ДОП физкультурно-спортивной напраавленности ПЛАВАНИЕ ДЛЯ НАЧИНАЮЩИХ

1

Содержание
Пояснительная записка
План учебно-тренировочных занятий
Программный материал
Теоретическая подготовка. Практическая подготовка
Система контроля и зачетные требования
Воспитательная работа
Психологическая подготовка
Медицинский контроль
Литература

3
5
6
19
21
21
21
22

2

Пояснительная записка
Дополнительная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности
разработана в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от
29.12.2012 №273-ФЗ, Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам (утв. Приказом Министерства просвещения РФ от
09.11.2018 №196 с внесенными изменениями утв. Приказом Министерства просвещения РФ от
30.09.2020 №533), Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020
№28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования
к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», Постановление
Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 2 «Об
утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к
обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».
Форма обучения: очная. Язык образования – русский.
Программа физкультурно-спортивной направленности разработана для детей и подростков,
обучающихся в спортивно-оздоровительных группах. В учебных группах осуществляется
физкультурно-оздоровительная и воспитательная работа, направленная на разностороннюю физическую
подготовку и овладение основами вида спорта.
Актуальность программы: направлена на удовлетворение потребности детей в активных формах
двигательной деятельности, обеспечивает физическое, психическое и нравственное развитие
воспитанников, а также в связи с возросшей популярностью вида спорта.
Отличительная особенность в социальной направленности. Предоставляет возможность детям,
достигшим возраста зачисления, но не получившим ранее практики занятий каким-либо видом спорта,
имеющим различный уровень физической подготовки, приобщиться к активным занятиям избранным
видом спорта, укрепить здоровье, получить социальную практику общения в детском коллективе.
Предлагаемая программа регламентирует организационно-методические и содержательные
аспекты работы с детьми и подростками с учетом возрастных психофизиологических и индивидуальных
особенностей школьников, зачисленными в спортивную школу согласно Положению о правилах приема
детей в МАУ ДО ДЮСШ.
Цель программы – формирование у учащихся положительного отношения к плаванию,
приобретение навыка надежного и длительного плавания в глубокой воде.
Основные задачи дополнительной общеразвивающей образовательной программы:
- овладение начальными навыками плавания (изучение способов плавания: кроль на груди и
на спине, брасс);
- соразмерное развитие физических качеств;
- развитие массового детского спорта;
- воспитание привычки к регулярным занятиям физическими упражнениями;
- обучить плаванию простейшими спортивными способами "кроль на груди" и "кроль на
спине";
- развивать кондиционные и координационные способности.
-оказание помощи дошкольным образовательным учреждениям в организации обучения
детей плаванию.
Отличительные особенности данной программы от уже существующей в этой области
заключаются в том, что она предназначена для детей, не умеющих плавать, которые должны освоить
программу за короткий срок, что позволяет повысить моторную плотность занятия, ускорить
совершенствование видов плавания, заинтересовать детей.
Основными формами реализации данной программы являются теоретические и практические
учебно-тренировочные занятия. Теоретическая часть – это программный материал по теории плавания:
правила поведения в бассейне, основы гигиены, влияние физических упражнений на организм человека,
техника и терминология плавания и т.п.
На практических занятиях дети овладевают основами техники плавания. Ожидаемый результат
проверяется в ходе учебно-тренировочного процесса.
3

Основными формами подведения итогов реализации программы является сдача контрольных
упражнений и нормативов. Учитывая негативное влияние условий Крайнего Севера на спортивный результат
при подготовке спортсменов (короткий (длинный) световой день, недостаток кислорода и витаминов, воздействие
резких перепадов атмосферного давления и пр.) внесены изменения в контрольные нормативы.

Спортивно-оздоровительный этап является первым звеном в системе подготовки юных
спортсменов. Эта форма работы охватывает всех желающих заниматься спортом. Подготовка детей в
спортивно-оздоровительных группах является тем фундаментом, на котором в дальнейшем строится
подготовка спортсменов высокой квалификации.
Основополагающие принципы:
Системность – предусматривает тесную взаимосвязь всех сторон учебно-тренировочного
процесса (физической, технико-тактической, психологической и теоретической подготовки,
воспитательной работы, восстановительных мероприятий, педагогического и медицинского контроля).
Преемственность – определяет последовательность изложения программного материала по
этапам обучения и соответствие его требованиям высшего мастерства, чтобы обеспечить в учебнотренировочном процессе преемственность задач, средств и методов подготовки, объемов
тренировочных и соревновательных нагрузок, рост показателей уровня физической и техникотактической подготовленности.
Вариативность – предусматривает, в зависимости от этапа многолетней подготовки и
индивидуальных особенностей юного спортсмена, включение в тренировочный план разнообразного
набора тренировочных средств и изменения нагрузок для решения задач физической подготовки.
Возраст детей, сроки реализации программы
Возраст детей, участвующих в реализации дополнительной образовательной программы 7-17
лет. К занятиям в группах физкультурно-спортивной направленности допускаются все лица, желающие
заниматься спортом, независимо от их одаренности, способностей, уровня физического развития и
подготовленности, не имеющие медицинских противопоказаний (имеющие письменное разрешение
врача), зачисленные в спортивную школу согласно Положению о правилах приема детей в МАУ ДО
ДЮСШ.
Срок реализации программы 2 года. (234 часа)
Режим занятий: 3 раза в неделю по 1 академическому часу. Продолжительность одного академического
часа - 45 мин.
Оптимальное количество занимающихся в группе от 15 до 25 чел.
Годовой план рассчитан на 39 недель обучения.

Этапы подготовки

Спортивнооздоровительный
этап

Режим учебно-тренировочной работы
Период
Минимальное
Оптимальная
Максимальный
обучения
кол-во учащихся наполняемость
объем часов в
в группе, чел.
групп, чел.
неделю
1
2

15
15

15-25
12-25

3
3

Уровень
спортивной
подготовлен
ности
Прирост
показателей
по ОФП и
СФП

Наполняемость учебных групп и объем учебно-тренировочной нагрузки определены с учетом
техники безопасности и в соответствии с учетом методических рекомендаций по организации
спортивной подготовки в РФ от 12.05.2014г. № ВМ-04-10/2554.
Расписание занятий объединения составляется для создания наиболее благоприятного режима
труда и отдыха обучающихся, по представлению педагогических работников с учетом пожеланий
4

обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и возрастных
особенностей обучающихся.
Основные формы учебно-тренировочного процесса
- учебно-тренировочные занятия
- теоретические занятия (в форме бесед, лекций)
- участие в спортивных соревнованиях и мероприятиях
- тестирование и медицинский контроль
Предполагаемыми результатами выполнения программы являются:
1. Формирование знаний, умений и навыков в избранном виде спорта, вовлечение в систему
регулярных занятий.
2. Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, повышение уровня
физической подготовленности и гармоничное развитие в соответствии с индивидуальными
особенностями обучающихся.
3. Выполнение объемов тренировочных нагрузок, предусмотренных программными
требованиями.
4. Освоение основ знаний в области гигиены и первой медицинской помощи, а также овладение
теоретическими основами физической культуры и навыков самоконтроля.
Систематический сбор информации об успешности образовательного процесса, контроль над
состоянием физического развития, физической подготовленности обучающихся определяется
контрольными испытаниями. Перечень и порядок проведения контрольных испытаний для
обучающихся, а также нормативы по общей, специальной физической и технической подготовке для
обучающихся спортивно-оздоровительного этапа учитывают требования для данного биологического
возраста детей и скорректированы с учетом возрастных особенностей обучающихся.

