Содержание Пояснительная записка Учебный план Содержание программного материала Материально-техническое обеспечение Список используемой литературы Приложения 3 5 5 8 9 10 2 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурноспортивной направленности разработана в соответствии со следующими нормативными документами: Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 №196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (с изменениями, утвержденными приказом Министерством просвещения РФ от 30.09.2020 №533); Письмо Министерства образования и науки России от 18.11.2015 №09-3242 «О направлении информации» вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»; распоряжение Правительства Мурманской области №157-РП от 03 июля 2019 г. "О концепции внедрения целевой модели развития региональной системы дополнительного образования детей Мурманской области"; Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 №2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания». Форма обучения: очная. Язык образования – русский. Программа физкультурно-спортивной направленности разработана для детей, обучающихся в спортивно-оздоровительных группах, направленная на разностороннюю физическую подготовку и овладение основами вида спорта. Содержание и материал программы дополнительного образования организован по принципу дифференциации в соответствии со стартовым уровнем сложности, который предполагает использование и реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальную сложность предлагаемого для освоения содержания программы. Актуальность программы обусловлена тем, что плавание развивается в спортивнооздоровительном направлении (сохранение и укрепление здоровья, физической подготовки, воспитание волевых качеств). Программа разработана с учетом принципов обучения доступности, наглядности, последовательности, систематичности, индивидуальности, дифференциации. Цель программы – формирование здорового образа жизни через систематические занятия плаванием. Основные задачи дополнительной общеразвивающей образовательной программы: - овладение начальными навыками плавания (изучение способов плавания: кроль на груди и на спине, брасс); - соразмерное развитие физических качеств; - развитие массового детского спорта; - воспитание привычки к регулярным занятиям физическими упражнениями; - обучить плаванию простейшими спортивными способами "кроль на груди" и "кроль на спине"; - развивать кондиционные и координационные способности. -оказание помощи дошкольным образовательным учреждениям в организации обучения детей плаванию. Отличительные особенности данной программы от уже существующей в этой области заключаются в том, что она предназначена для учащихся, не умеющих плавать, которые должны освоить программу за короткий срок. 3 Адресат программы: в группы по обучению плаванию зачисляются учащиеся 5-7 лет без предъявления требований к плавательной и физической подготовленности, но не имеющие медицинского противопоказания. Уровень сложности: стартовый Форма реализации программы: очная Срок реализации программы: 9 месяцев. Режим занятий: 1 раза в неделю по 1 академическому часу (для детей с 5 до 6 лет продолжительность академического часа составляет 25 минут, с 6 до 7 лет – 30 минут). Оптимальное количество занимающихся в группе от 15 чел. Основными формами реализации данной программы являются теоретические и практические учебно-тренировочные занятия. Теоретическая часть – это программный материал по теории плавания: правила поведения в бассейне, основы гигиены, влияние физических упражнений на организм человека, техника и терминология плавания и т.п. На практических занятиях дети овладевают основами техники плавания. Ожидаемый результат проверяется в ходе учебно-тренировочного процесса. Основными формами подведения итогов реализации программы является сдача итоговых упражнений и нормативов. Планируемые результаты освоения программы: должны знать: - правила техники безопасности и личной гигиены на занятиях по плаванию; - основы техники способов плавания. уметь выполнять: - старты и повороты; - проплыть 25 м избранным способом. Режим учебно-тренировочной работы Этап подготовки Период обучен ия Спортивнооздоровительный 9 месяцев Минимальный возраст для зачисления (лет) 5 Оптимальное количество учащихся в группе 15 Кол-во учебных часов в неделю 1 Уровень подготовленности Динамика развития ОФП и СФП Учебный материал программы представлен в разделах отражающих теоретическую, практическую подготовки обучающихся в пределах часов предусмотренных программой, содержания воспитательной работы, а также контрольных испытаний. В теоретической части занимающиеся знакомятся с правилами поведения в бассейне, изучают основы гигиены, влияние физических упражнений на организм человека, техника и терминология плавания и т.п. На практических занятиях овладевают основами техники плавания брасс, кроль на груди, кроль на спине. Программная методика обучения плаванию опирается на общепедагогические принципы с учетом индивидуального подхода к ребенку: сознательности и активности, систематичности, наглядности, доступности. Хорошие успехи достигаются при умелом сочетании всего многообразия словесных, наглядных, практических методов и приемов. Во время обучения движениям меняется их характер. Движения связаны с разной степенью координации: от простого к сложному, и отражают разные формы и уровни обучения. Программный материал условно разделён на два периода обучения. На начальном этапе обучения закладываются основы начальной грамотности в области плавания и формируются начальные умения и навыки. Следующий этап характеризуется стартовым уровнем знаний и устойчивым интересом детей к занятиям плаванием. Работа по предлагаемой программе позволяет воспитывать ценнейшие физические и 4 волевые качества. Обучающиеся привыкают проявлять терпение, волю, характер, умение преодолевать трудности, усталость. Учебный план учебно-тренировочных занятий для спортивно-оздоровительных групп № п/п 1. 2. 3. 4. Ежегодный объем, ч Содержание занятий I. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА Правила поведения в бассейне. Меры безопасности Гигиена физических упражнений и профилактика заболеваний Влияние физических упражнений на организм человека Техника и терминология плавания Итого II. ПРАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА 1. Подготовительные упражнения на воде 2. Общая плавательная подготовка на воде: - изучения техники плавания способом кроль на груди, кроль на спине - изучение отдельных элементов техники способом дельфин, брасс 3. Общефизическая подготовка на суше: - ОФП - СФП 3. Прыжки в воду 4. Старты и повороты 5. Контрольные испытания III. МЕДИЦИНСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ Итого Общее количество часов 1 1 1 1 4 6 5 5 4 4 4 5 1 1 35 39 2. Содержание программного материала. 2.1. Теоретическая подготовка. 1. Правила поведения в бассейне. Основные меры безопасности и правила поведения в бассейне. Предупреждение несчастных случаев, заболеваний при занятиях плаванием. 2. Гигиена физических упражнений. Личная гигиена юного пловца, закаливание. Режим дня, совмещение занятий спортом с учебой. Режим сна, отдыха, питания. 3. Влияние физических упражнений на организм человека. Строение и функции организма. Влияние физических упражнений на организм занимающихся. Изменение состояния организма человека под воздействием физических нагрузок. 4. Техника и терминология плавания: Краткая характеристика техники спортивных способов плавания, стартов и поворотов. Основные термины, используемые на тренировках 2.2. Практическая подготовка Практическая плавательная подготовка. Подготовительные упражнения по освоению с водой. Передвижение по дну шагом, бегом, прыжками, взявшись за руки, с различными исходными положениями рук (за спину, вытянуты вверх и т.д.); передвижение с изменением направлений («змейка», «хоровод» и т.