Содержание Пояснительная записка Учебный план учебно-тренировочных занятий Программный материал Теоретическая подготовка Практическая подготовка Уровень физической подготовленности. Рекомендуемые контрольные показатели Медицинский контроль Воспитательная работа Материально-техническое обеспечение Литература Приложение 3 7 8 8 8 14 15 15 16 17 18 2 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности разработана в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ; Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 №196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (с изменениями, утвержденными приказом Министерства просвещения РФ от 30.09.2020 №533); Письмом Министерства образования и науки России от 18.11.2015 №09-3242 «О направлении информации» вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»; Распоряжением Правительства Мурманской области №157-РП от 03 июля 2019 г. "О концепции внедрения целевой модели развития региональной системы дополнительного образования детей Мурманской области"; Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 №2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания». Форма реализации программы: очная. Язык образования: русский. Уровень сложности: стартовый. Сроки реализации/объем: 1 год. Адресат программы: дети 7-17 лет. Программа физкультурно-спортивной направленности разработана для детей, обучающихся в спортивно-оздоровительных группах. Реализация программы предполагает соотнесение содержания учебно-тренировочного процесса с индивидуальными особенностями и возможностями детей, создание психологопедагогических условий для формирования двигательной сферы и развития здоровья школьников на основе их целенаправленной творческо-двигательной активности. Актуальность программы состоит в том, что занятия по комплексному развитию физических качеств спортсменов ориентированы на выбор ребенка интересующих его видов спорта и форм деятельности, развитие его представлений о здоровом образе жизни, становлении познавательной мотивации и способностей. Занятия способствуют выполнению объемов тренировочных нагрузок, предусмотренных требованиями программ по видам спорта, последовательному и целенаправленному формированию устойчивой взаимосвязи между различными 3 сторонами подготовленности (физической и технической, физической и тактической, технической и тактической). Отличительная особенность состоит в том, что дополнение основных программ занятиями по этой программе способствуют подготовке спортивного резерва, спортсменов высокого класса, в соответствии с федеральными стандартами спортивной подготовки, выполнению нормативных требований спортивных разрядов, для включения в сборные команды ЗАТО и области. Предлагаемая программа регламентирует организационно-методические и содержательные аспекты работы с детьми, зачисленными в спортивную школу согласно Положению о правилах приема детей в МАУ ДО ДЮСШ, с учетом возрастных психофизиологических и индивидуальных особенностей школьников. Цель программы: обеспечение разностороннего физического развития и формирование культуры здорового и безопасного образа жизни посредством избранного вида спорта. Воспитание гармоничной, социально активной личности. Задачи программы: - привлечение максимально возможного числа детей к систематическим занятиям спортом, направленным на освоение здорового образа жизни, воспитание физических, эстетических, морально - этических и волевых качеств; - формирование элементарных знаний о физической культуре и ее истории, связи с улучшением состояния здоровья и физического развития. - повышение уровня физической подготовленности с учётом индивидуальных особенностей и требований программы; - овладение базовыми основами двигательной деятельности посредством изучения курса спортивных дисциплин; - воспитание двигательных качеств, (выносливость, быстрота, сила, ловкость, координация и гибкость) и приобретение жизненно важных навыков и умений. Ожидаемый результат освоения программы в соответствии с возрастом 7-9 лет должны