№
1
2
3
4
5
6

1
2
3
4
5

План учебно-тренировочных занятий на 39 недель
Разделы подготовки
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
Развитие вида спорта в РФ
Влияние занятий спортом на строение и функции организма
Гигиена, закаливание, питание и режим
Техника безопасности и профилактика травматизма. Врачебный контроль
Оборудование и инвентарь
Основы техники и тактики
Моральная и психологическая подготовка. Физическая подготовка
Планирование и контроль тренировки
Итого:
ПРАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
Общая физическая подготовка
Специальная физическая подготовка
Контрольные тестирования
Восстановительные мероприятия
Врачебный и медицинский контроль
Итого:
Общее количество часов:

Годы обучения
1
2
1
1
1

1

1

1

1
1
1
6

1
1
1
6

75
30
2
2
2
111
117

75
30
2
2
2
111
117

5

Программный материал
Теоретическая подготовка
Тема 1. Состояние и развитие вида спорта в России. История развития вида спорта в мире и в
нашей стране.
Тема 2. Овладение умениями организовать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим
дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры). Мониторинг здоровья (рост,
масса тела, динамическая и статическая сила рук).
Гигиенические требования к обучающимся. Понятия о гигиене и санитарии. Понятия о
рациональном питании. Гигиенические требования к питанию спортсмена. Уход за телом, полостью рта,
зубами. Режим дня. Профилактика вредных привычек.
Тема 3. Учет знаний и умений по безопасности движения. Влияние физических упражнений на
организм спортсмена. Восстановительные мероприятия в спорте. Профилактика заболеваемости и
травматизма в спорте. Простудные заболевания. Виды закаливания. Профилактика спортивного
травматизма. Первая доврачебная помощь при травмах.
Тема 4. Основы техники плавания. Основные технические приемы в плавание. Средства и
методы спортивной тренировки. Анализ техники изучаемых приемов вида спорта.
Тема 5. Воспитание нравственных гражданских и волевых качеств. Мотивация к занятиям
спортом.
Тема 6. Планирование и контроль тренировки.











Программный материал для групп
Средства обучения плаванию
К основным средствам обучения плаванию относятся следующие группы физических упражнений:
общеразвивающие, специальные и имитационные упражнения на суше;
подготовительные упражнения для освоения с водой;
учебные прыжки в воду;
игры и развлечения на воде;
упражнения для изучения техники спортивных способов плавания.
Общеразвивающие, специальные и имитационные упражнения на суше
Общеразвивающие, специальные физические упражнения применяются в целях:
повышение уровня общего физического развития занимающихся;
совершенствования основных физических качеств, определяющих успешность обучения и тренировки в
плавании (координация движений, сила, быстрота, выносливость, подвижность в суставах);
организация внимания занимающихся и предварительной подготовки к изучению основного учебного
материала в воде.
Для повышения уровня общего физического развития занимающихся, способствующего быстрому
и качественному освоению навыка плавания, используются самые разнообразные физические
упражнения и занятия другими видами спорта: строевые и общеразвивающие гимнастические
упражнения; спортивные и подвижные игры (волейбол, баскетбол, футбол); легкоатлетические
упражнения (ходьба, бег, прыжки, метания).
Выполнение общеразвивающих упражнений при обучении плаванию направленно главным
образом на укрепление опорно-двигательного аппарата, формирование мышечного корсета и
воспитание правильной осанки – особенно у детей и подростков.
На первых этапах обучения, когда новичок не может еще проплывать определенные отрезки и
дистанции в воде, и таким образом совершенствовать выносливость, необходимо использовать другие
виды физических упражнений (ходьба, бег, спортивные и подвижные игры и т.д.), а также широко
применять повторный и интервальный методы выполнения гимнастических упражнений.
Для развития быстроты следует включать в занятия спортивные и подвижные игры. Выполнение
упражнений в максимальном темпе за короткий отрезок времени (10-12 сек.) – прыжков, метаний,
6

стартовых ускорений в беге; специальных гимнастических упражнений и упражнений в воде (на первых
этапах – упражнений с движениями ногами, держась руками за бортик).
Имитация на суше движения, сходных по форме и характеру с движениями, выполняемыми в воде,
способствует более быстрому и качественному освоению техники плавания. С формой гребковых
движений руками, как при плавании кролем на груди и на спине, новички знакомятся, выполняя на суше
различные круговые движения плечами и руками (типа «Мельница») в положении стоя и стоя в наклоне.
Они также предварительно знакомятся с необходимостью преодолевать сопротивление воды при
выполнении гребков руками, применяя упражнения с резиновых амортизаторов и или бинтами.
Величина сопротивления не должна превышать 40-50%% от максимальной (для каждого
занимающегося) величины, которая может быть определена при однократном выполнении этого
упражнения. Наряду с динамическими, используются статические упражнения с изометрическим
характером напряжения работающих мышц, например, для ознакомления с мышечным чувством,
возникающим при имитации скольжения (принять положение «скольжения», стоя у стены и несколько
раз напрячь мышцы туловища, рук и ног).
Совершенствование физических качеств пловца на первых этапах подготовки путем применения
общеразвивающих и специальных физических упражнений осуществляется быстрее и эффективнее, чем
с помощью средств плавания. Именно поэтому в подготовительную часть каждого занятия по плаванию
обязательно включается комплекс общеразвивающих и специальных физических упражнений на суше,
содержание которого определяется задачами данного занятия. Выполнение такого комплекса
подготавливает новичка к успешному освоению учебного материала в непривычных условиях водной
среды. В период обучения плаванию упражнения комплекса необходимо выполнять ежедневно, во
время утренней гимнастики.
Общая физическая подготовка
Ходьба и бег: ходьба с высоким подниманием колена, на носках, пятках, на наружных и внутренних
сторонах стопы, ходьба широким шагом на полусогнутых ногах наклоненным вперед туловищем,
ходьба в приседе и полуприседе, сочетание ходьбы с различными движениями руками; бег обычный, бег
с высоким подниманием колена и с «забрасыванием» голени назад; ходьба и бег с изменением частоты
шагов, с изменением направления; сочетание ходьбы и бега с прыжками на одной или двух ногах; бег в
умеренном темпе по залу или на местности, бег на скорость на отрезках 15 – 30 м и др.
Упражнения для рук и плечевого пояса: из различных и.п. сгибание и разгибание рук, маховые,
вращательные, рывковые движения руками одновременно, поочередно, попеременно; поднимание и
опускание плеч, круговые движения ими, движения с постепенно увеличивающейся амплитудой;
сгибание и разгибание рук в упоре лежа; то же, но в упоре лежа сзади; сгибание и разгибание туловища
в упоре лежа; подтягивание на перекладине или гимнастической стенке и др.
Упражнения для туловища и шеи: наклоны головы вперед, назад, круговые движения головой,
повороты головы в сторону; наклоны туловища, круговые движения туловищем тазом, пружинистые
покачивания, сгибания и разгибания туловища; из положения лежа на груди поднимание и повороты
туловища с различными положениями рук; в том же и.п. поднимание прямых ног вверх, одновременные
рывки вверх руками и ногами с прогибанием; из положения лежа на спине поднимание и опускание ног,
круговые движения ногами, переход в сед углом и т.п.
Упражнения для ног: приседания; пружинящие приседания с различными положениями рук и ног;
подскоки и прыжки; выпады, пружинящие покачивания в выпаде и др.
Упражнения на растягивание и подвижность в суставах: маятникообразные, рывковые или
вращательные движения рук и ног с постепенно увеличивающейся амплитудой в плечевых,
голеностопных, коленных и тазобедренных суставах; волнообразные движения туловищем; повороты
туловища; сгибание и разгибание туловища в поясничном и грудном отделах; круговые движения
плечевым поясом, движения вперед, назад, вверх и вниз и др.
Имитационные упражнения: движения руками, ногами, туловищем, как при плавании кролем на
7

