на гимнастическом коне, парами с сидящим на плечах толчками руками добиться потери равновесия соперника. Игры с отрывом соперника от ковра для развития физических качеств и формирования навыков единоборства: в разных исходных положениях, с различными захватами, с ограничением площади передвижения. Игры за овладение обусловленным предметом (мячом, палкой, булавой, манекеном и т.п.) для формирования навыков маневрирования сохранения позы, совершенствования атакующих и защитных действий, развития скоростных и скоростно-силовых качеств. Игры с прорывом через строй, из круга для формирования навыков единоборства и развития физических качеств. Техническая подготовка Техника греко-римской (спортивной) борьбы включает совокупность методов, направленных на овладение техническими элементами, выполняемыми в ходе соревнований и доведение исполнения этих элементов до необходимой степени совершенства. Техническая подготовка включает также и изучение упражнений, используемых в качестве общей и специальной физической подготовки, так как, прежде чем применять упражнение по ОФП и СФП, необходимо технически правильно его выполнять. 12 Освоение элементов техники. Основные положения в борьбе: Стойка: фронтальная, левосторонняя, правосторонняя, низкая, средняя, высокая. Партер: высокий, низкий, положение лежа на животе, на спине, стойка на четвереньках, на одном колене, мост, полумост. Положения в начале и конце схватки, формы приветствия. Дистанции: ближняя, средняя, дальняя, вне захвата. Элементы маневрирования В стойке: передвижение вперед, назад, влево, вправо; шагами, с подставлением ноги; нырками и уклонами; с поворотами налево-вперед, направо-назад, направо-кругом на 180°. В партере: передвижение в стойке на одном колене; выседы в упоре лежа вправо, влево; подтягивания лежа на животе, отжимания волной в упоре лежа; повороты на боку вокруг вертикальной оси; передвижения вперед и назад, лежа на спине, с помощью ног; движения на мосту; лежа на спине, перевороты сгибанием ног в тазобедренных суставах. Маневрирования в различных стойках (левой-правой, высокой-низкой и т.п.); знакомство со способами передвижений и действий в заданной стойке посредством игр в касания; маневрирование с элементами произвольного выполнения блокирующих действий и захватов (наряду с выбором способов перемещений учащиеся самостоятельно «изобретают», апробируют в действии способы решения поставленных задач — коснуться рукой (двумя) обусловленного места, части тела соперника, используя какой-либо захват, упор, рывок и т.п.). Приемы борьбы в партере. Перевороты скручиванием Переворот рычагом Защиты: а) не дать выполнить захват, прижимая свое плечо к туловищу; б) выставить ногу на ступню в сторону переворота. Контрприемы: а) переворот за себя захватом разноименной руки под плечо; б) сбивание захватом туловища; в) сбивание захватом одноименного плеча; г) переворот выседом захватом руки под плечо. Переворот скручиванием захватом рук сбоку Защиты: а) отвести дальнюю руку в сторону; б) выставить ногу на ступню в сторону переворота. Контрприемы: а) переворот за себя захватом одноименного плеча; б) переворот за себя захватом разноименной руки под плечо. Переворот скручиванием захватом дальней руки сзади- сбоку Защиты: а) отвести дальнюю руку в сторону; б) освободить захваченную руку предплечья свободной руки; в) выставить ногу (разноименную захваченной руке) в сторону переворота и повернуться спиной к атакующему (выседом). Контрприемы: а) бросок подворотом захватом руки под плечо; б) переворот за себя захватом одноименного плеча и шеи. Перевороты забеганием Переворот забеганием захватом шеи из-под плеча Защиты: а) поднять голову и, прижимая плечо к себе, не дать захватить шею; б) выставить ногу в сторону переворота; в) прижимая руку к себе, повернуться спиной к атакующему. 