д.). Движения руками и ногами с изменением направлений и плоскостей из различных положений, напряжено и расслаблено. Передвижение по дну шагом и бегом с помощью гребковых движений руками. Погружение в воду на задержанном вдохе и открывание глаз под водой. Дыхательные упражнения: из различных исходных положений выполнение продолжительного выдоха и «взрывного» выдоха после задержки дыхания (как на поверхности воды, так и в воду). 5 Лежание и скольжение на груди и на спине с различными положениями рук. Скольжение толчком одной и двумя ногами от дна и от бортика. Скольжение с вращением. Скольжение на боку. Скольжение с элементарными гребковыми движениями руками и ногами. Упражнения для изучения техники спортивных способов плавания, стартов и поворотов. Кроль на груди и кроль на спине: движение ногами, руками, дыхание; согласование движений ногами, руками, дыхание; согласование движений ногами, руками с дыханием; общее согласование движений. Брасс: движения ногами, руками, дыхание; согласование движений ногами, руками с дыханием; общее согласование движений. Стартовый прыжок с низкого бортика и тумбочки. Старт из воды при плавании на спине. Подвижные игры и развлечения на воде, учебные прыжки. Игры: «Невод», «Байдарки», «Каноэ», «Лягушата», «Поезд в тоннеле», «Буксиры», «Попади торпедой в цель», «Винт», «Дельфины», «Фонтан», «Кто дальше проскользит», «Кто лучше», «Прыжки в обруч» и т.д. Учебные прыжки: соскоков в воду с низкого бортика: спад в воду из положения приседа или седа на бортике; спад в воду из положения стоя согнувшись с бортика, со стартовой тумбочки. Общая физическая подготовка на суше. Строевые упражнения, ходьба и бег; передвижения шагом и бегом; ходьба и бег противоходом и по диагонали; ходьба обычная, на носках, на наружных и внутренних сторонах стопы с различными положениями рук; бег на носках; чередование бега с ходьбой и т.д. Общеразвивающие упражнения: упражнения для рук, шеи, туловища, ног из различных исходных положений (преимущественно на гибкость, координацию, расслабление); упражнения для укрепления мышц, участвующих в гребковых движениях пловца; упражнения на растягивание и подвижность в голеностопных и плечевых суставах; упражнения, имитирующие технику спортивных способов плавания, стартов, поворотов. Структура занятия Основной формой обучения является занятие, которое условно делится на 3 части: подготовительную, основную и заключительную. 1. Подготовительная часть: построение, расчет занимающихся, краткое объяснений задач и порядка проведения занятия, выполнение упражнений на суше, небольшая разминка в воде. 2. Основная часть: изучение новых упражнений в воде, закрепление умений и навыков, приобретенных на прошедшем занятии. От четкости и методической последовательности в проведении данной части зависит успех решения главных задач обучения. 3. Заключительная часть: закрепление плавательных навыков в виде игр, эстафет, развлечений в воде и организационное завершение занятия на суше. Уместно несколько минут в конце занятия выделить для «свободного плавания» и позволить детям выполнить их любимые упражнения. Нередко тренер использует эти минуты для индивидуальной работы с отстающими. На суше проводится построение, подведение итогов, задание на дом. При подведении итогов отмечают успехи и недостатки группы в целом, а также успехи отдельных учеников. Подготовка и проведение занятий по обучению плаванию включает анализ программы, учебного плана и поурочного плана-графика занятий для группы, а также разработку на их основе кратких конспектов урока. 3. Организационно-методические указания. Программная методика обучения плаванию опирается на общепедагогические принципы с учетом индивидуального подхода к ребенку: сознательности и активности, систематичности, наглядности, доступности. Хорошие успехи достигаются при умелом сочетании всего многообразия словесных, наглядных, практических методов и приемов. Во время обучения движениям меняется их характер. Движения связаны с разной степенью координации: от простого к сложному и отражают разные формы и уровни обучения. 4. Воспитательная работа. 6 Спорт обладает широкими воспитательными возможностями. Главная задача в занятиях со спортсменами – развитие у детей и молодежи гражданственности, патриотизма, воспитание высокоморальных качеств, чувства коллективизма, дисциплинированности и трудолюбия. Воспитательная работа с юными пловцами направлена на воспитание гармонично развитого человека, активной, целеустремленной сознательной личности, обладающей духовным богатством и физическим совершенством. Школьники младшего возраста в эмоциональном отношении доверчивы и оптимистичны. Они относительно спокойно воспринимают педагогическое воздействие. Мышление их образно и конкретно. Они легко входят в новый спортивный коллектив, подражают товарищам, которых ставят им в пример. От тренера требуется умение правильно моделировать мотивационную структуру личности юного спортсмена, формировать у него устремленность, постоянную «заряженность» на достижение конкретной цели. С воспитательной точки зрения важно, чтобы динамика мотивов деятельности юных спортсменов имела выраженную тенденцию: от случайных и мимолетных мотивов – к устойчивым, от неосознанных мотивов – к осознанным, от личных мотивов – к общественным. На занятия приходят разные по характеру, привычкам, интересам, культуре поведения и воспитанию дети. Тренеру необходимо терпеливо учить их науке коллективной жизни, соблюдению правил и традиции, уважению к каждому члену группы. Воспитывать честность, справедливость, помогать товарищам. 5. Психологическая подготовка. Задачи психологической подготовки во многом схожи с задачами воспитательной работы. И здесь ведущую роль играет тренер. Лучшие тренеры обычно сами являются хорошими психологами, но и им также в некоторых случаях требуется помощь профессионала в этой области. Главная задача психологической подготовки - формирование и совершенствование спортивного, бойцовского характера, развитие свойств личности, определяющих успех в спорте, укрепление и совершенствование механизмов нервно-психической регуляции, доведение их до уровней, определяющих рекордные достижения. Формирование необходимых личностных качеств пловца происходит с помощью изменения и коррекции отношения спортсмена к выполняемой и предстоящей тренировочной нагрузке, к своим возможностям восстановления, к нервнопсихическому перенапряжению, к качеству выполнения тренировочного задания, к спортивному режиму и к спортивной жизни вообще. Основными методами психологической подготовки являются беседы тренера со спортсменами в индивидуальной и коллективной форме, использование разнообразных средств и приемов психолого-педагогического воздействия: убеждения, внушения, метода заданий и поручений, моделирования соревновательных ситуаций, методы идеомоторной тренировки. 6. Медицинский контроль. Контроль за состоянием здоровья спортсмена является одним из основных и регулярно проводимых мероприятий. Такой контроль бывает текущим, он осуществляется врачом ДЮСШ или специалистами врачебно-физкультурного диспансера. Врачебный контроль за занимающимися осуществляется врачом спортивной школы, а при его отсутствии - кабинетом врачебного контроля соответствующей территориальной поликлиники в соответствии с Положением о врачебном контроле за лицами, занимающимися физической культурой и спортом Минздрава. Для занимающихся на начальном этапе восстановление работоспособности происходит, главным образом, естественным путем: чередованием тренировочных дней и дней отдыха; постепенным возрастанием объема и интенсивности тренировочных нагрузок; проведением занятий в игровой форме. К гигиеническим средствам следует отнести: душ, теплые ванны, водные процедуры закаливающего характера, прогулки на свежем воздухе. Режим дня и питания. Витаминизация. 