груди, на спине, брассом и дельфином в сочетании с дыханием; прыжки вверх и вперед-вверх из и.п.
«старт пловца»; на гимнастическом мате группировки, кувырки и вращения, имитирующие элементы
техники скоростных поворотов на груди и на спине.
Прыжки: прыжки в длину и высоту с места, с разбега; прыжки через простые препятствия; прыжки со
скакалкой и др. Подвижные и спортивные игры, эстафеты с мячом.
Основы методики обучения технике
спортивных способов плавания
Изучение техники спортивного способа плавания проводится в строгой методической
последовательности. Техника изучается в следующем порядке:
1.
положение тела,
2.
дыхание,
3.
движения ногами,
4.
движения руками,
5.
общее согласование движений.
Несмотря на изучение техники плавания по частям, на этом этапе обучения необходимо стремиться
к выполнению изучаемого способа плавания в целом – насколько позволяет уровень подготовленности
занимающихся. На этапе закрепления и совершенствования техники плавания ведущее значение
приобретает метод целостного выполнения техники. С этой целью применяются следующие варианты
плавания:

поочередное проплывание длинных и коротких отрезков (например, плавание вдоль и поперёк
бассейна);

проплывание отрезков на наименьшее количество гребков;

чередование плавания в облегченных и в усложненных условиях в заданном темпе (например,
плавание по элементам и в полной координации; плавание по элементам с поддержкой дыхания и в
полной координации).
Таким образом, закрепление и совершенствование техники плавания обеспечивают:
 разнообразие вариантов выполнения упражнений, которое позволяет сохранить интерес к занятиям,
что особенно важно в плавании;
 умение применять различные варианты техники плавания в изменяющихся условиях;
 формирование индивидуальной техники плавания в соответствии с особенностями телосложения и
уровнем физической подготовленности.
Подготовительные упражнения по освоению с водой
 Передвижение по дну шагом, бегом, прыжками, взявшись за руки и с различными исходными
положениями рук, передвижения с изменениями направлений. Движение руками и ногами с изменением
направлений и плоскостей из различных исходных положений, напряженно и расслабленно.
Передвижение по дну шагом и бегом с помощью гребковых движений руками.
 Погружения в воду на задержанном вдохе и открывания глаз под водой.
 Дыхательные упражнения: из различных исходных положений выполнение продолжительного
выдоха и «взрывного» выдоха после задержки дыхания (как на поверхности воды, так и в воду).
 Лежание и скольжение на груди и спине с различными положениями рук.
 Скольжение толчком одной и двумя ногами от дна и от бортика. Скольжение с вращением.
Скольжение на боку. Скольжения с элементарными гребковыми движениями руками и ногами.
 Упражнения для изучения техники спортивных способов плавания, стартов и поворотов.
Кроль на груди и кроль на спине: движение ногами, руками, дыхание; согласование движений ногами,
руками с дыханием; общее согласование движений.
Брасс: движения ногами, руками, дыхание; согласование движений ногами, руками с дыханием; общее
8

согласование движений.
Баттерфляй: движения ногами, руками, дыхание; согласование движений ногами, руками с дыханием;
общее согласование движений.
Простые открытые и закрытые повороты при плавании кролем на груди брассом, дельфином и на спине.
Стартовый прыжок с низкого бортика и тумбочки. Старт из воды при плавании на спине.
Подвижные игры и развлечения на воде, учебные прыжки. Игры: «Невод», «Байдарки», «Каноэ»,
«Лягушата», «Поезд в тоннели», «Буксиры», «Попади торпедой в цель», «Винт», «Дельфины», «Кто
дальше проскользит», «Кто лучше?», «Прыжки в обруч» и т.д.
Учебные прыжки: соскок в воду с низкого бортика; спад в воду из положения приседа или седа на
бортике; спад в воду из положения стоя согнувшись с бортика, со стартовой тумбочки, метрового
трамплина; прыжки вниз ногами с метрового трамплина.
Техническая подготовка
Кроль на груди
1.
Плавание с помощью движений ногами кролем на груди, на боку и на спине с различными
положениями рук (обе впереди; одна впереди, другая у бедра; обе у бедер), а также с доской в руках.
2.
Ныряние в дину на 10-12 м с помощью движение ногами кролем, руки впереди.
3.
И.п. – стоя на суше в наклоне вперед, в руках гимнастическая палка. Имитация движений руками
кролем в согласовании с поворотами плечевого пояса, туловища и движениями бедер.
4.
Плавание с помощью движений одними ногами и гребков одной рукой, другая впереди или у
бедра (вдох в сторону руки, выполняющей гребки, либо в сторону прижатой руки).
5.
То же, с акцентировано ускоренным проносом руки.
6.
Плавание с помощью движений руками кролем и поплавком между бедрами.
7.
То же, но с заданием коснуться кистью подмышки во время проноса руки. Локоть при этом
находиться, в подчеркнуто высоком положении.
8.
То же, но с заданием коснуться пальцами бедра в конце гребка.
9.
То же, что и упр.10, но с лопаточками.
10.
Плавание кролем с помощью полной движений руками (с поплавком между бедрами), с
заведение руки после выхода ее из воды за спину (задание коснуться пальцами поплавка или ягодиц).
11.
Плавание кролем «с подменой». Ноги совершают непрерывные движения. Выполнятся 3 гребка
левой рукой (другая вытянута вперед), в момент окончания 3-го гребка левой рукой правая
подхватывает движение и в свою очередь выполняет 3 гребка (левая завершает движение над водой и
вытягивается вперед). Вдох производится в сторону гребковой руки.
12.
То же, но во время выполнения гребков одной рукой другая находится у бедра.
13.
Плавание кролем на «сцепление». Ноги совершают непрерывные движения. Одна рука вытянута
вперед, другая – у бедра. Сделать вдох в сторону прижатой руки, затем выполнить длинный гребок
одной рукой с одновременным проносом над водой другой. После небольшой паузы в движениях рук
выполняется вдох, но теперь в другую сторону, и снова меняется положение рук.
14.
Плавание кролем «с обгоном». Ноги совершают непрерывные движения. Из положения: руки
вперед (кисти соприкасаются) выполнить длинный гребок и движение над водой рукой, после
соприкосновения кистей – то же другой рукой и т.д.
15.
Плавание кролем с высоко поднятой головой (подбородок на поверхности воды).
16.
То же , но с движениями ног дельфином.
17.
Плавание на груди с помощью движениями ног дельфином и одной рукой кролем, вторая
вытянута вперед, вдох в сторону руки, совершающей гребок.
18. То же, прижав одну руку к бедру. Вдох в сторону прижатой руки.
19.
Плавание на груди с помощью движений руками кролем, ногами дельфином.
20.
Плавание кролем на груди с заданным темпом и скоростью. Акцентировать внимание на
отдельных элемента техники движений.
9