13 Контрприемы: а) выход наверх выседом; б) бросок подворотом захватом руки под плечо. Переворот забеганием с «ключом» и предплечьем на плече (на шее) Защиты: а) лечь на бок спиной к атакующему и упереться рукой в ковер; б) упираясь свободной рукой в ковер, принять положение высокого партнера, отводя плечо захваченной руки в сторону. Контрприемы: а) выход наверх выседом; б) бросок подворотом захватом руки через плечо; в) сбивание захватом руки через плечо. Перевороты переходом Переворот переходом с «ключом» и захватом подбородка другого плеча Защиты: а) не дать перевести себя на живот; б) лечь на бок со стороны захваченной руки на ключ и, упираясь свободной рукой в ковер, не дать атакующему перейти через себя. Контрприемы: а) бросок подворотом захватом руки через плечо; б) выход наверх выседом; в) переворот махом ногой, прижимая захваченную руку к голове. Захваты руки на «ключ» Одной рукой сзади Защита: выставляя руку вперед, отставить ногу назад между ног атакующего. Двумя руками сзади Защита: выставляя соединенные в «крючок» руки вперед, отставить ногу назад между ног атакующего и сделать движение туловищем в его сторону. Одной рукой спереди Защита: выпрямить захватываемую руку и, упираясь ею в живот соперника, отходить от него вправо, мешая зайти назад. Двумя руками сбоку Защита: выпрямляя захватываемую руку, отойти от атакующего в сторону. С упором головой в плечо. Защита: убрать захватываемую руку локтем под себя. Толчком противника в сторону Защита: в момент падения прижать захватываемую руку к своему туловищу. Рывком за плечи Защита: в момент рывка за плечи выставить руки вперед. С помощью рычага ближней руки Защита: выпрямляя захватываемую левую руку, толкнуть соперника левым боком в сторону от себя. Способы сбивания противника на живот: - атакующий, удерживая левую руку партнера на ключе, а правой рукой — туловище сверху, притягивает его на себя и делает ложный толчок в его правую руку, выставленную в упор, после чего толчком ногами (особенно правой) и рывком руками вперед- влево (в сторону плеча захваченной руки) сбивает противника на живот или на левый бок; - из того же и.п. атакующий, переводя левую ногу со ступни на колено, перекрывает одноименное колено партнера и рывком руками влево- вперед сбивает его на живот. Способы освобождения руки, захваченной на ключ: а) выставляя ногу, одноименную захваченной руке, вперед на колено. б) выставляя ближнюю ногу, находящуюся между ног атакующего, вперед и в его сторону, повернуться к противнику грудью и выпрямить руку, захваченную на ключ. 14 Контрприемы при захвате руки на ключ: а) бросок подворотом захватом руки через плечо; б) переворот в сторону захватом руки за запястье. Приемы борьбы в стойке Переводы рывком Перевод рывком за руку: Защиты: зашагнуть за атакующего и рывком на себя освободить руку. Контрприемы: а) перевод рывком за руку; б) бросок подворотом захватом руки через плечо; в) бросок подворотом захватом запястья. Перевод рывком захватом шеи с плечом сверху: Защита: подойти ближе к атакующему и, приседая, прижать его руки к себе. Контрприемы: а) вертушка захватом руки снизу; б) перевод рывком захватом туловища; в) бросок прогибом захватом руки на шее и туловище; г) бросок поворотом (мельница) захватом руки туловища; д) скручивание захватом руки под плечо. Переводы нырком Перевод нырком захватом шеи и туловища Защита: захватить разноименную руку атакующего за плечо; перенося руку над головой атакующего, отойти и повернуться к нему грудью. Контрприемы: а) бросок подворотом захватом руки и другого плеча (подбородка) сверху; б) бросок захватом руки под плечо; в) бросок прогибом захватом шеи с плечом сверху и другого плеча снизу; г) бросок подворотом захватом запястья и шеи. Переводы вращением (вертушки) Перевод вращением захватом руки сверху Защита: выпрямляясь, рвануть к себе захваченную руку. Контрприемы: а) перевод, зашагивая в сторону, противоположную переводу; б) накрывание выседом в сторону, противоположную повороту. Броски подворотом (бедро) Бросок подворотом захватом руки через плечо: Защиты: а) приседая, упереться свободной рукой в поясницу атакующего; б) приседая, отклониться назад и захватить туловище с рукой атакующего сзади. Контрприемы: а) перевод рывком за руку; б) перевод захватом туловища с рукой сзади; в) бросок прогибом захватом туловища с рукой сзади. Бросок подворотом захватом руки под плечо: Защита: приседая, отклониться назад и захватить туловище атакующего сзади. Бросок подворотом захватом руки сзади (сверху) и