знать: - основные требования к занятиям по ФП; - правила техники безопасности при проведении занятий; - основы техники всех видов двигательной деятельности; - физические упражнений, направленные на укрепление здоровья, коррекцию телосложения, формирование правильной осанки и культуры движений, основы личной гигиены, причины травматизма при занятиях различными упражнениями и правила его предупреждения. должны уметь: - определять наиболее эффективные способы достижения результата; - находить ошибки при выполнении заданий и уметь их исправлять; - рационально распределять своё время в режиме дня; - вести наблюдение за показателями своего физического развития. - выполнять упражнения по физической подготовке в соответствии с возрастом. 10-12 лет должны знать: - основные требования к занятиям по ФП; 4 - технику и тактику различных видов спорта; - технику безопасности, оказание первой медицинской помощи при травмах; - врачебный контроль и самоконтроль, основы личной гигиены; - правила поведения на спортивных сооружениях. должны уметь: усваивать программный материал; - выполнять диагностические показатели по ФП по разделам программы: лёгкая атлетика, гимнастика, игровые виды спорта. 13-15 лет должны знать: - основные требования к занятиям по ФП; - технику и тактику различных видов спорта; - технику безопасности, оказание первой медицинской помощи при травмах; - врачебный контроль и самоконтроль, основы личной гигиены; - правила и организацию проведения соревнований; - правила поведения на спортивных сооружениях. должны уметь: усваивать программный материал; - выполнять диагностические показатели по ФП по разделам программы: лёгкая атлетика, гимнастика, игровые виды спорта; владеть основами техники и тактики футбола, баскетбола; владеть основными навыками восстановительных мероприятий; принимать участие в соревнованиях. 16-17 лет должны знать: основные требования к занятиям по ФП; историю развития всех изученных видов спорта; гигиенические требования к занимающимся и местам проведения занятий и соревнований; влияние физических упражнений на функциональные возможности организма; основы техники и тактики в футболе, баскетболе, легкой атлетике; способы проведения соревнований; должны уметь: усваивать программный материал; -выполнять диагностические показатели по ФП по разделам программы: лёгкая атлетика, гимнастика, игровые виды спорта; владеть основами техники и тактики футбола, баскетбола; владеть основными навыками восстановительных мероприятий; принимать участие в соревнованиях. Спортивно-оздоровительный этап является первым звеном в системе подготовки юных спортсменов. Эта форма работы охватывает всех желающих заниматься спортом. Подготовка детей в спортивно-оздоровительных группах является тем фундаментом, на котором в дальнейшем строится подготовка 5 спортсменов высокой квалификации. Основополагающие принципы: Системность – предусматривает тесную взаимосвязь всех сторон учебнотренировочного процесса (физической, технико-тактической, психологической и теоретической подготовки, воспитательной работы, восстановительных мероприятий, педагогического и медицинского контроля). Преемственность – определяет последовательность изложения программного материала по этапам обучения и соответствие его требованиям высшего мастерства, чтобы обеспечить в учебно-тренировочном процессе преемственность задач, средств и методов подготовки, объемов тренировочных и соревновательных нагрузок, рост показателей уровня физической и технико-тактической подготовленности. Вариативность – предусматривает, в зависимости от этапа подготовки и индивидуальных особенностей юного спортсмена, включение в тренировочный план разнообразного набора тренировочных средств и нагрузок для решения одной или нескольких задач физической подготовки. К занятиям в группах физкультурно-спортивной направленности допускаются все лица, желающие заниматься спортом, независимо от их одаренности, способностей, уровня физического развития и подготовленности, не имеющие медицинских