Кроль на спине
1.
Плавание с помощью движений ногами кролем на груди, на боку и на спине с различными
положениями рук (обе впереди; одна впереди, другая у бедра; обе у бедер), а также с доской в руках.
2.
Плавание на спине с помощью движений ногами кролем, одна рука впереди на поверхности
воды, другая вверху.
3.
Плавание на спине с помощью движений ногами кролем, одна рука впереди на поверхности
воды, другая у бедра. Встречным маховым движением по воздуху смена положений рук, повторение
после небольшой паузы.
4.
Ныряние в длину (6-8 м) с помощью движений ногами кролем на спине и дельфином, руки
вперед, кисти вместе, голова затылком на руках.
5.
Плавание кролем на спине с помощью движений руками и поплавком между бедер.
6.
То же с лопатками.
7.
Плавание кролем на спине с помощью движений ногами и подчеркнуто длинного гребка двумя
руками до бедер одновременно.
8.
Плавание кролем на спине с помощью движений ногами и подчеркнуто длинного гребка одной
рукой, другая вытянута вперед или прижата к бедру.
9.
Плавание кролем на спине «с подменой» аналогично упражнению на груди.
10.
Плавание кролем на спине «на сцепление» аналогично упражнению на груди.
11.
Плавание кролем на спине «с обгоном» аналогично упражнению на груди.
12.
Плавание на спине с помощью движений ногами дельфином и одновременным гребком двумя
руками.
13.
Плавание на спине с помощью движений руками кролем, ногами дельфином.
14.
Плавание на спине с помощью гребков одной рукой кролем, другая вытянута вперед, движение
ногами дельфином.
15.
Плавание кролем на спине на наименьшее количество гребков руками, сохраняя заданную
скорость на отрезке.
Старт с тумбочки и из воды
1.
Стартовый прыжок с прижатыми к туловищу во время полета и входа в воду руками –
постараться прыгнуть и проскользить как можно дальше.
2.
То же, но одна рука вытянута вперед, другая прижата к туловищу.
3.
То же, но к моменту входа в воду рука, прижата к туловищу, энергичным маховым движением
(через низ или верх) присоединяется к руке, вытянутой вперед.
4.
То же, что и упр. 1, но к моменту входа в воду обе руки маховым движением выводятся вперед.
5.
Прыжок с разбега в воду головой с бортика бассейна.
6.
Стартовый прыжок с вылетом по крутой траектории вверх, крутым входом в воду (как бы в одну
точку), мощными гребковыми движениями под водой с помощью ног дельфином и переходом к
плавательным движениям кролем на груди или дельфином.
7.
То же, но с гребком руками и ногами брассом и переходом к плавательным движениям брассом.
8.
Стартовый прыжок с поворотом тела на 90 гр. относительно продольной оси (вход в воду в
положении на боку), последующим переходом на спину во время скольжения под водой, мощными
гребковыми движениями ног дельфином, выходом на поверхность и переходом к плавательным
движениям на спине.
9.
Стартовый прыжок в гимнастический обруч, через шест.
10.
Стартовый прыжок и скольжение без движений до полной остановки с регистрацией
пройденного расстояния (по голове).
11.
Стартовый прыжок с акцентом на: а) быстрое выполнение подготовительных движений; б)
быстрое выполнение отталкивания; в) дальность прыжка.
12.
Прохождение отрезка 15 м со старта под команду с фиксацией времени (по голове пловца на 15
м створе).
10

Повороты
1.
Акробатические упражнения на суше, многоскоки, прыжки на одной и двух ногах, запрыгивания
на высокие препятствия.
2.
Учебные прыжки в воду.
3.
Выполнение поворота в обе стороны.
4.
Два вращения с постановкой ног на стенку.
5.
Выполнение поворотов во время плавания поперек бассейна.
6.
Вход в поворот на повышенной скорости.
7.
Проплывание на время 15-ти метрового отрезка дистанции, включающего поворот.
8.
Наиболее действенным средством совершенствования техники поворотов является образцовое
выполнение каждого поворота на тренировке. Необходимо с ускорением наплывать на поворотную
стенку, быстро выполнять поворот, энергично выполнять гребковые движения под водой и
своевременно переходить к плавательным движениям на дистанции.
Основные упражнения для отработки техники плавания стартов и поворотов
Проплывание в свободном и умеренном темпе на технику дистанций 100, 200, 400 м способами
кроль на груди, на спине и брассом; проплывание способом дельфин 100 м, проплывание в свободном и
умеренном темпе на технику 200,400 м комплексно /смена способов через 25, 50 и 100 м/; плавание в
умеренном темпе различными способами на технику с помощью движений руками или ногами на
дистанциях от 200 до 400 м; проплывание в умеренном темпе на технику с полной координацией
движений и с помощью движений ногами или руками всеми способами упражнений типа: 5-6 х100 м, 23 х 200 м ,и 400 м + 200м; 400 м + 200 м; проплывание отрезков 25 и 50 м с повышенной скоростью на
технику всеми способами с полной координацией движений, а также с помощью движений руками или
ногами в упражнениях типа: 4-6 х 25 м со старта различными способами, 4-6 х50 м с помощью
движений руками или ногами, чередуя способы и темп плавания, 4 х 50 м каждым способом и др;
эстафетное плавание по 10 – 15; 25 и 50 м всеми способами с полной координацией движений руками
или ногами и др.
Игры на воде
Игры на ознакомление с плотностью и сопротивлением воды
1) «Кто выше?»
Играющие стоят в воде лицом к ведущему. По его команде все приседают и, оттолкнувшись
ногами от дна, а руками от воды, выпрыгивают из нее как можно выше. Обычно выполняется 5-6
попыток. Первые прыжки можно выполнять с произвольным положением рук, последующие - поднимая
руки вверх одновременно с толчком ногами. После каждого прыжка объявляются победитель и два
призера.
Методические указания. Руководитель игры должен объяснить причину успеха победителей:
например, умение напрягать мышцы и вытягиваться в струнку, принимая наиболее обтекаемое
положение тела.
2) «Полоскание белья»
Играющие становятся лицом к ведущему, наклонившись вперед (ноги на ширине плеч, прямые
руки опущены). По команде ведущего они выполняют одновременные и поочередные движения обеими
руками в разных направлениях: вправо-влево, вперед - назад, вниз - вверх, как бы полоская белье.
Методические указания. Руководитель игры обязательно дает играющим задание: каждый вид
движений выполнять сначала расслабленными, затем напряженными руками. Это позволяет им
почувствовать, что опираться о воду и отталкиваться от нее можно только ладонью напряженной руки.
3) «Переправа»
Играющие располагаются в произвольном порядке (например, в шеренге или колонне) и по
сигналу ведущего передвигаются по дну (от одной условной границы до другой), помогая себе гребками

11

рук. Сначала «переправляться» нужно медленно, не вызывая излишнего шума гребками - «чтобы
противник не услышал».
Методические указания. Гребки выполняются сбоку от туловища согнутыми в локтевых
суставах руками - одновременно или поочередно. По мере освоения упражнения игра проводится в виде
соревнования «Кто быстрее переправится». В этом случае играющие бегут в воде на заданное
расстояние, помогая себе гребками рук.
4) «Лодочки»
Играющие стоят в шеренге лицом к берегу - это «лодочки у причала». По первому условному
сигналу ведущего «лодочки» расплываются в разных направлениях - их «разогнал ветер». По второму
сигналу «Раз, два, три - вот на место встали мы» играющие спешат занять места у «причала».
Методические указания. В зависимости от подготовленности занимающихся и условий
проведения игры «лодочки» могут «расплываться» в быстром и медленном темпе. Играющие могут
также передвигаться вперед спиной, помогая себе гребками рук, выполняемыми поочередно или
одновременно.
5) «Карусель»
Играющие становятся в круг, взявшись за руки. По сигналу ведущего они начинают движение по
кругу со словами: «Еле-еле, еле-еле закружились карусели, а потом, потом, потом все бегом, бегом,
бегом». Пробегают 1-2 круга до очередного сигнала: «Тише, тише, не спешите - карусель остановите».
Движение по кругу замедляется, и «карусель» останавливается. Игру возобновляют с движением в
другую сторону.
Методические указания. В игре одновременно могут участвовать две или три «карусели».
6) «Рыбы и сеть»
Играющие располагаются в произвольном порядке - это «рыбы». По сигналу ведущего все
участники игры, кроме двух водящих, разбегаются. Держась за руки, водящие стараются поймать коголибо из «рыб» в «сеть». Для этого им нужно сомкнуть руки вокруг пойманного, опустив их на
поверхность воды. Пойманный присоединяется к водящим, увеличивая длину «сети». Игра
заканчивается, когда все «рыбы» будут пойманы.
Основные правила игры: «сеть» не должна «порваться», поэтому водящие должны крепко
держаться за руки.- «рыбам» запрещается разрывать «сеть» силой, выбегать на берег или за пределы
места, отведенного для игры;
- «рыба» считается пойманной, если она попала в «сеть», т.е. в круг, образованный руками
водящих;
- победителями считаются те, кто к концу игры не попал в «сеть».
7) «Караси и карпы»
Играющие делятся на две команды и становятся в шеренги, спиной друг к другу (на расстоянии 1
м) и боком к ведущему. Игроки одной шеренги - «караси», игроки другой - «карпы». Как только
ведущий произнесет: «Караси!», команда «карасей» стремится как можно быстрее достичь условной
зоны. «Карпы», повернувшись, бегут за «карасями», стараясь догнать их и дотронуться до них рукой.
Пойманные «караси» останавливаются. По сигналу ведущего все возвращаются на свои места, и игра
возобновляется. Ведущий произвольно называет команды - «Караси!» или «Карпы!», после чего игроки
названной команды убегают на свою территорию. Подсчет пойманных «карасей» и «карпов»
продолжается до конца игры. Выигрывает команда, у которой было поймано меньшее количество
игроков.
Игры с погружением в воду с головой и открыванием глаз в воде
1) «Кто быстрее спрячется под водой?».
Играющие становятся лицом к ведущему и по его сигналу быстро приседают - так, чтобы голова
скрылась под водой.
Вариант игры - «Сядь на дно»: по команде ведущего участники игры пытаются сесть на дно и
погружаются в воду с головой.
12