шеи: Защиты: 15 а) приседая и отклоняясь назад, захватить свободной рукой руку атакующего на шее или упереться свободной рукой в его поясницу; б) приседая, отклониться назад и захватить туловище атакующего сзади (сбоку). Контрприемы: а) сбивание захватом руки и шеи; б) бросок прогибом захватом туловища (с рукой) сзади (сбоку); в) перевод захватом туловища сзади. Броски поворотом (мельница) Бросок поворотом захватом руки на шее и туловища: Защита: отставить ногу назад и захватить шею с плечом сверху. Контрприемы: а) перевод рывком захватом шеи с плечом сверху; б) бросок прогибом захватом шеи с плечом сверху; в) накрывание выставлением ноги в сторону, противоположную повороту. Примерные комбинации приемов 1.Перевод рывком за руку: а) перевод рывком за другую руку; б) бросок через спину захватом руки через плечо; в) сбивание захватом туловища; г) сбивание захватом руки двумя руками. 2. Бросок подворотом захватом руки через плечо: а) перевод рывком за руку; б) сбивание захватом руки двумя руками; в) бросок поворотом захватом руки двумя руками; г) сбивание захватом туловища и руки. Тренировочные задания Тренировочные задания по решению эпизодов схватки в стойке Осуществление захватов: предварительных, основных, ответных; захваты партнера, стоящего в разных стойках; сочетание захватов. Передвижение с партнером: вперед, назад, влево, вправо; относительно партнера, стоящего в разных стойках (высокой, низкой, левой, правой, фронтальной, в стойке на одном колене, в высоком партере); с одним захватом и изменением захватом. Выталкивание партнера в определенном захвате из площади единоборства посредством игр в теснение. Перетягивание партнера в обоюдном захвате за край площади ковра, за черту. Отрыв партнера от ковра в обоюдном захвате, вынесение его из площади единоборства. Выведение партнера из равновесия, находясь с ним в обоюдном захвате, вынуждая его коснуться коленом ковра или лечь на живот. Выполнение изучаемых приемов: на партнере, стоящем в разных стойках; на партнерах разного роста; на партнере, двигающемся в разных направлениях (вперед, назад, в сторону, по кругу); на партнере наступающем, отступающем, сковывающем блокирующими захватами и упорами. Выполнение комбинаций приемов типа, стойка-партер (из изученных приемов). Выполнение комбинаций в партере, в стойке. Выполнение изучаемых приемов на оценку, на точность приземления партнера. Тренировочные задания но решению эпизодов схватки в партере и с использованием положения «мост» Удержание захватом руки и шеи сбоку (сидя и лежа, с соединением и без соединения рук). Уходы с моста: 16 а) забеганием в сторону от противника; б) переворотом в сторону противника. Контрприемы с уходом с моста: а) переворот через себя захватом руки двумя руками; б) выход наверх выседом; в) переворот через себя захватом туловища. Удержание захватом шеи с плечом спереди. Уход с моста: переворот в сторону захваченной руки. Контрприем: переворот захватом шеи с плечом. Борьба за захват и удержание партнера из разных исходных положений: сидя спиной друг к другу; стоя на четвереньках разноименным (одноименным) боком друг к другу; лежа голова к голове, разноименным (одноименным) боком друг к другу; один на животе, другой на спине; один на спине (на животе), другой на четвереньках со стороны головы, со стороны ног, со стороны плеча, сбоку, со стороны головы, спиной к партнеру, сбоку спиной к партнеру, со стороны ног спиной к партнеру, стоя на коленях в обоюдном захвате и др.; борьба захватом за кисти из исходного положения, лежа на животе, лицом друг к другу. Задания для учебных и учебно-тренировочных схваток а) задания по совершенствованию умения: - проводить схватки в атакующем стиле (с заданием как можно чаще атаковать); - ведения схватки на краю ковра (с задачей вывести соперника за красную зону); - проводить конкретные приемы с опережением соперника; - перехода от борьбы стоя к борьбе лежа и развития последующей атаки в этом положении; - к искусственной маскировке своих атакующих (защитных) действий; - к эффективному ведению поединка с борцом, ушедшим в глухую защиту; - к рациональному ведению борьбы при передвижении соперника в различных