7 7. Содержание и методика контрольных испытаний, включённых в программу Контрольные упражнения Плавание с открытыми глазами под водой Длина скольжения на груди Плавание кролем на груди в полной координации Плавание кролем на спине Плавание брассом 1 балл менее 3 м менее 2 м менее 8 м 2 балла 3м 2м 8м Оценка 3 балла 6м 3м 15 м менее 8 м менее 8 м 8м 8м 15 м 15 м 4 балла 9м 4м 20 м 5 баллов 12 м 5м 25 м 20 м 20 м 25 м 25 м Оценка результатов освоения программы по видам контроля Виды контроля Входящий контроль Текущий контроль Оперативный контроль Промежуточная аттестация Итоговая аттестация Содержание Методы/формы контроля Начальный уровень подготовки учащихся (оценка качества усвоения детьми содержания Наблюдение образовательной программы на начало учебного года) Систематическая проверка и оценка Наблюдение. Выполнение образовательных результатов контрольных заданий Контроль за функциональным состоянием занимающихся, оценка переносимости нагрузки. Измерение пульса Выявление отклонений в состоянии здоровья. Оценка качества усвоения учащимися Зачеты содержания образовательной программы по Контрольные нормативы итогам полугодия, года Оценка результативности освоения учащимися Контрольные нормативы образовательной программы в целом по ОФП и СФП, ТТП. 8. Материально-техническое обеспечение В соответствии с приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 №629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» учреждение (МАУ ДО ДЮСШ) определяет нормы материально-технического обеспечения инвентарем исходя из минимальных потребностей для обеспечения учебно-тренировочного процесса среднесписочного количества обучающихся. Список инвентаря: № п/п Наименование Единица Кол-во Примечание измерения 1. спортивный Зал 1 шт 2. бассейн 25м шт 1 3. доска шт 15 4. шест для страховки на воде шт 1 5. шайба хоккейная шт 1 Помещения для проведения занятий по данной программе отвечает действующим санитарным нормам и правилам освещенности, вентиляции, отоплению и пожарной безопасности. В помещении находится медицинская аптечка в полной комплектации. 8 9. Список используемой литературы. Литература для педагогов: 1. Озолин Н.Г. Молодому коллеге. - М.: Физкультура и спорт, 1998. 2. Плавание. Методические рекомендации (учебная программа) для тренеров детскоюношеских спортивных школ и училищ олимпийского резерва / Под общ. ред. А.В. Козлова. - М., 1993. 3. Обучение детей плаванию в раннем возрасте, Н.Л. Петрова, В.А. Баранов, «Советский спорт» Москва 2006г. 4. Обучение плаванию дошкольников и младших школьников, Т.А. Протченко, Ю.А. Семенов, Москва 2003г. 5. Правила соревнований, г. Москва 1999 г. 6. Васильев В. С. Обучение детей плаванию. М., « Физкультура и спорт», 1973. 7. Гордон С. М. Техника спортивного плавания. М., « Физкультура и спорт»,1978. 8. Погребной А.И., Маряничева И.Г. О некоторых принципах обучения плаванию. // Теория и практика физической культуры. 1999. №3. Литература для родителей: 1. «Плавание: игровой метод обучения» Е.Н. Карпенко, Т.П. Коротнова, Е.Н. Кошкодан, Олимпия пресс, Москва 2006 год. 2. Вайцеховский С. М. Физическая подготовка пловца. М., «Физкультура и спорт», 1978. 3. Фирсов З.П. Плавание для всех. М., 1983. Интернет-источник: https://gdemoideti.ru/blog/ru/kak-nauchit-rebyonka-plavat 9 Приложение 1 Поурочное содержание программы. Занятие 1. Задачи: 1) Организация занимающихся. 2) Ознакомление со строевыми, общеразвивающими и имитационными упражнениями на суше. 3) освоение с водой (ознакомление с передвижениями по дну, первым вариантом дыхания в воде, погружениями под воду, скольжениями). В аудитории: беседа с целью организации и гигиены занятий; о правилах поведения в бассейне. На суше: 1. построение, расчет по порядку, объяснение задач урока (проводится и на всех последующих занятиях) 2. Общеразвивающие упражнения: a) передвижение шагом и бегом в колонне по одному в обход и по диагонали зала; б) бег приставными шагами левым и правым боком, взявшись за руки (хоровод); в) ходьба, бег, прыжки на двух ногах с различным положением рук (руки вытянуты вверх, одна вытянута вверх, другая у бедра, обе прижаты к туловищу); г) выпрыгивание вверх из полуприседа и приседа по сигналу (хлопку в ладоши) со взмахом руками: снизу-вверх и с руками, вытянутыми вверх и зафиксированными в этом положении. 3. Имитационные упражнения a) Ознакомление с плоским и фиксированным положением кисти «лопаточкой» (ладонь повернута - назад), как при выполнении имитационных движений, нажимая ладонью плоской кисти на рейку гимнастической стенки, плечи партнера, имитация попеременных гребковых движений, как при передвижении по дну бассейна («идем вперед -отталкивая воду назад «идем назад- отталкиваем воду ладонями вперед»); б) стоя выполнить сильный и быстрый выдох через рот с несколько округленными губами (подобно тому, как сдувается с ладони легкий предмет), затем в меру глубокий вдох через рот, задержать дыхание на 3-4 с., вновь сделать выдох-вдох и т.д.; в) повторить предыдущее дыхательное упражнение, сочетая его с приседаниями (в и.п. выполняется выдох-вдох, во время приседания дыхание задержано, как при погружений под воду). В воде: 1) организованный вход в воду; построение вдоль бортика расчет на первый-второй и распределение на пары. 2) Подготовительные упражнения в воде: 1. передвижение по дну парами; то же, но в колонне по одному; 2. бег в воде вперед, назад, боком (приставными шагами) в чередовании с ходьбой; бег и ходьба по кругу, взявшись за руки (хоровод); 3. в полуприседе (подбородок касается воды) выполнить подряд 10-15 дыханий (выдохвдох, непродолжительная задержка дыхания на воде); 4. ходьба и бег вперед и назад с помощью попеременных гребковых движений руками (следить за плоским положением кистей); прыжки вперед на двух ногах с одновременными гребковыми движениями руками назад; 5. стоя в наклоне вперед (подбородок на поверхности воды) 6. стоя в наклоне вперед, окунание лица в воду, открывание глаз, рассматривание дна; повторить это же упражнение в сочетании с предыдущими (следить, чтобы во время приподнимания лица над водой и выполнения выдоха-вдоха ученики не подносили рук к лицу); 7. погружения под воду с открыванием под водой глаз и поиском на дне предметов (водолазы); 8. передвижение в колонне по одному с подныриванием в обруч, полностью погруженным в воду (поезд идет в тоннель); 10 9. присед под воду с последующим выпрыгиванием вверх и выполнением выдоха- вдоха во время прыжка, выполнять подряд не менее 5 прыжков; 10. дыхательные упражнения (в дальнейшем постоянно чередовать упражнения в движениях с дыхательными упражнениями, так чтобы на первых шести уроках дыхательные упражнения занимали примерно одну треть всего времени занятий в воде) 11. то же, что и упражнение № 9, но после прыжка упасть в воду плашмя на грудь или бок («веселые дельфины») с различными исходными положениями рук; 12. бег с руками, вытянутыми верх ладоням вперед; прыжки на двух ногах с аналогичным положением рук; то же, но одна рука вытянута вверх, другая у бедра (заключительные повторения провести в соревновательной форме); 13. бег в наклоне вперед, удерживая прямыми руками плавательную доску на поверхности воды перед собой; то же, но, опустив лицо в воду (заключительные повторения провести в соревновательной форме); 14. попытка выполнить скольжение на груди толчком ногами от дна с руками, вытянутыми вперед (без доски и с доской в руках). Занятие 2. Задачи: 1) разучивание на суше комплекса общеразвивающих и специальных физических упражнений, выполнение имитационных упражнений 2) разучивание скольжения на груди с различными и.п. рук, элементарными гребковым движением в скольжении 3) закрепление умения дышать и погружаться под воду с открытыми глазами. На суше: 1. ходьба и бег в обход, по диагонали зала, "змейкой", ходьба и прыжки с различными движениями рук. 2. выполнение комплекса упражнений №1 1) бег на месте, высоко поднимая ноги (колени), с руками, вытянутыми вверх ладонями вперед (голова между руками), 3 раза по 30 сек в чередовании с обычной ходьбой на месте; 2) стоя одна рука вверх, другая вниз, вращение рук вперед, то же назад (здесь и далее упражнение выполняется 12-15 раз); 3) стоя ноги врозь, руки вытянуты вверх, наклоны влево и вправо наклоны вперед и назад; 4) лежа в упоре прыжком развести ноги в стороны, прыжком свести вместе, 5) сед углом с опорой руками сзади, попеременные движения прямыми ногами вверх - вниз; 6) стоя вытянуты руки вверх ладонями вперед (голова между руками, кисти соприкасаются, приседания и вставания на всей ступне, сохраняя и.