Методические указания. Перед погружением в воду необходимо сделать глубокий вдох и
задержать дыхание на вдохе. Это помогает почувствовать подъемную силу воды, а также убедиться в
том, что сесть на дно практически невозможно.
2) «Хоровод»
Играющие становятся в круг, взявшись за руки. По сигналу ведущего они начинают движение по
кругу, считая вслух до десяти. Затем делают вдох, задержав дыхание, погружаются в воду и открывают
глаза. Игра возобновляется с движением в обратном направлении.
Методические указания. После того как играющие снова появятся над водой, ведущий дает им
указание крепко держаться за руки, чтобы не вытирать глаза и стекающую по лицу воду.
3) «Морской бой»
Играющие делятся на две команды и становятся в две шеренги лицом друг к другу (на
расстоянии 1 м) и боком к ведущему. По сигналу обе шеренги начинают брызгать водой в лицо друг
другу. Выигрывает команда, игроки которой не поворачиваются к брызгам спиной и не закрывают глаза.
Методические указания. Шеренги не сближаются и не касаются друг друга руками.
4) «Жучок-паучок» ;
Играющие становятся в круг, взявшись за руки. В центре круга стоит водящий - «жучок-паучок».
По сигналу руководителя играющие движутся по кругу, произнося нараспев: «Жучок-паучок вышел на
охоту! Не зевай, поспевай - прячьтесь все под воду!» С последними словами все приседают, погружаясь
в воду. Тот, кто не успел спрятаться, становится «жучком-паучком».
Методические указания. При выполнении погружений в воду с головой следует напомнить
играющим о том, что в воде надо открыть глаза, чтобы лучше ориентироваться, а после появления над
водой не вытирать лицо руками.
5) «Лягушата»
Играющие («лягушата») образуют круг и внимательно ждут сигнала ведущего. По сигналу
«Щука!» все «лягушата» подпрыгивают вверх; по сигналу «Утка!» прячутся под водой. Неправильно
выполнивший команду становится в середину круга и продолжает игру вместе со всеми. Необходимо
похвалить тех детей, которые ни разу не ошиблись.
6) «Насос»
Играющие становятся парами, взявшись за руки, лицом друг к другу. Приседая по очереди, они
погружаются в воду с головой (как только один появляется из воды, другой сразу же приседает,
погружаясь в воду).
Методические указания. До начала игры следует напомнить детям, что перед погружением в
воду нужно обязательно сделать вдох и задержать дыхание.
7) «Спрячься!»
Играющие образуют круг, в центре которого находится ведущий. Участники игры быстро
опускают голову в воду, когда ведущий проводит над их головами на своих «станциях», дается команда
перейти на другую «станцию». Игра заканчивается, когда каждая команда побывает на всех «станциях».
Методические указания. Перед началом игры напомнить ее участникам, что перед каждым
нырянием надо сделать вдох и задержать дыхание.
Игры с всплыванием и лежанием на воде
1) «Винт»
Играющие по команде ведущего ложатся на воду в положении на спине. Затем (в зависимости от
дальнейшей команды) поворачиваются на бок, на грудь, снова на спину и т. д. Выигрывает тот, кто
лучше других умеет менять положение тела в воде.
Методические указания. При выполнении поворотов руководитель дает указание играющие
помогать себе гребковыми движениями рук.
2) «Авария»

13

По команде ведущего играющие, сделав глубокий вдох, ложатся на спину на поверхность воды это «потерпевшие кораблекрушение». Они стараются продержаться как можно дольше на воде (до 3-5
мин) - «пока не подоспеет помощь».
Методические указания.
До начала игры ведущий подсказывает участникам, что во время лежания на воде можно
выполнять легкие гребковые движения кистями (в виде «восьмерок») около тела.
3) «Слушай сигнал!»
Вариант 1. Играющие соревнуются в правильном выполнении упражнений «поплавок»,
«медуза», лежание на спине и на груди, «винт». Каждое их них выполняется после соответствующего
условного сигнала (значение сигналов оговаривается до начала игры). Побеждает тот, кто ни разу не
ошибся или сделал минимум ошибок.
Вариант 2. Играют две равные по силам команды. Выигрывает команда, допустившая меньшее
количество ошибок.
Методические указания. Условные сигналы должны быть короткими и выразительными. Перед
подачей очередного сигнала нужен промежуток времени, достаточный для отдыха.
4) «Пятнашки с поплавком»
Водящий («пятнашка») старается догнать кого-нибудь из игроков и дотронуться до него.
Спасаясь от «пятнашки», игроки принимают положение «поплавка». Если «пятнашка» дотронется до
игрока раньше, чем он примет данное положение, тот становится «пятнашкой».
В зависимости от подготовленности участников вместо «поплавка» можно принять положение
«медузы» или любое другое, известное играющим.
5) «Кто сделает кувырок?»
Сделав вдох и приняв положение группировки, играющие по команде ведущего поочередно
выполняют кувырки вперед через разграничительную дорожку или мяч. Затем дается команда
выполнять кувырки назад. После того как каждый участник освоит выполнение кувырков вперед и
назад, игра может быть проведена двумя командами в виде эстафеты. головами рукой или бечевкой с
привязанной на конце резиновой игрушкой (вращая ее). Те, кого коснулась игрушка, выбывают из игры.
Методические указания. Участникам игры запрещается выходить за пределы досягаемости
резиновой игрушки. Диаметр круга, образованного играющими, должен быть по возможности больше, а
скорость вращения игрушки - меньше.
8) «Водолазы»
Вариант 1. Играющие достают со дна какой-либо яркий предмет, брошенный туда специально
для этой цели. Глубина воды - 120-150 см.
Вариант 2. Играющие делятся на две команды с равным количеством участников. По сигналу
ведущего они достают со дна предметы, ныряя в воду с открытыми глазами. Выигрывает команда,
участники которой быстрее собрали все предметы.
Методические указания, Число брошенных на дно предметов должно
соответствовать
количеству «водолазов», поэтому ныряющие могут быть разделены на две, три или четыре команды.
9) «Охотники и утки»
Играющие делятся на две команды - «охотников» и «уток». «Охотники» становятся по кругу,
внутри него - «утки». Перебрасывая друг другу футбольную камеру, «охотники» стараются попасть в
«уток», которые могут уворачиваться от мяча и нырять. Игра продолжается 2-3 мин, после чего команды
меняются ролями. Выигрывает команда, имеющая большее количество попаданий.
Методические указания. Перед началом игры ведущий должен предупредить ребят, чтобы удары
мячом были не очень сильными и не причиняли болевых ощущений.
10) «Поезд в туннель»
Вариант 1. Играющие выстраиваются в колонну по одному, положив руки на пояс стоящего
впереди, - это «вагоны поезда». Двое играющих, стоя лицом друг к другу, держатся за руки, опустив их
на воду, - это «туннель». Изображающие «вагоны» поочередно подныривают под их руками. После того
14