направлениях; - осуществлять блокирующие захваты, не дать сопернику выполнить излюбленный атакующий захват; - атаковать на первых минутах схватки; - выполнять приемы за короткий промежуток времени (10—15 с), на фоне утомления; - проводить приемы в момент выхода противника из неудачно выполненного приема; - добиваться преимущества при необъективном судействе; - добиваться уверенного преимущества за счет применения разнообразного арсенала техникотактических действий; б) учебные схватки: - попеременные схватки различного характера (с разными заданиями) с односторонним сопротивлением; смена через 1 мин.; - схватки с ограничением зрительного анализатора (с завязанными глазами); - схватки с разрешением захвата только одной рукой; - схватки на одной ноге; - уходы от удержаний на «мосту» на время; - удержание на «мосту» на время; - схватки со сменой партнеров; - схватки с заданием: провести конкретный прием (другие не засчитываются); проводить только связки (комбинации) приемов; провести прием или комбинацию за заданное время. Тактическая подготовка использование сковывающих, опережающих, обманных действий при проведении ударов, бросков и приёмов; 17 создание и использование благоприятных ситуаций; сбор информации о противнике; постановка цели поединка; планирование перед поединком выполнения конкретных тактических действий; планирование соревновательного дня (режим отдыха, питания, питьевой режим). Психологическая подготовка Психологическая подготовка предусматривает формирование личности спортсмена и межличностных отношений, развитие спортивного интеллекта, психологических функций и психомоторных качеств. Все это требует понимания ряда психологических особенностей и закономерностей самоконтроля и саморегуляции. Тренеру, работающему со спортсменами, следует использовать все имеющиеся средства и методы психологического воздействия на детей необходимые для формирования психологически уравновешенной, полноценной всесторонне развитой личности. Основными задачами психологической подготовки являются: привитие устойчивого интереса к занятиям спортом; формирование установки на тренировочную деятельность; формирование волевых качеств спортсмена; развитие коммуникативных свойств личности и интеллекта спортсмена. К числу главных методов психологической подготовки относятся беседы, убеждения, педагогическое внушение, методы моделирования соревновательной ситуации через игру. Развитие внимания и равновесия у спортсменов. В программу занятий следует вводить ситуации, требующие преодоления трудностей. В спортивной психологии выделяют объективные и субъективные трудности. Объективные трудности: трудности, связанные с развитием физических качеств силы, выносливости, быстроты, ловкости и гибкости, а также связанные с функциональной подготовкой в избранном виде спорта; трудности, связанные с освоением способов выполнения (техники) двигательного действия в избранном виде спорта. Это знания, умения и навыки в дифференцировке пространственных, временных и динамических параметров движения; трудности, связанные с планированием и организацией своих действий (тактикой) на тренировке и соревнованиях. Очень важно развить способности в оперативном и тактическом мышлении спортсмена; трудности, связанные с условиями учебно-тренировочной деятельности. Это могут быть недостаточно хорошие места тренировок (залы, стадионы, бассейны), метеоусловия, в том числе состав группы (женский или мужской), психологический климат в спортивной группе; трудности, связанные с соревновательной деятельностью в избранном виде спорта. Это могут быть новые, незнакомые места соревнования, внезапное изменение расписания соревнований, судейство, характер жеребьевки, непредсказуемые действия соперника и др. Субъективные трудности, связанные с личным переживанием спортсменом успеха или неуспеха своей спортивной деятельности, с личным отношением спортсмена к своей спортивной деятельности. Это могут быть индивидуальные ценности спортсмена (интересы), потребности, мотивы и цели спортивной деятельности как тренировок в том или ином виде спорта, так и соревнований. Есть субъективные трудности иного порядка - проявление отрицательных эмоций страха, неуверенности в своих силах, боязни противника, поражения, чрезмерной ответственности за результат своей деятельности, отрицательные предстартовые состояния (стартовая лихорадка, стартовая апатия). Так или иначе, основным психическим механизмом появления различных субъективных трудностей у спортсмена является недостаточное количество информации, знаний, умений и навыков в их преодолении. Наличие определенных психологических барьеров не позволяет спортсмену раскрыть полностью свои возможности, свою подготовленность в условиях соревнований. 