противопоказаний (имеющие письменное разрешение врача), зачисленные в спортивную школу согласно Положению о правилах приема детей в МАУ ДО ДЮСШ. Годовой план рассчитан на 39 недель обучения. Продолжительность одного занятия не более 2-х академических часов. Учитывая негативное влияние условий Крайнего Севера на спортивный результат при подготовке спортсменов (короткий (длинный) световой день, недостаток кислорода и витаминов, воздействие резких перепадов атмосферного давления и пр.) внесены изменения в диагностические нормативы прироста показателей по физической подготовке. Этап подготовки Физическая подготовка Режим учебно-тренировочной работы Период Минималь- Оптимальная Объем обучени ное кол-во наполняемост часов в я учащихся в ь групп, чел. неделю группе, чел. Весь период 10 15-18 3 Уровень спортивной подготовлен ности Прирост показателей по ФП Наполняемость учебных групп и объем учебно-тренировочной нагрузки определены с учетом техники безопасности и в соответствии с методическими рекомендациями по организации спортивной подготовки в РФ от 12.05.2014г. № ВМ-04-10/2554. Расписание занятий (тренировок) составляется с учётом времени обучения занимающихся в общеобразовательных учреждениях в целях установления благоприятного режима тренировок и отдыха. 6 Основными формами учебно-тренировочного процесса являются: групповые учебно-тренировочные занятия, участие в соревнованиях по физической подготовке, тестирование и медицинский контроль. Особенностью планирования программного материала является сведение всех параметров нагрузок, средств и методов тренировки и контроля в одну принципиальную схему годичного цикла тренировки. Основными показателями выполнения программных требований являются: Сдача нормативов по физической подготовке, а также знание основ гигиены и самоконтроля. Обучающимся, не выполнившим предъявляемые требования предоставляется возможность продолжить обучение повторно . Формы подведения итогов реализации программы: контрольное учебнотренировочное занятие, соревнования, диагностика уровня физической подготовленности. В программе определены допустимые объемы тренировочных нагрузок с учетом возрастных особенностей и должного уровня физической, функциональной подготовленности занимающихся. Учебный план учебно-тренировочных занятий в группах (на 39 недели, 3 ч) объем № Содержание занятий (ч) I. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА 1 Техника безопасности и правила поведения на занятиях 1 Физическая культура и спорт в России. Воспитание 2 1 нравственных и волевых качеств спортсмена Влияние физических упражнений на организм спортсмена. 3 Профилактика заболеваемости и травматизма в спорте. 1 Гигиенические требования к занимающимся спортом Итого 3 II. ПРАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА 1. Строевые упражнения 14 2. Общеразвивающие упражнения с предметами и без предметов 17 Подвижные игры с основами спортивных игр, из них в том 3. 78 числе: на материале гимнастики с элементами акробатики 20 на материале лёгкой атлетики 20 на материале спортивной игры в баскетбол 19 на материале спортивной игры в футбол 19 4. Контрольные испытания 3 2 III. МЕДИЦИНСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ Итого 114 Общее количество часов 117 7 ПРОГРАММНЫЙ МАТЕРИАЛ Теоретическая подготовка Тема №1. Техника безопасности и правила поведения на занятиях Требования к поведению занимающихся на занятиях в спортивном зале, тренажерном зале, плавательном бассейне. Использованием гимнастических предметов, инвентаря. Меры страховки и самостраховки. Тема №2. Физическая культура и спорт в России Понятие «физическая культура». Физическая культура как составная часть общей культуры. Значение ее для укрепления здоровья, физического развития граждан России в их подготовке к труду и защите Родины. Роль физической культуры в воспитании подрастающего поколения. Воспитание нравственных и волевых качеств спортсмена Решающая роль социальных начал в мотивации спортивной деятельности. Спортивно-этическое