п. туловища). 3. имитационные упражнения: 1) стоя спиной к стене вплотную, руки вытянуты вверх ладонями вперед голова между руками, кисти соединены: встать на носки, подтянуться вверх, глядя на кисти рук, и, прижимаясь руками и спиной к стене, напрячь мышцы тела на 3-4 сек. Как во время скольжения в воде. Повторить упражнения 5 раз, чередуя его с расслаблением мышц и глубоким дыханием проимитировать первый вариант дыхания в сочетании с приседаниями и выпрыгиваниями. В воде: 1) Вход в воду прыжком ногами вниз (из приседа или седа) с низкого бортика с опорой о него руками. 2) Передвижения в воде (шагом, бегом, прыжками с различными и.п. рук и с гребковыми движениями руками) в чередовании с дыхательными упражнениями. 3) Погружения под воду с открыванием глаз. Передвижение с подныриванием под предметы (шест, обруч и т.п), (здесь и далее не забывать о чередовании упражнений, выполняемых на задержке дыхания, с дыхательными упражнениями). 4) Скольжения на груди с толчком от дна или бортика бассейна (руки вытянуты вперед: одна рука вытянута, другая у бедра; обе руки у бедра) ; скольжение на груди с доской в вытянутых вперед руках (в случае необходимости использовать пассивные виды скольжений с непосредственной помощью преподавателя). 11 5) Скольжение с элементарными движениями руками и ногами: Скольжение на груди, руки вытянуты вперед: в конце скольжения выполнить гребок одной рукой под себя до бедра, проскользить дальше; То же, но гребок выполнить другой рукой; То же, но гребок выполнить двумя руками одновременно Скольжение на груди, руки вытянуты вперед; в конце скольжения плавно развести ноги в стороны, энергично свести вместе, проскользить дальше 6) Ознакомление со скольжением на спине руки вытянуты у бедер 7) Соскоки с низкого бортика ногами вниз 8) Подвижные игры в воде, связанные с умением скользить, подныривать под предметы («Скользящие стрелы», «Кто быстрее спрячется в воде под плавательную доску», «Сомбреро»). Занятие 3. Задачи: 1) разучивание скольжения на груди, на спине, на боку с элементарными гребковыми движениями; 2) оценка умения погружаться под воду, находить и поднимать со дна небольшие предметы. На суше: 1) выполнение комплекса упражнений №1 2) имитация положения тела пловца во время скольжения на груди и на спине, с различным и.п. рук (стоя у стены и лежа на гимнастической скамейке). В воде: 1) вход в воду с соскоком с бортика, разминка с использованием различных видов передвижений по дну бассейна, 2) обучение скольжению на груди (обе руки вытянуты вперед; одна вытянута вперед, другая у бедра, обе у бедра (на спине руки у бедер), одна рука вытянута вперед, другая у бедра), на боку нижняя рука вытянута вперед, верхняя у бедра (в случае необходимости использовать скольжение с непосредственной помощью преподавателя). Не забывать о чередовании скольжений с дыхательными упражнениями. 3) скольжения с элементарными гребковыми движениями (повторить соответствующие упражнения урока № 2). 4) соскоки в воду с низкого бортика в гимнастический обруч (удерживаться на расстоянии 1 м от бортика). 5) оценка умения погружаться под воду, находить и поднимать со дна учебного бассейна один - два небольших предмета. 6) подвижные игры, связанные с умением скользить («Стрелы скользят в цель», «Буксиры»). Занятие 4. Задачи: 1. разучивание второго варианта дыхания (вдох - продолжительный выдох в воду); 2. разучивание скольжений с поворотом относительно продольной оси тела; 3. дальнейшее обучение элементарными гребковыми движениями в скольжении. На суше: 1. выполнение комплекса упражнений №1 2. имитация второго варианта дыхания: стоя выполнить быстрый и в меру глубокий вдох через рот, присесть под воду и выполнить продолжительный выдох через рот и нос. В воде: 1. разминка в воде с использованием бега, прыжков по дну бассейна в чередовании со скольжениями, выполнение скольжений на дальность с прыжка и с разбега по дну бассейна; 2. разучивание техники продолжительных выдохов в воду (второй вариант дыхания); 3. обучение элементарным гребковым движениям в скольжении, повторить соответствующие упражнения занятия №3, выполнить новые: 12 - в скольжении на груди, руки вытянуты вперед, развести руки в стороны – вперед (нажимая ладонями на воду), свести вместе - проскользить дальше; - в скольжении на груди, правая рука вытянута вперед, левая у бедра, выполнить гребок правой рукой до бедра, проскользить дальше, повторить то же, но другой рукой; - в скольжении на спине, правая рука вытянута вперед, левая у бедра, выполнить гребок правой рукой, проскользить, повторить то же, но другой рукой; - в скольжении на спине, руки у бедер, плавно развести прямые ноги в стороны, энергично свести их вместе, проскользить; в скольжении на груди, руки вытянуты вперед, выполнить 3-4 упругих упражнений (движения вверх и вниз расслабленными, но сомкнутыми ногами, проскользить дальше, дельфин выполняет движения хвостом), повторить упражнение, но с руками, вытянутыми у бедер; - в скольжении на боку, нижняя рука вытянута вперед, верхняя у бедра, выполнить 2-3 упругих упражнения ногами из стороны в сторону, проскользить дальше (рыба выполняет движения хвостом) здесь и далее не забывать о чередовании упражнений в скольжении с дыхательными упражнениями – продолжительными выдохами в воду. 4. разучивание скольжений с гребковыми движениями руками и поворотом относительно продольной оси тела: во время скольжения на груди (одна рука вытянута вперед, другая у бедра) выполнить гребок рукой до бедра, одновременно поворачиваясь на бок в сторону гребковой руки, а затем на спину проскользить дальше в положении на спине. вовремя скольжения на спине (одна рука вытянута вперед, другая у бедра) выполнить гребок рукой до бедра, одновременно поворачиваясь на бок в сторону гребковой руки, а затем на грудь, проскользить дальше на груди. 5. подвижные игры в воде, связанные с умением выполнять продолжительные выдохи в воду («у кого вода в котле закипит сильнее», «у кого больше пузырей», «поезд идет в туннель, выпуская пар») и скольжение с вращением (“Винт”). Занятие 5. Задачи: 1. разучивание попеременных движений ногами кролем в скольжении на груди и на спине. 2. обучение умений выполнять элементарные гребковые движения руками в скольжении, дышать в воде (2 варианта дыхания). На суше: 1. выполнение комплекса упражнений №1. 2. имитация быстрых попеременных движений ногами, как при плавании кролем, сидя с опорой руками сзади и лежа на гимнастической скамейке. В воде: 1. разминка в оде с использованием скольжений на груди, на спине, на боку, скольжений с вращениями - все в чередовании с прыжками и бегом по дну и дыхательными упражнениями. 2. разучивание попеременных движений ногами, как при плавании кролем: в скольжении на груди и на спине, одна рука вытянута вперед, другая у бедра в скольжении на груди с плавательной доской в вытянутых вперед руках, в скольжении на спине с плавательной доской, прижатой руками к животу (в случае необходимости использовать упражнение лежа в воде на груди и на спине с опорой руками о бортик бассейна). 3. обучение умения выполнять элементарные гребковые движения руками в скольжении на груди и на спине (повторить соответствующие упражнения занятий 2-4). 4. работа по умению дышать в воде (2 варианта): воду на задержке дыхания (5-6 прыжков подряд) погружаясь после вдоха и выполняя в воду продолжительный выдох через рот и нос (6-8 погружений подряд) 5. самостоятельная подготовка к предстоящим контрольным испытаниям занятия №6 (не более 5 мин.)