18 Воспитание волевых качеств - одно из важнейших задач в деятельности тренера. Волевые качества формируются в процессе сознательного преодоления трудностей объективного и субъективного характера. Для их преодоления используются необычные для юного спортсмена волевые напряжения. Поэтому основным методом воспитания волевых качеств является метод постепенного усложнения задач, решаемых в процессе тренировочных занятий и соревнований. Используя различные трудности в учебно-тренировочном процессе, необходимо соблюдать постепенность и осторожность. В этих ситуациях перед юными спортсменами, как правило, не ставятся - задачи проявлять предельные мобилизационные возможности. В работе с юными спортсменами устанавливается определённая тенденция в преимуществе тех или иных средств и методов психолого-педагогического воздействия: методы словесного воздействия – разъяснение, критика, одобрение, осуждение, внушение, примеры авторитетных людей; методы смешанного воздействия – выполнение общественных и личных поручений, наказание. Большие трудности спортсмен испытывает при поддержании вестибулярной устойчивости. Различные положения тела, резкие повороты, внезапные ускорения, замедления движений – всё это требует больших волевых усилий при стремлении наиболее точно выполнить двигательную задачу. Развитию волевых качеств спортсмена в процессе технической подготовки будут способствовать трудности, связанные с организацией внимания спортсмена при выполнении двигательных действий. Спортсмену приходится одновременно следить за правильностью исполнения своих действий и действий соперника. В развитии воли спортсмена особое значение имеет взаимосвязь между самими волевыми качествами: активность и самостоятельность, целеустремлённость и инициативность, решительность и настойчивость, смелость и самообладание, уверенность в своих силах. Система контроля и зачетные требования. Строевые упражнения: - Поворот направо - Поворот налево - Поворот кругом Оценка: отлично – без ошибок хорошо – незначительные ошибки удовлетворительно – значительные ошибки неудовлетворительно – грубые ошибки Общая физическая подготовка: Контрольные упражнения 29-47 кг и единицы 1 2 3 4 измерения Подтягивание на 4 6 8 10 перекладине (кол. раз) Сгибание рук в 30 35 40 45 упоре лежа (кол. раз) Лазание по 9,8 9,6 9,4 9,2 канату 5 м без помощи ног (с) Весовые категории и оценка в баллах 53-66 кг Свыше 73 кг 5 1 2 3 4 5 1 2 3 4 5 12 4 6 8 10 12 2 4 6 8 10 50 30 35 40 45 50 15 20 25 30 35 9,0 10,0 9,8 9,6 9,4 9,2 12,6 12,4 12,2 12,0 11,8 19 Прыжок в длину с места (см) Челночный бег 3х10 м с хода (с) 150 160 170 180 190 150 160 170 180 190 150 160 170 180 190 7,5 7,4 7,3 7,2 7,1 7,6 7,5 7,4 7,3 7,2 7,8 7,7 7,6 7,5 7,4 Оценка: отлично – без ошибок хорошо – незначительные ошибки удовлетворительно – значительные ошибки неудовлетворительно – грубые ошибки Специальная физическая подготовка: Контрольные Весовые категории и оценка в баллах упражнения 29-47 кг 53-66 кг Свыше 73 кг и единицы 1 2 3 4 5 1 2 3 4 5 1 2 3 4 5 измерения Вставание из 17,5 16,5 15,5 14,5 13,5 17,5 16,5 15,5 14,5 13,5 17,5 16,5 15,5 14,5 13,5 стойки на мост (с) 5кратное вып Забегание на 20,0 19,0 18,0 17,0 16,0 20,0 19,0 18,0 17,0 16,0 27,0 26,0 25,0 24,0 23,0 мосту: 5-влево, 5-вправо (с) Перевороты на 35,0 33,0 31,0 29,0 27,0 39,0 37,0 35,0 33,0 31,0 37,0 36,0 34,0 32,0 30,0 мосту: 10 раз (с) Приседание с 4 5 6 7 8 6 7 8 9 10 1 2 3 4 5 партнером равного веса (кол.