воспитание. Психологическая подготовка в процессе спортивной тренировки. Воспитание чувства ответственности перед коллективом. Инициативность, самостоятельность и творческое отношение к занятиям. Тема № 3. Влияние физических упражнений на организм спортсмена. Профилактика заболеваемости и травматизма в спорте. Понятия об утомлении и переутомлении. Причины утомления. Режим отдыха. Активный отдых. Самомассаж. Влияние различных упражнений на разные группы мышц. Простудные заболевания. Причины и профилактика. Закаливание организма. Виды закаливания. Общее понятие об инфекционных заболеваниях, источники инфекции и пути их распространения. Предупреждение инфекционных заболеваний при занятиях спортом. Пути распространения инфекционных заболеваний. Меры личной и общественной профилактики. Профилактика спортивного травматизма. Гигиенические требования к занимающимся спортом Понятие о гигиене и санитарии. Дыхание. Значение дыхания для жизнедеятельности организма. Гигиенические требования к питанию спортсменов. Значение витаминов. Режим питания. Пищевые отравления и их профилактика. Гигиеническое значение кожи. Уход за телом, полостью рта и зубами. Гигиенические требования к спортивной одежде и обуви. Правильный режим дня для спортсмена. Значение сна, утренней гимнастики в режиме юного спортсмена. Профилактика вредных привычек. Практическая подготовка Строевые упражнения: - выполнение команд «Направо!», «Налево!», «Кругом!» на месте и в движении; - перестроение из одной шеренги в две; - из колонны по одному в колонну по три - повороты в движении; - передвижение в обход, противоходом, змейкой, по кругу; 8 - размыкание вправо, влево, от середины. - подвижные игры «К своим флажкам», «Быстро по местам», «Ровным кругом» и др. Упражнения в ходьбе: - ходьба с подскоками и прыжками вверх; - ходьба в сочетании с движениями рук и туловища; - ходьба с поворотами на 180, 360°; - ходьба с поворотами на 180, 360° прыжком. Упражнения в беге: - бег с подниманием прямых ног вперед; - бег с подниманием прямых ног назад; - бег с поворотами на 360°; - бег с поворотами на 360° прыжком; - бег с прыжками в сторону; - бег с прыжками вверх; - бег с прыжками в длину. Общеразвивающие упражнения: Упражнения для рук и плечевого пояса. Из различных и.п. сгибание и разгибание рук, вращение, махи, отведения и приведения, рывки одновременно обеими руками, на месте и в движении. Упражнения для ног. Поднимание на носки, сгибание ног в тазобедренных суставах, приседания, отведения, приведения и махи ногами в различных направлениях, выпады, поскоки. Упражнения для шеи и туловища. Наклоны, вращения, повороты головы, круговые вращения туловищем, повороты туловища, поднимание прямых и согнутых ног в положении лёжа на спине переход в положение сидя, смешанные упоры в положении лицом и спиной вниз, угол из исходного положения лежа, сидя в положении виса, различные сочетания этих движений. Общеразвивающие упражнения без предмета: - и.п. - ноги на ширине плеч; поднимание и опускание плеч одновременно (поочередно), то же вперед-назад, круговые движения; - и.п. - руки вниз, ноги полусогнуты; круговые движения руками вперед (назад), выпрямляя ноги, встать на носки - вверх, опуская руки в и.п.; - и.п. - стоя согнувшись вперед; круговые движения руками вперед, то же, но левая рука вверх, правая вниз; - встречные махи руками вперед-назад, то же перед собой; - из упора присев прыжком в упор стоя, ноги врозь, затем прыжком в упор присев; - из упора стоя, согнувшись прыжком в упор лежа, затем прыжком в и.п.; - и.п. - упор присев, левая нога отставлена назад на носок прыжком смена положения ног; 9 - и.п. - упор, стоя на коленях; перейти в упор, лежа, затем в и.п.; руки и ноги с места не сдвигать; - и.п. - упор лежа; перейти в упор, лежа боком на левой руке рывком правой рукой назад в сторону, затем в и.п., то же в упоре лежа боком на правой руке; - и.п. - стойка на лопатках; движения ногами типа «велосипед»; - и.п. - то же; вращение ног вокруг своей оси; - и.