- обучению техники скольжения на груди и на спине. Занятие 6 (контрольный урок) Задачи: 1. работа по выполнению элементарных гребковых движений в скольжении и дышать в воде. 13 2. оценка умений скользить на груди и на спине, выполнить соскок в воду с низкого бортика, дышать в воде (два варианта дыхания). На суше: Выполнение комплекса упражнений №1 В воде: 1. разминка с использованием бега, прыжков по дну бассейна в чередовании со скольжением и дыхательными упражнениями. 2. закрепление умения выполнять элементарные гребковые движения в скольжении и дышать в воде (см. соответствующие упражнения занятий 3-5). 3. оценка умений: a) скользить на груди и на спине, одна рука вытянута вперед, другая у бедра b) погружаться и выполнять продолжительные выдохи в воду (6-8 погружений подряд) c) выпрыгивать из воды с выполнением выдоха-вдоха во время прыжка и последующим погружением под воду (5-6 прыжков подряд) d) выполнять соскок в воду с низкого бортика бассейна в гимнастический обруч 4. подвижные игры в воде с надутой волейбольной камерой или надувными шарами («Охотники и утки», «Оса», эстафета в скольжении с мячом в руках). Занятие 7. Задачи: 1. разучивание спада в воду из положения, сидя на низком бортике 2. обучение умению продвигаться в скольжении на груди и на спине с помощью элементарных гребковых движений руками с помощью попеременных движений ногами кролем 3. совершенствование навыка дыхания в воде (2 варианта). на суше: 1. выполнить комплекс упражнений №1 2. имитация движений ногами, как при плавании кролем лежа на груди прогнувшись вдоль гимнастической скамейки, руки вытянуты вперед в воде: 1. разминка с использованием скольжений с шага, прыжка, разбега по дну бассейна, скольжений с вращениями относительно продольной оси тела, с элементарными гребковыми движениями, дыхательных упражнений; 2. обучение умению продвигаться вперед с помощью элементарных гребковых движений руками, используются соответствующие упражнения из предыдущих занятий и новые: а. в скольжении на груди, руки вытянуты вперед, выполнить гребок под себя обеими руками одновременно, затем провести их над водой в и.п. проскользить; б. в скольжении на груди, руки вытянуты вперед, выполнить гребок одной рукой до бедра, пронести ее над водой в и.п. проскользить, повторить упражнение с движениями другой рукой; в. то же, но в скольжении на спине; г. в скольжении на груди, руки вытянуты вперед, выполнить гребок одной рукой и пронести ее над водой в и.п., затем то же сделать другой рукой, проскользить; д. то же, но в скольжении на спине (в случае необходимости использовать поддерживающие средства в виде надувных резиновых кругов, пенопластовых поплавков, закрепленных у голеностопных суставов или зажатых между бедрами). Здесь и далее упражнения в плавании продолжают чередоваться с дыхательными упражнениями, так, чтобы они до 12 занятия включительно занимали около 1\4 части всего времени занятия в воде. 3. обучение передвижению вперед с помощью движений ногами кролем в скольжении на груди и на спине (с различными и.п. рук), в скольжении на груди с пенопластовой доской в вытянутых руках; 4. разучивание спада в воду в положении сидя на низком бортике, ноги упираются в край сливного корытца, руки вытянуты вверх, голова между руками (добиваться плоского входа в воду); 14 9. подвижные игры, связанные с умением выполнять движения ногами кролем (фонтан, торпеды). Занятие 8. Задачи: 1. разучивание дыхания в скольжении на груди с движениями ногами кролем, 2. обучение умению продвигаться вперед в скольжении с помощью элементарных гребковых движений руками и ногами. На суше и в воде повторяются упражнения занятия №7, кроме того, разучиваются новые упражнения в воде: 1. в скольжении на груди, руки вытянуты вперед, выполнять движения ногами кролем, затем приподнять лицо из воды вперед-вверх, сделать быстрый вдох-выдох, вновь опустить лицо в воду и продолжать упражнение (преодолеть 5-7 м.) 2. То же, но с плавательной доской в вытянутых вперед руках. Занятие 9. Задачи: 1. разучивание спада в воду с низкого бортика из приседа 2. обучение умению продвигаться вперед в скольжении с помощью элементарных гребковых движений руками и (одновременно) движений ногами кролем, умению дышать в скольжении на груди и на спине с движениями ногами кролем. На суше: 1. выполнить комплекс упражнений №1 2. проимитировать движения, как при плавании с помощью гребковых движений руками и ногами кролем: а. стоя руки вверх выполнить «гребок» одной рукой до бедра, затем другой рукой до бедра, одновременно быстро притоптывая ногами в ритме движений кролем (пятки от пола не отрывать). б. из того же и.п. выполнить гребок одной рукой до бедра и пронести ее над водой в и.п. одновременно быстро притоптывая ногами в ритме движений кролем: повторить упражнение с движениями другой рукой. В воде: 1. разминка с использованием скольжений с толчка, прыжка, разбега по дну бассейна, скольжений с элементарными гребковыми движениями, дыхательных упражнений. 2. обучению умений передвигаться вперед в скольжении на груди и на спине с помощью только гребковых движений руками и только движений ногами кролем; умение дышать в скольжении на груди и на спине с движениями ногами кролем (использовать соответствующие упражнения предыдущих уроков). 3. обучение умению продвигаться вперед в скольжении с помощью гребковых движений руками и (одновременно) движений ногами кролем: - в скольжении на груди, руки вытянуты вперед, ноги выполняют движения кролем, сделать гребок одной рукой до бедра, затем другой, проплыть еще немного с помощью движений ногами; - выполнить то же упражнение, но в скольжении на спине; - в скольжении на груди, руки вытянуты вперед, ноги выполняют движения кролем, сделать гребок одной рукой до бедра, пронести ее над водой в и.п., затем повторить движение другой рукой; - выполнить то же упражнение, но в скольжении на спине; - в скольжении на груди, руки вытянуты вперед, ноги выполняют движения кролем, сделать гребок до бедер двумя руками одновременно, проплыть еще немного вперед с помощью движений ногами. 4. Разучивание спада в воду с низкого бортика из положения приседа, руки вытянуты вверх, голова между руками (упражнение выполняется в бассейне глубиной не менее 120 см, следить за плоским входом учеников в воду). 5. подвижные игры, связанные с умением выполнять движения ногами кролем в скольжении, а также выполнять спады с последующим скольжением («Стрелы летят с берега», Попади торпедой в цель»). В подвижных играх с движениями ногами кролем можно использовать ласты. 15 Занятие 10. Задачи: 1. обучению умения продвигаться вперед в скольжении на груди и на спине с помощью элементарных гребковых движений руками и ногами; 2. дышать в скольжении на груди и на спине с движениями ногами кролем. На суше и в воде выполняются соответствующие упражнения уроков №№7-9, а также новые: - в скольжении на груди, руки вытянуты вперед, ноги выполняют движения кролем, сделать гребок до бедра двумя руками одновременно, затем пронести руки над водой в и.п., проскользить еще немного вперед; - то же упражнение, но в скольжении на груди; - в скольжении на груди, одна рука вытянута вперед, другая у бедра, ноги выполняют движения кролем: сделать гребок рукой до бедра и пронести руку над водой вперед, проскользить еще немного вперед; - то же упражнение, но в скольжении на спине. Занятие 11. Задачи: 1. обучение умения продвигаться вперед в скольжении на груди и на спине с помощью элементарных гребковых движений руками и ногами; 2. дышать в скольжении на груди и на спине с движениями ногами кролем. На суше и в воде используются соответствующие упражнения уроков №№ 7-10. Занятие 12 (контрольный урок). Задачи: 1. оценка умений: - выполнять комплекс физических упражнений на суше - выполнять спад в воду с низкого бортика из положения приседа - плавать на груди и на спине с помощью движений ногами кролем - дышать в воде (два варианта дыхания) 2. обучению умения продвигаться вперед в скольжении с помощью элементарных гребковых движений руками и ногами. На суше: Оценка техники выполнения комплекса физических упражнений №1. В воде: 1) Разминка с использованием плавания с помощью гребковых движений ногами и руками в чередовании с дыхательными упражнениями. 