раз) Основы техники базовых упражнений. Стойки: - переводы рывком: Перевод рывком за руку: Защиты: зашагнуть за атакующего и рывком на себя освободить руку. Контрприемы: а) перевод рывком за руку; б) бросок подворотом захватом руки через плечо; в) бросок подворотом захватом запястья, - переводы нырком: Перевод нырком захватом шеи и туловища Защита: захватить разноименную руку атакующего за плечо; перенося руку над головой атакующего, отойти и повернуться к нему грудью. Контрприемы: а) бросок подворотом захватом руки и другого плеча (подбородка) сверху; б) бросок захватом руки под плечо; в) бросок прогибом захватом шеи с плечом сверху и другого плеча снизу; г) бросок подворотом захватом запястья и шеи; - переводы вращением (вертушки): Перевод вращением захватом руки сверху Защита: выпрямляясь, рвануть к себе захваченную руку. Контрприемы: 20 а) перевод, зашагивая в сторону, противоположную переводу; б) накрывание выседом в сторону, противоположную повороту. - броски подворотом (бедро): Бросок подворотом захватом руки через плечо: Защиты: а) приседая, упереться свободной рукой в поясницу атакующего; б) приседая, отклониться назад и захватить туловище с рукой атакующего сзади. Контрприемы: а) перевод рывком за руку; б) перевод захватом туловища с рукой сзади; в) бросок прогибом захватом туловища с рукой сзади. - броски поворотом (мельница): Бросок поворотом захватом руки на шее и туловища: Защита: отставить ногу назад и захватить шею с плечом сверху. Контрприемы: а) перевод рывком захватом шеи с плечом сверху; б) бросок прогибом захватом шеи с плечом сверху; в) накрывание выставлением ноги в сторону, противоположную повороту. Оценка: отлично – без ошибок хорошо – незначительные ошибки удовлетворительно – значительные ошибки неудовлетворительно – грубые ошибки Методическое обеспечение Основной формой занятий в спортивных школах являются: групповые практические занятия. Методы, используемые на занятиях: словесный, наглядный и практический. Основным методом подготовки младших школьников является игровой метод, а также метод повторного выполнения упражнения с обязательным использованием методов вариативного упражнения. Кроме этого, используются соревновательный метод, а также группы воспитательных методов, определяющих отношения тренера и ученика, их взаимодействия и взаимосвязь. В начале обучения следует очень осторожно применять соревновательный момент, так как в данном случае сознание и мышечная деятельность будут направлены не на способ освоения техники, а на его быстрейшее выполнение, что может привести к выполнению ошибок, а их исправить всегда труднее, чем предупреждать. В технической подготовке используют два методических подхода: целостное (обучение движению в целом в облегченных условиях с последующим расчленением, овладением его фазами и элементами) и расчлененным (раздельное обучение фазам и элементам и их сочетание в одно движение). Все эти особенности надо учитывать при планировании средств физической и технической подготовки в многолетнем тренировочном процессе. Соревновательный метод способствуют воспитанию бойцовских качеств, способности быстро решать поставленные задачи, умения выбирать оптимальный вариант действий, тактических способностей, умения терпеть и т.д. Поставленные цели и задачи достигаются тренировками, просмотром видео материалов и соревнований, выполнением практических заданий в игровой форме, лекциями, беседами, наглядной демонстраций. Основным средством подготовки в греко-римской (спортивной) борьбе, как и в других видах спорта, являются физические упражнения, подразделяющиеся на общеразвивающие (ОРУ) и специальные (СУ). 21 Задача ОРУ - всестороннее гармоничное развитие дыхательной, сердечно-сосудистой, нервномышечной систем и обще-двигательной подготовки. Задача СУ - воспитание двигательных, психических, морально-волевых качеств, применительно к с греко-римской (спортивной) борьбе. В группу СУ входят упражнения на развитие двигательных качеств, упражнения, используемые для обучения, имитационные упражнения, упражнения для воспитания психологических и моральных качеств на основе принципов греко-римской (спортивной) борьбы (терпение, решимости, воли в достижении цели, психологической устойчивости, дисциплины). Программа обеспечена необходимой литературой, видео материалами, конспектами