как «поезд» прошел через «туннель», игроки, изображавшие «туннель», заменяются двумя игроками из
числа «вагонов».
Вариант 2. «Поезд» проходит через пластмассовый круг («туннель»), который держит один из
играющих. Задачу можно усложнить, разместив два или три «туннеля» на некотором расстоянии друг от
друга.
Методические указания. Во время ныряния нужно обязательно открывать глаза и выполнять
произвольные гребковые движения руками и ногами.
11) «Утки-нырки»
На поверхности воды устанавливают несколько «станций» из разнообразных предметов:
пластмассовый обруч, плавательная доска, плавательная разграничительная дорожка, шест, квадрат и
др. Играющие делятся на равные по количеству участников команды; каждая располагается около
указанной ведущим «станции». Число команд соответствует количеству «станций». По команде
ведущего играющие на каждой «станции» поочередно ныряют в обруч, под дорожкой и т.д. Когда все
участники выполнят упражнения.
Игры с выдохами в воду
1)«У кого больше пузырей?»
По команде ведущего играющие погружаются с головой в воду и выполняют продолжительный
выдох через рот. Выигрывает участник, у которого при выдохе было больше пузырей, т.е. сделавший
более продолжительный и непрерывный выдох в воду.
Методические указания. Напомнить играющим, что перед погружением под воду обязательно
нужно делать вдох.
2) «Ваньки-встаньки»
Играющие, разделившись на пары, становятся лицом друг к другу и крепко держатся за руки. По
первому сигналу ведущего стоящие справа приседают, опускаются под воду и делают глубокий выдох
(глаза открыты). По второму сигналу в воду погружаются стоящие слева, а их партнеры резко
выпрыгивают из воды и делают вдох. Выигрывает та пара, которая правильнее и дольше других, строго
по сигналу, выполнит упражнение.
Методические указания. Несмотря на то, что игра направлена на совершенствование выдоха в
воду, ведущему необходимо внимательно следить за обязательным выполнением других разученных
элементов: например, открывания глаз в воде.
3) «Фонтанчики»
Вариант 1. Участники игры образуют круг (они могут держаться за руки) и по команде ведущего
(короткой - «Вдох» или продолжительной «Вы-ы-ы-дох») выполняют 5, 10, 20 (или другое количество)
поочередных вдохов и выдохов в воду. Побеждает тот, чей «фонтанчик» бьет сильнее.
Вариант 2. Игра проводится как соревнование между двумя командами. Выигрывает команда,
все участники которой выполняют продолжительные и непрерывные выдохи в воду, т. е. чья
«фонтанчики» бьют лучше.
Методические указания. Объясняя участникам правила игры, следует подчеркнуть, что
преимущество имеет команда, у которой сильно бьет каждый «фонтанчик», т.е. каждый участник умеет
делать правильный выдох в воду.
4) «Качели»
Играющие становятся парами спиной друг к другу, взявшись под руки. Поочередно наклоняясь
вперед и опуская лицо в воду (в момент опускания лица делается выдох), они поднимают своих
партнеров на спину над водой. Выигрывает пара, которая большее количество раз подряд выполнит
вдох и выдох в воду.
5) «Кто победит?»
Играющие становятся в шеренгу и по команде ведущего идут по дну, помогая себе гребками рук
и непрерывно делая вдох над водой и выдох в воду. Выигрывает тот, кто пришел первым к финишу и на

15

протяжении всей дистанции правильно выполнял вдохи и выдохи. Граница финиша обозначается на
расстоянии 15-20 м от места старта.
Методические указания. При выполнении выдоха играющие опускают в воду только нижнюю
часть лица (рот и нос). •
Игры со скольжением и плаванием
1) «Кто дальше проскользит?»
Играющие становятся в шеренгу на линии старта и по команде ведущего выполняют скольжение
сначала на груди, затем на спине.
Методические указания. При скольжении на груди руки вытянуты вперед; при скольжении на
спине руки сначала вытянуты вдоль туловища, затем вперед. Скольжение выполняется в сторону
мелководья.
2) «Стрела»
Играющие принимают исходное положение для скольжения, обязательно вытягивая руки вперед
- как стрела. Ведущий и его помощники входят в воду, берут поочередно каждого играющего одной
рукой за ноги, другой - под живот и толкают его к берегу по поверхности воды. Побеждает «стрела»,
которая проскользит дальше всех.
Методические указания. Скольжение выполняется на груди и на спине. Игра проводится только
с детьми младших возрастов.
3) «Торпеды»
Играющие становятся в шеренгу на линии старта и по команде ведущего выполняют скольжение
с движениями ногами кролем - сначала на груди, затем на спине. Выигрывает тот, кто проплывает
большее расстояние.
Методические указания. Скольжение выполняется только в сторону мелководья.
4) «Ромашка»
Вариант 1. Играющие образуют круг, взявшись за руки. По команде ведущего все ложатся на
спину, вытянув ноги в центр круга и поддерживая себя на плаву гребковыми движениями рук около
туловища. Выполняют движения ногами кролем на спине, расплываясь в разные стороны.
Вариант 2. Играющие становятся в круг и рассчитываются на первый- второй. Первые номера
стоят на дне. Вторые ложатся на спину, вытянув ноги в центр круга, и выполняют движения ногами
кролем, держась за руки первых номеров. Через 15-30с играющие меняются местами.
5) «Кто выиграл старт?»
Участники садятся на бортик бассейна, упираясь ногами в сливной желоб. По предварительной
команде ведущего «На старт!» они поднимают руки вперед- вверх (кисти соединены, голова между
руками). По команде «Марш!» выполняют спад в воду с последующим скольжением или скольжение с
движениями ногами кролем.
Игры с прыжками в воду
1) «Не отставай!»
Играющие садятся на бортик, свесив ноги в воду. По сигналу ведущего они спрыгивают в воду,
быстро поворачиваются лицом к бортику и дотрагиваются до него руками. Выигрывает тот, кто раньше
займет это положение.
Методические указания. Игру можно проводить с неумеющими плавать, если глубина воды
доходит до уровня пояса или груди.
2) «Эстафета»
Играющие, разделившись на две команды, садятся на бортик бассейна друг за другом. По
сигналу ведущего замыкающие в каждой команде ударяют рукой по плечу сидящего впереди и прыгают
в воду; каждый играющий проделывает то же самое. Выигрывает команда, все игроки которой раньше
оказались в воде.
Методические указания. Напомнить участникам игры, что перед каждым прыжком нужно
сделать вдох и задержать дыхание.
16