2) Обучению умения продвигаться вперед скольжением с помощью гребковых движений руками и ногами: умение дышать в скольжении с движениями ногами кролем (см. соответствующие упражнения в занятиях 7-10) 3) Оценка умения дышать в воде - Погружаться и выполнять продолжительные выдохи в воду (10-12 погружений подряд) - Выпрыгивать из воды с выполнением выдоха-вдоха во время прыжка и последующим погружением под воду (10-12 прыжков подряд) 4) Оценка умения плавать с помощью движений ногами кролем: - На груди, руки вытянуты вперед (12 метров) - На спине, руки вытянуты вперед (10метров) - На груди с доской в вытянутых вперед руках (16метров) 5) Оценка умения выполнять спад в воду с низкого бортика из положения приседа, руки вытянуты вперед (проводить в бассейне с глубиной не менее 120 см, следить за плоским входом учеников в воду) 6) Подвижные игры в воде с мячом. Занятие 13. Задачи: 1) Ознакомление с техникой плавания кролем на груди, 16 2) Разучивание техники движений руками в кроле на груди. В аудитории: беседа о технике плавания кролем на груди (краткая характеристика кроля, основы правильной техники плавания кролем, последовательность в изучении техники). На суше: 1) Разминка в движении 2) Имитация техники движений руками в кроле на груди (стоя в наклоне вперед, лежа на гимнастической скамейке). В воде: 1) Разминка с использованием плавания с помощью гребковых движений руками и ногами в чередовании с дыхательными упражнениями 2) Показ техники плавания кролем на груди (показывает хорошо технически подготовленный пловец 9-10 лет группы начальной подготовки) 3) Попытка проплыть кролем на груди 5-6 м. (не более 2-3 попыток). 4) Разучивание техники движений руками в кроле на груди: а. Стоя на дне в наклоне вперед, подбородок на поверхности воды, обе руки вытянуты вперед, медленно имитировать движения одной рукой, как при плавании кролем, то же, но другой рукой, б. Стоя в наклоне вперед, подбородок на поверхности воды, одна рука вытянута вперед, другая сзади, выполнять движения руками, как при плавании кролем в. То же, но с передвижением по дну бассейна шагом, г. То же, что упражнения №2 и 3, но лицо опущено в воду д. В скольжении на груди одна рука вытянута вперед, другая у бедра, выполнить 2-3 цикла движений руками в кроле на груди. - Стоя на дне в наклоне вперед, подбородок на поверхности воды, обе руки вытянуты вперед, медленно имитировать движения одной рукой, как при плавании кролем, то же, но другой рукой - Стоя в наклоне вперед, подбородок на поверхности воды, одна рука вытянута вперед, другая сзади, выполнять движения руками, как при плавании кролем - То же, но с передвижением по дну бассейна шагом - То же, что упражнения №2,3, но лицо опущено в воду - В скольжении на груди одна рука вытянута вперед, другая у бедра, выполнить 2-3 цикла движений руками, как при плавании кролем, То же упражнение, но с малой доской между бедер (уделить данному упражнению основное внимание, довести кол-во циклов движений руками в одном скольжении до 4-5 - В скольжении на груди с малой доской между бедер руки вытянуты вперед, выполнить одной рукой 3-5 циклов движений кролем, то же выполнить другой рукой. - То же упражнение, но в и.п. руки вытянуты у бедер (здесь и далее упражнения в плавании постоянно чередовать с дыхательными упражнениями, так чтобы последние занимали примерно 1\4 - 1\5 всего времени в воде). 5) закрепление умения плавать на груди и на спине с помощью движения ногами кролем (использовать и.п., в котором одна рука вытянута вперед, другая у бедра) 6) выполнение индивидуальных заданий (не более 5 мин.) Занятие 14. Задачи: 1) разучивание на суше нового комплекса физических упражнений; 2) разучивание дыхания (с поворотом головы для вдоха в сторону) в согласовании с движениями ногами при плавании кролем на груди; 3) дальнейшее разучивание техники движений руками в кроле на груди. на суше: 1) разминка в движении 2) выполнение комплекса упражнений №2 I. стоя одна рука вытянута вверх, другая вниз, в ладонях зажато по хоккейной шайбе, вращение рук вперед, постепенно повышая темп движений, то же, но назад (здесь и далее каждое упражнение выполняется 12-15 раз). II. И. п. - то же, что и в предыдущем упражнении, рывки назад до отказа со сменой и.п. рук. 17 III. Лежа на груди (на коврике) руки вытянуты вперед, прогнуться и выполнять попеременные движения прямыми ногами, как при плавании кролем. IV. Лежа в упоре сзади, пружинящие движения животом и тазом вверх до отказа. V. Выпрыгивание вверх из приседа или полуприседа, руки вытянуты вверх, голова между руками. VI. Сидя на пятках (на коврике) покачивания вперед – назад на стопах, отрывая колени как можно выше от пола. VII. Имитация гребков руками, как при плавании кролем на груди, стоя в наклоне вперед. 3) Стоя одна рука вытянута вверх, другая прижата к туловищу, имитация дыхания как при скольжении с поворотом головы для вдоха в сторону прижатой руки, то же, но в сочетании с имитацией движений ногами кролем (притоптывания на месте). В воде: 1) Разминка 2) стоя в наклоне вперед, одна рука вытянута вперед, другая сзади, разучивания дыхания с поворотом головы для вдоха лицом в сторону (в этом и последующих занятиях рекомендуется большую часть дыхательных упражнений выполнять в данном и.п.) 3) те же дыхательные движения, что в упражнении №2, но в скольжении на груди, одна рука вытянута вверх, другая у бедра (в скольжении выполнить один выдох – вдох), проскользить дальше. 4) те же дыхательные движения, что в упражнении 3, но в скольжении на груди с движениями ногами кролем. 5) разучивание техники движений руками в кроле на груди (используются соответствующие упражнения занятия №13) 6) совершенствование умения плавать на груди и на спине с помощью движений ногами кролем, различных гребковых движений руками (используются соответствующие упражнения занятий 612). Занятие 15. Задачи: 1) разучивание согласования движений руками и ногами кролем на груди (на задержке дыхания); 2) обучение умения плавать кролем на груди с помощью движений одними руками с малой доской между бедер, с помощью движений одними ногами в согласовании с дыханием (с поворотом головы для вдоха в сторону); 3) разучивание соскока ногами вниз в глубоком бассейне с высокого бортика или стартовой тумбочки. На суше: 1. Разминка и выполнение комплекса упражнений № 2. 2. Стоя в наклоне вперед, одна рука вытянута вперед, другая назад, имитировать согласование движений руками, как при плавании кролем на груди с притопыванием ногами в ритме 6 – ударного кроля; выполнить это же упражнение, но с продвижением вперед мелкими быстрыми шажками. В воде. 1. Разминка с использованием уже хорошо освоенных упражнений в скольжении, плавании кролем на груди и на спине с элементом дыхательных упражнений. 2. Стоя на дне в наклоне вперед, подбородок на поверхности воды, одна рука вытянута вперед, другая назад, имитировать медленные движения руками, как при плавании кролем на груди, с притопыванием ногами в ритме 6 – ударного кроля; то же упражнение, но с продвижением вперед за счет быстрых шажков ногами по дну; повторить упражнение с лицом, опущенным в воду. 3. Скольжение на груди (одна рука вытянута вперед, другая у бедра) с непрерывными попеременными движениями ногами и с последующим присоединением движений руками кролем (в каждом повторении выполнить 2 – 3 цикла движений руками). 4. плавание кролем на груди с полной координацией (на задержке дыхания) после отталкивания от бортика или дна бассейна из и. п. одна рука вытянута вверх, другая у бедра (довести кол-во полных циклов до 4 – 5). 