занятий, методическими разработками игр. Многолетняя подготовка строится на основе следующих методических положений: -использование общепедагогических (дидактических) принципов воспитывающего обучения: сознательности занимающихся, наглядности, систематичности, доступности, индивидуализации, прочности и прогрессирования; -объем и интенсивность упражнений возрастают по мере улучшения физической подготовленности юных спортсменов. Отдавать предпочтение упражнениям динамического характера, приучая занимающихся к различному темпу их выполнения; -поиск средств, позволяющих решать одновременно несколько задач (например, сочетание физической и технической подготовки); - моделирование соревновательной деятельности в учебно-тренировочном процессе; Теоретическая подготовка – формирование у занимающихся специальных знаний, необходимых для успешной спортивной деятельности, осуществляется в ходе практических занятий. Интегральная подготовка - направлена на приобретение соревновательного опыта, повышение устойчивости к соревновательному стрессу и надежности выступлений может осуществляться в процессе соревнований и модельных тренировок. В процессе занятий обязательны регулярные медицинские обследования, врачебно-педагогические наблюдения за состоянием здоровья занимающихся, динамикой физического развития подростков и юношей, приспособляемостью организма к тренировочным нагрузкам и изучение его функционального состояния. Медицинское обследование, занимающихся греко-римской (спортивной) борьбой, производится 1 раз в год. В основе планирования тренировочного процесса лежат закономерности развития спортивной формы. Поскольку развитие спортивной формы зависит от уровня подготовки, то и тренировочный процесс, следует строить дифференцированно для каждого года обучения. В процессе обучения используются вводный (в виде тестирования), текущий (в виде опроса), промежуточный (в виде соревнования), итоговый (в виде тестирования) виды контроля. Дидактический Вид и форма Форма Методы и приёмы материал, контроля, № Раздел или тема организации и организации учебно- техническое форма п/п программы форма проведения воспитательного оснащение предъявления занятий процесса занятий результата 1 1 2 Теоретическая подготовка 3 4 Беседа, лекция, Словесный, просмотр видео. наглядный 5 Литература, любая видеоаппаратура. Наглядный, игровой, Мягкое покрытие, повторного гимнастические выполнения снаряды, мячи. Наглядный, игровой, Мягкое покрытие, повторного чучело выполнения 6 Текущий опрос 2 ОФП Вводный и итоговый тест 3 СФП Групповые практические занятия Групповые практические занятия Вводный и итоговый тест, текущий зачёт. 22 4 Тактикотехническая подготовка Групповые практические занятия Наглядный, игровой, Мягкое покрытие, повторного чучело, выполнения Текущий зачёт, итоговый экзамен, соревнование. Дети могут заниматься в обычной спортивной одежде. Начиная со второго полугодия необходимо заниматься в борцовском трико и борцовках (одежда для греко-римской (спортивной) борьбы). Помещение для тренировок должно быть оборудовано мягким покрытием (борцовским ковром), «шведской стенкой», матами, должно иметь электрическую розетку для подключения видео аппаратуры. Для просмотра видеоматериалов может использоваться любая переносная аппаратура. Во время практических занятий необходимо использовать борцовки и борцовское трико. Настоящие Методические рекомендации подготовлены с целью оказания методической помощи тренерам-преподавателям, осуществляющим учебно-тренировочный процесс, в организации спортивной подготовки на основе федеральных стандартов спортивной подготовки. Воспитательная работа Личностное развитие детей - одна из основных задач учреждений дополнительного образования. Высокий профессионализм педагога способствует формированию у ребенка способности выстраивать свою жизнь в границах достойной жизни достойного человека. Специфика воспитательной работы в спортивной школе состоит в том, что тренер- преподаватель может проводить ее во время учебно-тренировочных занятий и дополнительно на тренировочных сборах и в спортивно-оздоровительных лагерях, где используется и свободное время. На протяжении