3) «Прыжки в круг»
Участники поочередно спрыгивают в воду ногами вниз, стараясь попасть в пластмассовый
обруч, лежащий на воде около бортика бассейна. Сначала прыжки могут выполняться из положения
присев, затем из положения стоя (с шага) и, наконец, оттолкнувшись двумя ногами от бортика. Во время
первых прыжков не следует делать замечания тем, кто задевает обруч руками. Постепенно ведущий
усложняет задачу: прыгнуть в обруч, не задев его. В этом случае прыжок выполняется, вытянув руки
вдоль туловища или вверх.
Методические указания. Обращать внимание играющих на правильное исходное положение при
выполнении прыжков в воду. Перед прыжком нужно захватывать пальцами ног передний край бортика,
тумбочки, т.е. любой опоры, чтобы не поскользнуться и не упасть назад.
4) «Кто дальше прыгнет?»
Вариант 1. Играющие становятся на бортик бассейна на расстоянии до 1 м друг от друга,
захватив пальцами ног его край. По команде ведущего они выполняют прыжок вниз ногами,
отталкиваясь обеими ногами от бортика с одновременным махом руками. Выигрывает тот, кто дальше
прыгнет.
Вариант 2. На расстоянии 1,5 - 2 м от бортика натягивается дорожка или на поверхность воды
кладется шест. По команде ведущего участники игры стараются перепрыгнуть через этот условный
рубеж вниз ногами с произвольным движением руками.
Методические указания. Если играющие не умеют плавать, то глубина воды не должна
превышать уровня груди или пояса. Умеющие плавать могут прыгать в глубокий водоем, но каждый
очередной прыжок выполняется только после того, как предыдущий участник отплывет на безопасное
расстояние или выйдет из воды.
5) «Клоунада»
По заданию ведущего участники игры выполняют самые разнообразные прыжки в воду вниз
ногами: из исходного положения стоя спиной к воде; с поворотом в воздухе на 180°; с разведением ног в
стороны и последующим их соединением перед входом в воду и др.
После того как все варианты прыжков разучены каждым участником игры, можно выполнять
прыжки в парах. Ведущий оценивает изобретательность и артистизм каждой пары.
Методические указания. В глубоком водоеме с непрозрачной водой каждый очередной прыжок
выполняется после того, как предыдущий участник отплывет на безопасное расстояние.
6) «Кто дальше проскользит?»
Играющие сидят на бортике, опустив ноги в воду и упираясь пальцами ног в стенку бассейна или
сливной желоб. Руки подняты вверх, кисти соединены, голова между руками. По команде ведущего они
низко наклоняются головой и руками к воде и, оттолкнувшись ногами, падают в воду. Выигрывает тот,
кто дальше проскользит.
Методические указания. В неглубоком водоеме спад в воду могут выполнять все участники
одновременно, в глубоком - поочередно.
7) «На старт - марш!»
Участники выстраиваются на бортике (на расстоянии 1 м друг от друга), захватив пальцами ног
его край. По команде ведущего «На старт!» они занимают неподвижное положение и по команде
«Марш!» выполняют прыжок в воду. Выигрывает тот, кто проскользил после прыжка дальше всех.
Методические указания. В зависимости от подготовленности участников в игре могут
использоваться стартовый прыжок и другие, более простые прыжки, выполняемые вниз головой:
например, спад в воду из положения согнувшись; прыжок в воду из положения согнувшись с толчком
ногами; то же с маховым движением руками.
8) «Полет»
Играющие выстраиваются на бортике бассейна (на расстоянии 1 м друг от друга). По команде
ведущего они поочередно выполняют стартовый прыжок. Выигрывает участник, пролетевший в воздухе
до погружения в воду как можно дальше.
17

Методические указания. Игра проводится с детьми, хорошо умеющими плавать. Играющих
можно разделить на две команды. Повышению интереса кигре будет способствовать натянутая на
расстоянии 1,5-2 м от бортика бассейна веревка (или разграничительная дорожка), через которую
необходимо перелететь, не задев ее.
9) «Все вместе»
Играющие становятся в шеренгу по одному на бортике (на расстоянии 1 м друг от друга). По
команде ведущего они одновременно выполняют соскок вниз ногами, спад в воду из положения
согнувшись, прыжок с поворотом, спиной вперед или какой-либо другой прыжок.
Методические указания. Для повышения интереса к игре участников Можно разделить на две
равные по силам команды.
10) «Каскад»
Играющие становятся в шеренгу по одному на бортике (на расстоянии 1 м друг от друга). По
команде ведущего они поочередно выполняют соскок, прыжок вниз ногами или какой-либо другой
прыжок.
Методические указания. Перед каждым прыжком ведущему необходимо внимательно проверять
правильность принятия исходного положения.
Игры с мячом
1) «Мяч по кругу»
Играющие становятся в круг и перебрасывают друг другу легкий, невпитывающий влагу мяч.
2) «Волейбол в воде»
Задача игры: та же, что и в предыдущей игре.
В зависимости от подготовленности участников игра может проводиться в мелком или в
глубоком бассейне.
3) «Салки с мячом»
Играющие произвольно перемещаются в воде. Один из них («салка») легким резиновым мячом
старается попасть в кого-либо из играющих. Тот, кто задет мячом, становится «салкой».
Методические указания. В зависимости от подготовленности участников игра может
проводиться в мелком или в глубоком бассейне.
4) «Борьба за мяч»
Участники делятся на две равные по силам команды. У одной из них - легкий мяч. Игроки этой
команды, передвигаясь в любых направлениях, перебрасывают мяч друг другу, а команда соперников
старается отнять у них мяч. Выигрывает команда, завладевшая мячом большее количество раз.
5) «Мяч своему тренеру»
Играющие делятся на две команды и выстраиваются в шеренги напротив друг друга: первая - на
одной линии, вторая - на другой. У каждой команды есть тренер, который принимает участие в игре,
стоя на противоположной от своей команды отметке. По сигналу судьи игроки обеих команд стремятся
завладеть мячом, находящимся в центре поля, и, перебрасывая его одной или двумя руками, стараются
отдать мяч в руки своему тренеру. Выигрывает команда, которой удалось сделать это большее
количество раз.
6) «Гонки мячей»
Играющие становятся в пары и берут в руки по мячу. По команде ведущего они плывут кролем
на груди с высоко поднятой головой и гонят впереди себя мяч по воде. Выигрывает пловец, быстрее
всех проплывший условленное расстояние и не потерявший мяч.
Методические указания. Оба игрока в соревнующейся паре должны иметь одинаковый уровень
подготовленности.
Специальная физическая подготовка
 Подвижность в плечевых суставах (выкруты);
 Подвижность позвоночного столба (наклон вперед)
 Подвижность в голеностопном суставе.
18

Техническая плавательная подготовленность
 Обтекаемость (длина скольжения)
 Оценка плавучести (уровень воды при равновесии в воде в вертикальном положении с вытянутыми
вверх руками на полном вдохе).
 Интегральная оценка включает в себя оценку чувства воды при проплывании дистанций,
особенности телосложения, оценку тренером мотивации к дальнейшим занятиям спортом, регулярность
посещения занятий в течение года и др.
 Техника плавания всеми способами: а) с помощью одних ног; б) с помощью одних рук; в) в полной
координации.
 Оценка темпа и шага на соревновательной скорости,
 Выполнение тестов 3-6х50 м с увеличивающейся скоростью и регистрацией количества гребков и
частоты пульса.
Система контроля и зачетные требования
Общая физическая подготовка на первом и втором году обучения
Контрольные упражнения
мальчики
девочки
Челночный бег 3 х 10 м (сек)
не более 10,0 с
не более 10,5 с
Бросок набивного мяча 1 кг (м)сидя не менее 3,8 м
не менее 3,3 м
Наклон вперёд с возвышения
Коснуться опоры руками Коснуться опоры руками
Прыжок в длину с места
не менее 135 см
не менее 125 см
Выкрут прямых рук
Выполнить упражнение технически правильно
Техническая подготовка на первом и втором году обучения
Контрольные упражнения
Оценка
3 балла (м)
4 балла (м)
Плавание кролем на груди в полной координации
15
25
Плавание кролем на спине
15
25
Контрольные упражнения
Плавание кролем на груди в полной
координации, баллы
Плавание кролем на спине, баллы

Балл
1 балл
1 балл
1 балл
1 балл
1 балл

5 баллов (м)
50
50

оценка
Оценка техники плавания, стартов и поворотов
Оценка техники плавания, стартов и поворотов

Примечание: + - норматив считается выполненным при улучшении показателей.
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА

Спорт обладает широкими воспитательными возможностями. Однако спортивная деятельность
сама по себе довольно противоречива по своему воздействию на личность. Жесткая соревновательная
борьба, острое соперничество на тренировках и соревнованиях могут стимулировать одностороннее,
прагматическое развитие спортсмена, формирование таких негативных качеств, как чрезмерное
честолюбие, эгоизм, пренебрежительное отношение к слабым, жестокость. Поэтому с первых дней
занятий тренер должен серьезное внимание уделять нравственному воспитанию, нейтрализации
неблагоприятного влияния спорта на личностные качества, усиливать положительное воздействие
спорта.
Главные задачи в занятиях со спортсменами - развитие у детей и молодежи гражданственности и
патриотизма как важнейших духовных, социально значимых ценностей личности, воспитание высоких
моральных качеств, чувства коллективизма, дисциплинированности и трудолюбия. Важную роль в
нравственном воспитании юных спортсменов играет непосредственно спортивная деятельность, которая
представляет большие возможности для воспитания всех этих качеств. Воспитательная работа с юными
19