5. Обучение умений: плавать кролем на груди и на спине с помощью движений ногами и 18 различных гребковых движений руками; с помощью движений одними ногами в согласовании с правильным дыханием; с помощью движений одними руками с малой доской между бедер (используются соответствующие упражнения уроков 10 – 15). 6. Разучивание соскока ногами вниз с высокого бортика или стартовой тумбочки с последующим отталкиванием от дна, скольжением и подплыванием к бортику бассейна (упражнения выполняются в спортивном бассейне глубиной 160 - 180 см, на крайней дорожке; это первый выход учеников на глубокую воду, необходимо соблюдение строгой дисциплины, выполнение упражнения строго по одному, осуществление преподавателем постоянной страховки шестом). Занятие 16. Задача: - закрепление умений плавать кролем на груди с полной координацией движений (на задержке дыхания); плавать на груди с помощью движений одними руками кролем ( с малой доской между бедер ) и с помощью движений одними ногами кролем ( одна рука вытянута вперед, другая у бедра ) в согласовании с дыханием (с поворотом головы для вдоха в сторону ); -плавать на спине с помощью движений одними ногами кролем (одна рука вытянута вперед, другая у бедра ), с помощью движений ногами кролем и элементарных гребковых движений руками. -На суше и в воде используются соответствующие упражнения уроков 13 – 15. Занятие 17. Задачи: 1) обучение согласования дыхания с движениями руками кролем на груди; 2) закрепление умения в плавании кролем на груди с полной координацией движений на задержке дыхания, с помощью движения одними ногами в согласовании с дыханием (с поворотом головы для вдоха в сторону); 3) закрепление умения в плавании на спине кролем с помощью движений ногами и элементарными гребковыми движениями руками; 4) закрепление умения выполнять соскок в воду с высокого бортика или стартовой тумбочки в спортивном бассейне. На суше: 1. Выполнение комплекса упражнений № 2. 2. Имитация дыхания в согласовании с движениями руками кролем: 1) стоя в наклоне вперед, обе руки вперед, голова между руками, движения одной рукой, как при плавании кролем, в согласовании с дыханием (для вдоха голова поворачивается лицом в сторону); то же, но другой рукой; 2) стоя в наклоне вперед, одна рука вытянута вперед, другая назад, движения руками, как при плавании кролем, в согласовании с дыханием (вдох с поворотом головы лицом в сторону). В воде: 1. Разминка. 2. Стоя на дне в наклоне вперед прогнувшись, повторение имитационных упражнений, которые выполнялись на суше (движения руками кролем в согласовании с дыханием). 3. Разучивание согласования дыхания с движениями руками кролем на груди: 1) в скольжении на груди из и.п. одна рука вытянута вперед, другая у бедра; 2) в плавании с помощью движений одними руками с надувным кругом между бедер; 3) в плавании с помощью движений ногами кролем и гребков одной рукой (другая вытянута вперед опирается о плавательную доску); 4) в плавании с помощью движений ногами и одной руки кролем (другая у бедра). 10. Закрепление умения, перечисленных во 2 – 4 задачах данного урока, с использованием соответствующих упражнений уроков 13 – 16. Занятие 18. Задача: -закрепление умения в плавании кролем на груди, освоенных на предыдущих уроках (см. задачи урока 17). На суше и в воде используются соответствующие упражнения уроков 13-17. 19 Занятие 19. Задачи: 1) разучивание общего согласования движений руками, ногами и дыхания в кроле на груди; 2) закрепление умения в плавании кролем на груди и на спине по элементам и с освоенными уже связками элементов. На суше и в воде используются соответствующие упражнения уроков 13 – 17, а также новые: 1) стоя на суше в наклоне вперед, одна рука вытянута вперед, другая назад, движения руками, как при плавании кролем, в согласовании дыханием и с притопыванием ногами в ритме 6 – ударного кроля (во время выполнения вдоха делать небольшую остановку в движениях рук в положении, когда одна рука вытянута вперед, а другая назад); 2) повторение 1–го упражнения стоя в воде на месте, а затем с продвижением мелкими шажками по дну бассейна; 3) плавание кролем на груди с полной координацией движений в согласовании с дыханием (во время выполнения вдоха делать небольшую остановку в движениях рук в положении, когда одна рука вытянута вперед, другая назад); вначале вдох выполняется через два цикла движений руками, затем – на каждый цикл движений. Занятие 20. Задачи: 1) закрепление умения плавать кролем на груди с полной координацией движений и дыханием; 2) закрепление умений в плавании на спине по элементам и с простейшими связками элементов. На суше и в воде используются соответствующие упражнения уроков 13 – 19. Занятие 21. Задачи: 1) ознакомление с техникой плавания кролем на спине; 2) разучивание техники движений руками в кроле на спине; 3) закрепление умения плавать кролем на груди с полной координацией движений, по элементам и со связками элементов; В аудитории: беседа о технике плавания кролем на спине (краткая характеристика способа; основы правильной техники плавания на спине; последовательность в изучении техники). На суше: 1. Выполнение комплекса упражнений № 2. 2. Имитация попеременных движений руками, как при плавании кролем на спине, стоя одна рука вытянута вверх, другая вниз. То же, но лежа на спине на гимнастической скамейке. 3.Имитация попеременных гребков руками в кроле на спине. В воде: 1. Разминка с использованием кроля на груди с полной координацией движений, элементов плавания на спине, дыхательных упражнений. 2. показ техники плавания кролем на спине (показывает хорошо технически подготовленный пловец 9-10 лет старшей учебной группы). 3. попытка проплыть кролем на спине 5 - 6 м (не более 2 – 3 попытки). 4. Разучивание техники движений руками в кроле на спине: 1) в скольжении на спине одна рука вытянута вперед, другая у бедра, выполнить 2 – 3 цикла попеременных движений руками; 2) то же упражнение, но с калабашкой между бедер (уделить данному упражнению основное внимание); 3) плавание на спине с калабашкой между ног с помощью гребков одновременно двумя руками до бедер; 4) плавание на спине с помощью движений ногами кролем и гребков одновременно двумя руками; 5) плавание на спине с помощью движений ногами кролем и гребков одной рукой (другая вытянута у бедра); 6) то же упражнение, но рука вытянута вперед; 7) повторить упражнение № 2, доведя кол-во циклов попеременных движений руками до 5 – 6 . 20 5. Закрепление умения плавать кролем на груди (используются соответствующие упражнения уроков 13 – 20). 6. Эстафеты с использованием кроля на груди с полной координацией движений, элементов техники плавания на спине. Занятие 22. Задачи: 1) дальнейшее разучивание техники движений руками в кроле на спине, технике плавания на спине с различными связками элементов. 2) закрепление умения плавать кролем на груди. На суше и в воде используются соответствующие упражнения уроков 15 – 21. Занятие 23. Задачи: 1) разучивание согласования движений руками и ногами кролем на спине; 2) закрепление умения плавать кролем на груди 3) разучивание спада в воду из приседа в глубоком бассейне с высокого бортика или стартовой тумбочки с последующим скольжением на груди на дальность. На суше: 1. Разминка, выполнение комплекса упражнений № 2. 2. Стоя одна рука вытянута вверх, другая у бедра, имитировать согласование движений руками, как при плавании кролем на спине с притопыванием ногами в ритме 6-ударного кроля. В воде: 1. Разминка с использованием освоенных уже умений в плавании кролем на груди и на спине, дыхательных упражнений. 2. Разучивание согласования движений в плавании кролем на спине. 1) в скольжении на спине с движениями ногами кролем (одна рука вытянута вперед, другая у бедра) выполнить 2 – 3 цикла движений руками; постепенно довести количество циклов движений руками до 5 – 6; 2) то же упражнение, но внимание учеников обратить на выполнение выдоха-вдоха в строгом согласовании с движениями одной руки левой или правой. 3. Обучение плавать кролем на груди (используются соответствующие упражнения уроков 15 – 21). 