многолетней подготовки тренер-преподаватель формирует у занимающихся прежде всего патриотизм, нравственные качества (честность, доброжелательность, самообладание, дисциплинированность, терпимость, коллективизм) в сочетании с волевыми (настойчивость, аккуратность, трудолюбие). Воспитательные средства: • личный пример и педагогическое мастерство тренера; • высокая организация учебно-тренировочного процесса; • атмосфера трудолюбия, взаимопомощи, творчества; • дружный коллектив; • система морального стимулирования; • наставничество опытных спортсменов. Основные воспитательные мероприятия: • торжественный прием вновь поступивших в школу; • проводы выпускников; • просмотр соревнований (и видео, и телевидение) и их обсуждение; • регулярное подведение итогов спортивной деятельности учащихся; • проведение тематических праздников; • встречи со знаменитыми спортсменами; • экскурсии, культпоходы в театры и на выставки; • тематические диспуты и беседы; • трудовые сборы и субботники; • оформление стендов и газет. Важное место в воспитательной работе должно отводиться соревнованиям. Кроме воспитания у обучающихся понятия об общечеловеческих ценностях, необходимо серьезное внимание обратить на этику греко-римской (спортивной) борьбы на площадке и вне нее. Здесь важно сформировать у 23 занимающихся должное отношение к запрещенным приемам и действиям в спортивной борьбе (неспортивное поведение, взаимоотношения игроков, тренеров, судей и зрителей). Перед соревнованиями необходимо настраивать игроков не только на достижение победы, но и на проявление в поединке морально-волевых качеств. Соревнования могут быть средством контроля за успешностью воспитательной работы в команде. Наблюдая за особенностями поведения и высказываниями учеников во время игр, тренер-преподаватель может сделать вывод о сформированности у них необходимых качеств. Материально-техническое обеспечение В соответствии с приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 №629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» учреждение (МАУ ДО ДЮСШ) определяет нормы материально-технического обеспечения инвентарем исходя из минимальных потребностей для обеспечения учебно-тренировочного процесса среднесписочного количества обучающихся. Список инвентаря: № п/п Наименование Единица Кол-во Примечание измерения 1. скамейка гимнастическая шт 4 2. шведская стенка шт 4 3. штанга шт 1 4. ковер борцовский шт 1 5. гантели шт 6 6. медицинболы шт 4 7. груша боксерская шт 3 8. скакалки шт 5 Помещения для проведения занятий по данной программе отвечает действующим санитарным нормам и правилам освещенности, вентиляции, отоплению и пожарной безопасности. В помещении находится медицинская аптечка в полной комплектации. 24 Литература 1. Воронов И.А. Секретные боевые искусства славянских народов. Монография. – СПб.: Б&K, 2001. – 218 c., 24 ил. 2. Грузных Г.М., Подливаев Б.А. Греко-римская борьба: Примерная программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва. - М.: Советский спорт, 2004. 3. Дергач А.А., Исаев А.А. Педагогика и психология деятельности организатора детского спорта. М., Просвещение, 1985. 4. Короновский В.Н., Яковлев М.А., Защита и нападение, Москва, 2005 г. 5. Козлов Н.И., Как относиться к себе и людям, Москва, АСТ: Хранитель, 2006 г. 6. Озолин Н.Г., настольная книга тренера, Москва, АСТ, апрель, 2004 г. 7. Платонов В.Н. Теория и методика спортивной тренировки. – Киев. Высшая школа. 1994. – 352 стр. 8. Солодков А. С., Сологуб Е. Б. Возрастная физиология: Учебное пособие/ СПбГАФК им. П. Ф. Лесгафта. СПб., 2001. 187 с. 9. Солодков А. С., Сологуб Е. Б. Физиология спорта: Учебное пособие/ СПбГАФК им. П. Ф. Лесгафта. СПб., 1999. 231 с. 10. Солодков А. С., Сологуб Е. Б. Общая физиология: Учебное пособие/ СПбГАФК им. П. Ф. Лесгафта. СПб., 2000. 216 с. 11. Станкин М.И. Психолого – педагогические основы физического воспитания. М., Просвещение, 1987. 12. Теория и методика физической культуры (курс лекций): Учебное пособие / Под ред. Ю.Ф. Курамшина, В.И. Попова; СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта. – Спб., 1999. – 324 с. 13. Шулика Ю.А. Спортивная борьба для учащихся, «Феникс», 2004 г. 25