п. - упор сидя сзади; приподнять от ковра таз – прогнуться затем в и.п. Общеразвивающие упражнения с предметом: - набивными мячами; - мячами в парах и в группах; - короткой и длинной скакалкой; - малыми мячами; - гимнастическими палками - игры и эстафеты с предметами (малыми мячами, обручами, скамейками, кеглями, скакалками). Упражнения с гимнастической палкой: - хватом за концы, сгибание и разгибание рук вперед, вверх, за голову, рывком вверх; - хватом за середину, вращение палки одной рукой. То же двумя руками; - хватом за конец палки двумя руками - вращение палки (круговые движения); то же одной рукой; - хватом за конец палки обеими руками - круги палкой над головой. То же впереди; то же за спиной; - кувырки с палкой хватом за концы; -лежа на спине переносить ноги через палку (палка хватом за концы); - хватом обеими руками за конец палки (и.п. - лежа на ковре); перекаты в сторону (палкой ковра не касаться); - упражнения вдвоем: перетягивание палки в стойке, сидя, лежа (палка хватом за концы или середину); Упражнения с набивным мячом Для рук: - перебрасывание мяча из рук в руки; - броски и ловля мяча: а) бросок одной рукой - ловля двумя руками с поворотом на 360 момент полета мяча; б) то же толчком мяча двумя руками; в) бросок через сторону одной рукой, ловля двумя руками; г) то же, но ловля одной рукой. - броски и ловля мяча в парах: а) бросок партнеру назад через голову (прогибаясь); б) бросок партнеру назад между ногами (наклоняясь); в) бросок партнеру через голову, стоя боком к нему; - перекаты с мячом в сторону (мяч ковра не касается). 10 Для ног: - удары по мячу: а)коленом; б)голенью; - броски и ловля мяча: а) зажимая ногами - бросок перед собой; б) то же, бросая мяч за себя. Для туловища: - наклоны с мячом вперед (руки верх); - то же в стороны; - повороты с мячом в руках влево и вправо (руки вверх). Упражнения на гимнастической стенке: - в висе на гимнастической стенке - поднимание ног до касания рейки над головой; - угол в висе; - соскоки: а) из виса спиной к стене; б) то же, прогнувшись; в) из виса лицом к стене; г) то же, прогнувшись (соскоки выполняются толчком и без толчка ногами); - наклоны вперед, руки в захвате за рейку на уровне таза; - то же, перехватывая руками до нижней рейку; - махи ногой в сторону, держась за рейку; - то же, но махи назад; - и.п. - стоя на 3-й рейке снизу с захватом руками рейки на уровне груди; перейти в упор углом; - и.п. - то же; перейти в вис на согнутых ногах; - и.п. - упор лежа, ноги зацеплены на 4-й рейке; переступая руками вперед до касания грудью ковра (пола), затем - в и.п. Упражнения на гимнастической скамейке: - лежа на скамейке (поперек) лицом вниз - прогнуться; - сидя на скамейке, скрестные махи ногами в стороны (ноги под углом 45°); - сед углом на скамейке - движения ногами типа «вставить»; - сидя верхом на скамейке, ноги зацеплены за края. Наклоны назад: руки вверх, за головой, на груди; - из упора сидя на скамейке (поперек) - прогибание вперед-вверх; - продвижение по полу (скамейка между ногами); на всей стопе, на носках, на пятках и т.п.; - то же прыжками; - из упора стоя на скамейке (продольно), шаги на руках до упора, лежа на скамейке, затем так же и в и.п.; - то же, не переступая ногами; - стоя на скамейке поперек, перейти в упор лежа (ноги на скамейке), затем в и.п.; На материале лёгкой атлетики: Бег: 11 - бег на скорость (дистанция 20-30 м); - непрерывный бег в течение 1,5 - 2 мин в медленном и среднем темпе; - подвижные игры «Вороны и воробьи», «Перебежки», «Кто быстрее добежит до - флага», «Волк во рву», и др. - салки: «Выше земли», «Гуси-лебеди», «Невод» «Космонавты» и т.д. Упражнения в беге: - бег с подниманием прямых ног вперед; - бег с подниманием прямых ног назад; - бег с поворотами на 360°; - бег с поворотами на 360° прыжком; - бег с прыжками в сторону; - бег с прыжками вверх; - бег с прыжками в длину. Прыжки: - прыжки в длину с места; - перепрыгивание через предметы; - прыжки с набивным мячом в руках: вверх, в длину, в сторону; - то же, стоя на одной ноге; - прыжки в высоту с разбега разными способами (через планку, ленточку и т.