пловцами направлена на воспитание гармонично развитого человека, активной, целеустремленной и
сознательной личности, обладающей духовным богатством и физическим совершенством
В условиях спортивной школы это взаимосвязано с формированием таких черт характера и
взаимоотношений с товарищами, которые нацеливают спортсмена на спортивный образ жизни,
многолетнюю тренировку и достижение наивысших спортивных результатов. С юными спортсменами
регулярно следует проводить беседы на патриотические и социально значимые темы («Участие
советских спортсменов в Великой Отечественной войне», «Выдающиеся советские и российские
спортсмены - чемпионы мира и Олимпийских игр», «Роль спортивных соревнований в укреплении
дружественных международных отношений», «Значение Олимпийских игр и их история»).
Указания и требования тренера при работе с новичками, детьми младшего возраста обычно
воспринимаются ими беспрекословно, без сомнения в их истинности. Здесь временно целесообразен
достаточно жесткий и авторитарный стиль работы. Но он должен сочетаться с добротой и
справедливостью, вниманием и чуткостью, педагогическим тактом и скромностью, строжайшим
соблюдением морального кодекса. Внешний вид (одежда, подтянутость), поведение, спокойная речь и
уровень объяснений - во всем этом тренер должен быть примером для своих учеников.
Хорошо, когда требования к занимающимся в спортивной школе едины и передаются от
старших к младшим в виде традиций.
На первом этапе работы с группой стоит задача привить интерес к занятиям по плаванию,
сдружить детей, добиться добросовестного и полноценного выполнения заданий тренера. Этому
способствуют интересное построение занятий, широкое применение игрового метода, поощрение даже
небольших достижений каждого и вовлечение членов группы в сопереживание успехов друг друга. Для
сплочения коллектива рекомендуется отмечать дни рождения пловцов, проводить спортивные
праздники, торжественно отмечать переход пловцов на следующий год обучения.
На тренировочном занятии следует отметить хоть раз каждого ученика и всю группу в целом.
После любого тренировочного занятия в бассейне или зале пловец должен почувствовать, что сделал
еще один шаг к достижению поставленной перед ним цели.
Для подростков, вступающих в предпубертатный этап возрастного развития, характерна
относительная неустойчивость и разнообразие интересов. У них сильна потребность в общении со
сверстниками и самоутверждении. Многим подросткам свойственна неуверенность в себе, чрезмерная и
болезненная реакция на мнимые и истинные недостатки, занижение своих возможностей. Быстрое
увеличение нагрузок, их монотонный характер могут привести к снижению интереса к спортивному
плаванию и отсеву перспективных юных спортсменов.
Формирование мотивации к многолетней напряженной тренировке происходит главным образом
за счет осмысления взаимосвязи между упорным трудом на тренировках, реальными изменениями
личностных качеств (как физических, так и морально-волевых) и приростом спортивных результатов.
Знания основ теории и методики тренировки, ее медико-биологических и гигиенических
аспектов делают тренировочный процесс более понятным, а отношение к занятиям - активным и
сознательным.
Во многом решение этой задачи достигается изучением биографий сильнейших пловцов мира,
России и лучших выпускников спортивной школы, организацией встреч с ведущими спортсменами,
посещением крупнейших соревнований и обсуждением их результатов.
Поскольку в детском и подростковом возрасте волевые качества обычно развиты слабо, тренеру
важно постоянно стимулировать проявления воли, неукоснительность выполнения намеченных целей,
вселять веру в большие возможности каждого ученика. Воспитанник должен быть уверен, что при
наличии упорства и трудолюбия он может претворить в жизнь самые заветные желания. Необходимо
акцентировать внимание воспитанников на происходящих в них переменах, развитии физических
качеств и спортивных достижений.
Решению воспитательных задач помогает положительный моральный климат в коллективе, где
здоровое соперничество сочетается с общностью целей и духом взаимопомощи. Этому способствует
20

постановка четких, понятных, привлекательных и в то же время реальных целей для всей группы. Их
достижение требует объединенных усилий и сотрудничества всех занимающихся. Результаты и
достижения группы и отдельных ее членов должны вызывать общие положительные переживания.
Психологическая подготовка
Задачи психологической подготовки во многом схожи с задачами воспитательной работы. И
здесь ведущую роль играет тренер.
Главная задача психологической подготовки - формирование и совершенствование спортивного,
бойцовского характера, развитие свойств личности, определяющих успех в спорте, укрепление и
совершенствование механизмов нервно-психической регуляции, доведение их до уровней,
определяющих рекордные достижения. Формирование необходимых личностных качеств пловца
происходит с помощью изменения и коррекции отношения спортсмена к выполняемой и предстоящей
тренировочной нагрузке, к своим возможностям восстановления, к нервно-психическому
перенапряжению, к качеству выполнения тренировочного задания, к спортивному режиму и к
спортивной жизни вообще.
Основными
методами
психологической
подготовки
являются
беседы
тренера со спортсменами в индивидуальной и коллективной форме, использование разнообразных
средств и приемов психолого-педагогического воздействия: убеждения, внушения, метода заданий и
поручений, моделирования соревновательных ситуаций, методы идеомоторной тренировки.
Медицинский контроль
Для спортивно-оздоровительных групп восстановление работоспособности происходит, главным
образом, естественным путем: чередованием тренировочных дней и дней отдыха; постепенным
возрастанием объема и интенсивности тренировочных нагрузок; проведением занятий в игровой форме.
К гигиеническим средствам следует отнести: душ, теплые ванны, водные процедуры закаливающего
характера, прогулки на свежем воздухе. Режим дня и питания. Витаминизация.
Материально-техническое обеспечение
В соответствии с приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022
№629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам» учреждение (МАУ ДО ДЮСШ) определяет
нормы материально-технического обеспечения инвентарем исходя из минимальных потребностей для
обеспечения учебно-тренировочного процесса среднесписочного количества обучающихся.
Список инвентаря:
№ п/п
Наименование
Единица
Кол-во
Примечание
измерения
1. бассейн 25м
шт
1
2. доска для плавания
шт
15
3. лопатки для плавания
шт
15
4. свисток
шт
1
5. секундомер
шт
1
Помещения для проведения занятий по данной программе отвечает действующим санитарным
нормам и правилам освещенности, вентиляции, отоплению и пожарной безопасности. В помещении
находится медицинская аптечка в полной комплектации.

21

Литература
1. Булгакова Н. Ж. Обучение плаванию в школе. М., « Просвещение»,1974
2. Васильев В. С. Обучение детей плаванию. М., « Физкультура и спорт», 1973.
3. Вайцеховский С. М. Физическая подготовка пловца. М., « Физкультура и спорт», 1978.
4. Гордон С. М. Техника спортивного плавания. М., « Физкультура и спорт»,1978.
5.Белиц-Гейтман С.В. Мы учимся плавать. - М.: Просвящение, 1987.
6. Булгакова Н.Ж. Плавание: Пособие для инструктора-общественника. - М.: Физкультура и спорт,
1984.
7. Коновалов Е. Ты - сильнее воды. - М.: Молодая гвардия, 1983.
8. Погребной А.И., Маряничева И.Г. О некоторых принципах обучения плаванию. // Теория и практика
физической культуры. 1999. №3.
9. Фирсов З.П. Плавание для всех. М., 1983.

22


Наверх

План курсов повышения квалификации 2024-2025гг

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».