д.); - прыжок далеко - высоко, с подкидного мостика с приземлением на гимнастический мат; - прыжки с каната (гимнастической стенки) на маты, с высоты 2-4 м; - прыжки с высоты с набивным мячом в руках. Метание: - броски мяча правой и левой рукой вдаль (не менее 3,5 – 6,5 м); - броски мяча двумя руками снизу и из-за головы вдаль; - попасть мячом, мешочком в вертикальную цель (обруч, щит), высота центра мишени 1,5 м, расстояние 1,5 – 2 м; - попасть мячом в горизонтальную цель правой и левой рукой с расстояния 2 – 2,5 м; - бросать мяч вверх и ловить (3 – 4 раза подряд); - ловля мяча, отскочившего от земли. Упражнения для развития силовых и скоростно-силовых качеств: - напряженное сгибание и разгибание пальцев и рук; - поднимание и опускание прямых рук; сгибание и разгибание рук в упоре лежа; - подражательные движения (стульчик, лебедь, самолет, змея, уголок и т.п.); - лежа на животе прогнуться и вернуться в исходное положение с различным положением рук; - лежа на спине сгибание и разгибание туловища; поднимание прямых ног до касания пола за головой и возвращение в исходное положение с различным положением рук (руки к плечам, в замке за головой, вверх, на пояс и т.п.); - сгибание и разгибание стоп, круговые движения стопами; - подражательные движения в ползании (обезьянка, паучок, крокодил и т.п.); - вис на перекладине; поднимание ног, подтягивания в висе лежа, висе; - приседания: ноги врозь и вместе; 12 - прыжок в длину с места, прыжки на двух ногах на месте и с продвижением вперед, то же из приседа; - запрыгивание на повышенную опору (на гимнастического козла, стопку матов и т.п.); - подвижные игры «Зайцы и волк», «Кто лучше прыгнет» и др. Упражнения для развития ловкости: - прыжки: ноги вместе – ноги врозь, на одной ноге, ноги скрестно, с поворотами, со сменой ног, с движениями рук; - подражательные движения в прыжках (воробышек, белка, ракета, кенгуру, космонавт, заяц и т.п.); - прыжок с высоты (гимнастический козел, стопка матов и т.д.) на точность приземления; - прыжки через скакалку: на одной, двух, со сменой ног, руки скрестно, вдвоем, втроем и др.; - подвижные игры «Запрещенное движение», «Совушка», «Вьюны», «Пустое место», «Лиса в курятнике», «Парашютисты», «Удочка» и др. На материале гимнастики с элементами акробатики Упражнения в ползании, лазании: - подражательные движения в ползании (котенок, машина и т.п.); - между предметами и под ними (течет «ручей» под мостом, между деревьями и т.п.); - по гимнастической скамейке (горизонтальной и наклонной) на четвереньках, ступнях, животе, спине и т.п.; - подвижные игры «Мышеловка», «Кот и мыши», «Пожарные на учениях», «Ползуны», «Колдунчик» и др. Упражнения в равновесии: - стойки на носках, на одной ноге и т.п. на месте; - ходьба с заданиями по линии, по веревке, положенной прямо, по кругу, зигзагообразно; - ходьба по наклонной доске, перевернутой скамейке с предметами в руках, на голове, с преодолением реальных и воображаемых препятствий; - ходьба по двум переставляемым предметам; - подвижные игры «Гуси – лебеди», «Тише едешь – дальше будешь», «Встречная эстафета с равновесием», «Не замочи ног» и др. Акробатические упражнения: - кувырки вперёд из различных исходных положений (из упора присев, основной стойки, с шага вперёд); - перекаты и перевороты; - стойка на голове и лопатках с согнутыми коленями; - мост из положения лёжа и стоя с помощью партнёра; - игры с элементами акробатики Упражнения для развития гибкости: - общеразвивающие упражнения с максимальной амплитудой движений; - подражательные движения (стрела, колечко, корзинка, верблюд, бабочка, складка, улитка и т.п.); 13 - шпагаты: ноги врозь, на правую и левую ногу. На материале спортивных игр: Баскетбол. - стойка и передвижение баскетболиста (приставными шагами, спиной вперёд, остановка в шаге и прыжком); - передача и ловля мяча стоя на месте (от груди, из-за головы, снизу); - ведение мяча шагом и ускоренным шагом; - подвижные игры: «Мяч водящему», «Бросай-поймай», «Защита укреплений» и др., встречные и линейные эстафеты с мячами и без них; Футбол. - удары внутренней стороной стопы (щёчкой) по неподвижному мячу с места, с одного-двух шагов; - удары по мячу катящемуся навстречу и после ведения; - остановка катящегося мяча; - ведение мяча внутренней и внешней частью подъема (по прямой, по дуге, с остановкой по сигналу, между стоек, обводка стоек); - подвижные игры: «Мяч капитану»; «Мяч по кругу», «Точная передача», эстафеты с ведением мяча. Упражнения с мячом: броски вверх и ловля одной и двумя руками с ударом о пол и без удара, меняя позу, с хлопками, различными движениями; отбивание мяча на месте и в движении; броски и ловля разными способами в стену, с партнером, через веревочку, волейбольную сетку, в цель, в кольцо; игра в мини-футбол по упрощенным правилам; подвижные игры «Гонка мячей по кругу», «Школа мяча», «Попади в обруч», «Охотники и утки», «Мяч через сетку» и др. Уровень физической подготовленности. Рекомендуемые контрольные показатели № Физические способности Контроль ное упражнен ие Бег 30м, с 1 Скоростные 2 Координацио нные Челночны й бег 3х10м, с 3 Скоростно- Прыжки в возра ст 7-9 10-12 13-15 16-17 7-9 10-12 13-15 16-17 7-9 уровень низк ий 7,5 7,1 6,8 6,3 11,2 10,4 10,2 10,0 100 мальчики средн высок ий ий 6,3 5,6 6,0 5,4 5,7 5,1 5,5 5,0 10,3 9,9 9,5 9,1 9,3 8,8 9,0 8,5 115 135 девочки низк средн высок ий ий ий 7,6 6,4 6,1 7,3 6,2 5,6 7,0 6,0 5,3 6,8 5,8 5,2 11,7 10,6 10,2 10,8 10,3 9,7 9,7 9,5 9,3 9,3 9,0 8,8 85 110 130 14 силовые 4 Выносливост ь 5 Гибкость 6 Силовые длину с места 6минутный бег Наклон вперёд из положени я сидя подтягива ние 10-12 13-17 7-9 10-12 13-15 16-17 7-9 10-12 13-15 16-17 7-9 10-12 13-15 16-17 110 120 700 750 800 900 1 1 1 1 1 1 1 2 125 130 830 950 1000 1100 3-5 3-5 3-5 3-5 2 2 3 3 130 135 1100 1150 1200 1300 9 7,5 7,5 7,5 4 4 5 6 105 110 500 550 600 650 2 2 2 2 2 3 3 3 120 125 760 850 900 1000 6-9 5-8 6-9 6-9 4 6 8 8 125 130 900 950 1000 1100 12,5 11,5 13,0 13,5 12 14 16 17 МЕДИЦИНСКИЙ КОНТРОЛЬ К занятиям допускаются дети в возрасте от 7 до 17 лет при прохождении ими медосмотра и врачебного допуска к занятиям. Контроль за здоровьем занимающихся осуществляет тренер-преподаватель совместно с медицинским работником образовательного учреждения и ДЮСШ. Задачи: - оперативный контроль над функциональным состоянием занимающихся, оценка переносимости нагрузок; - выявление отклонений в состоянии здоровья и своевременное назначение профилактических мероприятий. Содержание и организация: Медицинский контроль предполагает экспресс-контроль до, в процессе и после тренировки, визуальное наблюдение, пульсометрию, измерение артериального давления, координационные пробы, пробы на равновесие. ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА Личностное развитие детей - одна из основных задач учреждений дополнительного образования. Высокий профессионализм педагога способствует формированию у ребенка способности выстраивать свою жизнь в границах достойной жизни достойного человека. Специфика воспитательной работы в спортивной школе состоит в том, что тренер-преподаватель может проводить ее во время учебно-тренировочных занятий и дополнительно в спортивно-оздоровительных лагерях, где используется и свободное время. На протяжении обучения по программе тренер формирует у занимающихся прежде всего патриотизм, нравственные качества (честность, доброжелательность, самообладание, дисциплинированность, терпимость, коллективизм) в сочетании с волевыми (настойчивость, аккуратность, трудолюбие). Воспитательные средства: • личный пример и педагогическое мастерство тренера; 15 • высокая организация учебно-тренировочного процесса; • атмосфера трудолюбия, взаимопомощи, творчества; • дружный коллектив; • система морального стимулирования; • наставничество опытных спортсменов. Основные воспитательные мероприятия: • торжественный прием вновь поступивших в школу; • проводы выпускников; • просмотр соревнований (и видео, и телевидение) и их обсуждение; • регулярное подведение итогов спортивной деятельности учащихся; • проведение тематических праздников; • встречи со знаменитыми спортсменами; • экскурсии, культпоходы в театры и на выставки; • тематические диспуты и беседы; • трудовые сборы и субботники; • оформление стендов и газет. Важное место в воспитательной работе должно отводиться соревнованиям. Кроме воспитания у учеников понятия об общечеловеческих ценностях, необходимо серьезное внимание обратить на этику спортивной борьбы на площадке и вне ее. Здесь важно сформировать у занимающихся должное отношение к запрещенным приемам и действиям в виде спорта (допинг, неспортивное поведение, взаимоотношения игроков, тренеров, судей и зрителей). Перед соревнованиями необходимо настраивать спортсменов не только на достижение победы, но и на проявление в поединке морально-волевых качеств. Соревнования могут быть средством контроля за успешностью воспитательной работы. Наблюдая за особенностями поведения и высказываниями учеников во время игр, тренер-преподаватель может сделать вывод о сформированности у них необходимых качеств. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ В соответствии с приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 №629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» учреждение (МАУ ДО ДЮСШ) определяет нормы материально-технического обеспечения инвентарем исходя из минимальных потребностей для обеспечения учебно-тренировочного процесса среднесписочного количества обучающихся. Список инвентаря: № Наименование Единица КолПримечание п/п измерения во 1. Тренажерный зал шт 1 2. Коврик гимнастический шт 15 3. Секундомер шт 1 4. Свисток шт 1 16 5. Роликовые массажеры 6. Пластмассовые шарики для занятий в бассейне 7. физкультурно-спортивный зал 8. бассейн 9. скакалка гимнастическая 10. мат гимнастический 11. мяч баскетбольный 12. мяч волейбольный шт шт 5 10 шт шт шт шт шт шт 1 1 10 2 1 1 Помещения для проведения занятий по данной программе отвечает действующим санитарным нормам и правилам освещенности, вентиляции, отоплению и пожарной безопасности. В помещении находится медицинская аптечка в полной комплектации. 17 Литература 1. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11классов общеобразовательной школы, 1996. 2. Т.Е. Виленская «Физическое воспитание детей младшего школьного возраста». 3. В.И. Лях. Контроль за физической подготовленностью и физическим развитием школьников Мурманской области 4. В. Яковлев, А. Гриневский «Игры для детей», Москва, «Физкультура и спорт», 1968. 5. В.Г. Яковлев, В.П. Ратников «Подвижные игры», Москва, «Просвещение», 1977. 6. Е.Н. Арсеньев «Работоспособность и здоровье человека на Севере». 7. Водянникова А. Программа для внешкольных учреждений. Баскетбол. Москва «Просвещение» 1986. 8. Коротко И.М. Подвижные игры в занятиях спортом. - М.: ФиС, 1981. 9. Гриндлер К. и др. физическая подготовка футболистов. - М.: ФиС, 1976. 10. Волков Л. В. Обучение и воспитание юного спортсмена. - Киев: Здоров'я, 1984. 11. Майфат СЛ., Малафеева С.Н. Контроль за физической подготовленностью. Екатеринбург, 2003. 18 Приложение 1 Примерный календарный учебный график (график образовательного процесса) Срок обучения – 1 год Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Комплексное развитие физических качеств спортсмена» Т – тренировочный процесс ИА – итоговая аттестация К – каникулы К К К К К К К Всего К К К К 39 К Каникулы К 0 Т УТЗ Т Итоговая Т 3 Т 36 Т 25-31 И А 04-10 11-17 18-24 И А 28.07-03.08 И А 21-27 Т Сводные данные по бюджету времени, нед. Август 14-20 Т 07-13 30.06-06.07 Т 16-23 23-29 Т 09-15 Т 02-08 Т 26.05-01.06 Т 19-25 Т 12-18 17-23 Т 05-11 10-16 Т 28.04-04.05 03-09 Т 21-27 24.02-02.03 Т 14-20 17-23 Т Июль 07-13 10-16 Т Июнь 24-30 31-09 Т Май 31.03-06.04 27-02.02 Т 20-26 Т Апрель 13-19 Т Март 06-12 Т Февраль 22-28 Т Январь 29.12-05.01 Т 15-21 Т 08-14 Т 24-30 Т 01-07.12 17-23 Т 10-16 Т 03-09.11 Т Декабрь 20-26 Т Ноябрь 27.10-02.11 13-19 Т 06-12 Т 22-28 15-21 Т Октябрь 29.09-05.10 08-14 Год обучения 1 01-07 Сентябрь