4. Разучивание спада в воду с бортика или стартовой тумбочки из приседа, руки вытянуты вверх, голова между руками (в бассейне глубиной не менее 180 см). Необходима постоянная страховка с шестом в руках, выполнение упражнения по одному. Добиваться плоского входа в воду и хорошего скольжения вперед. Занятия 24 и 25. Задачи: 1) разучивание умения плавать кролем на спине и на груди с полной координацией движений и правильным дыханием; 2) разучивание спада в воду в глубоком бассейне с бортика или стартовой тумбочки из положения стоя в наклоне вперед, с последующим скольжением на дальность. На суше и в воде используются соответствующие упражнения уроков 15 - 23. Занятие 26 (контрольный урок). Задачи: 1) оценка умений: а) плавать кролем на груди и на спине; б) плавать с помощью движений ногами кролем на груди и на спине; в) выполнять спад в глубоком бассейне из положения стоя в наклоне вперед, руки вытянуты вперед; 2) выполнять комплекс физических упражнений на суше. 3) закрепление умений плавать кролем на груди и на спине. На суше: 21 Оценка техники выполнения комплекса физических упражнений № 2. В воде: 1. разминка с использованием плавания кролем на груди и на спине, скольжений, дыхательных упражнений. 2. совершенствование техники плавания кролем на груди, на спине с полной координацией движений, с помощью движений одними руками и одними ногами. 3. оценка умения проплывать расстояние 12 м кролем на груди и на спине с полной координацией движений и дыханием. 4. оценка умения плавать с помощью движений одними ногами кролем на груди с доской в вытянутых вперед руках (20 м) и на спине, руки вытянуты вперед (16 м). 5. оценка умения выполнять спад с высокого бортика или стартовой тумбочки. (Проводить в бассейне глубиной не менее 180 см; следить за плоским входом учеников в воду). 11. Подвижные игры и эстафеты в воде с мячами. Занятие 27. Задачи: 1) закрепление навыка плавания кролем на груди и на спине; 2) разучивание движения ногами, как при плавании дельфином, в скольжении на груди, на спине, на боку; 3) разучивание учебного поворота. На суше: 1. Разминка. 2. Имитация движений ногами, как при плавании дельфином: 1) стоя на одной ноге и вытянув руки вверх, волнообразные движения туловищем, стараясь касаться ягодицами стены. 3. Имитация у стены учебного поворота в плавании на груди и на спине: подход к «поворотной стенке », касание ее рукой, группировка, вращение и постановка ног на стенку, отталкивание (последние 3 элемента имитируются в положении стоя на одной ноге). В воде: 1. Разминка с использованием плавания кролем на груди и на спине с полной координацией движений и по элементам, дыхательных упражнений. 2. Разучивание учебного поворота при плавании на груди и на спине с остановкой после касания рукой поворотной стенки, вращением стоя на одной ноге на дне бассейна: 1) имитация поворота с подходом к стенке шагом по дну; 2) разучивание техники поворота по элементам; выполнение поворота в целостном виде. 3. Закрепление навыка плавания на груди и на спине6 используются освоенные уже упражнения в плавании с полной координацией движений, по элементам, со связками элементов; основными группами упражнений являются следующие: 1) плавание с полной координацией движений на задержке дыхания (6 –7 м) и с дыханием (постепенно увеличивая преодолеваемое в одной попытке расстояние); 2) плавание с помощью движений одними ногами с доской в вытянутых руках и без доски (с различными и.п. рук: ) 3) плавание с помощью движений одними руками с калабашкой между бедер; 4) плавание с помощью движений ногами и гребков одной рукой (другая вытянута вперед или у бедра). (Начиная с урока 27 преподаватель выделяет подгруппы учеников, в зависимости от их двигательной предрасположенности к освоению способа кроль на груди или способа кроль на спине. Отдельные групповые задания ученики выполняют своим «избранным» способом: кролисты–кролем, спинисты - на спине). 4. Разучивание движений ногами, как при плавании дельфином: 1) стоя на дне бассейна, повторение упражнений, имитирующих движения ногами, как при плавании дельфином (см. соответствующие имитационные упражнения на суше); 2) в скольжении на груди, руки вытянуты вперед, движениями руками ногами и туловищем, как при плавании дельфином (преодолеть на задержке дыхания 3 – 4); 3) то же, что предыдущее упражнение, но в скольжении на спине, руки у бедер. 22 4) то же, что упражнение 2, но в скольжении на боку, нижняя рука вытянута вперед, верхняя у бедра: 5) то же, что упражнение № 2 – 4, но с ластами на ногах. 5. Подвижные игры с элементами движений ногами, как при плавании дельфином: «Дельфины ныряют и выпрыгивают из воды », «Дельфин на охоте». Занятие 28. Задачи: 1) разучивание на суше нового комплекса физических упражнений; 2) закрепление навыка плавания кролем на груди и на спине; 3) дальнейшее освоение техники учебных поворотов и техники движений ногами, как при плавании дельфином. На суше: 1. Выполнение комплекса физических упражнений № 3. 1) вращение рук вперед с одновременными прыжками на двух ногах; то же, но вращение рук назад (здесь и далее каждое упражнение выполняется не менее 15 раз). 2) стоя выкрут прямых рук назад и вперед (руки захватывают концы полотенца – чем уже хват, тем эффективнее упражнение); 3) лежа на груди на коврике, руки вытянуты вперед, прогнуться, отрывая руки и ноги от пола, выполнять непрерывные рывки до отказа левой рукой и правой ногой одновременно, затем правой рукой и левой ногой одновременно и т.д.; 4) сидя на пятках (на коврике) покачивания вперед – назад на стопах, отрывая колени как можно выше от пола; 5) стоя ноги на ширине плеч, носки стоп развернуты до отказа в стороны, приседания на всей ступне, держась рукой за стенку ; 6) имитация стартового прыжка с тумбочки (выпрыгивание вверх). 7) имитация гребков руками, как при плавании дельфином, стоя в наклоне вперед. 2. Имитация у стены открытого плоского поворота при плавании кролем на груди (см. аналогичное упражнение в уроке 27). В воде используются те же упражнения, что и в уроке 27. Занятие 29. Задачи: 1) закрепление навыка плавания кролем на груди и на спине, умения выполнять учебные повороты, плавать с помощью движений ногами дельфином: 2) разучивание соскока в воду с бортика в глубоком прыжковом бассейне с последующим проплыванием кролем на груди к бортику. Для решения задачи 1 используются соответствующие упражнения предыдущих уроков. Разучивание соскока в воду проводится в глубоком прыжковом бассейне. Техника соскока знакома ученикам, однако впервые соскок выполняется в глубоком бассейне, где нельзя оттолкнуться от дна, чтобы всплыть на поверхность. Необходимо постоянная страховка с шестом в руках, выполнения упражнения в строгой последовательности по одному. Первые попытки необходимо выполнять со сгибанием ног в коленях и разведением рук в стороны в момент входа в воду, чтобы избежать глубокого погружения. Занятие 30. Задачи: 1) закрепление навыка плавания кролем на груди и на спине, умения выполнять учебные повороты, плавать с помощью движений ногами дельфином. 2) разучивание техники выполнения старта пловца с тумбочки. Для решения задачи 1 используются соответствующие упражнения предыдущих уроков. Для разучивания техники выполнения старта пловца применяются нижеследующие упражнения: На суше: 1) стоя руки вытянуты вверх: кисти соединены, голова между руками, выполнить полуприседание, затем выпрыгнуть вверх, прогнуться. 2) принять и. п. пловца на старте, выполнить прыжок вверх прогнуться. 23 3) то же, что предыдущее упражнение: но по команде свистком. В воде: 1) повторение спадов в воду с бортика и с тумбочки из положения приседа (см. материал уроков 9 и 23) , положения, стоя в наклоне вперед, руки вытянуты вперед (см. материал уроков 24 и 25) с последующим скольжением на дальность: 2) выполнение стартового прыжка с низкого бортика (в глубоком спортивном бассейне). Занятие 31 и 32. Задачи: 1) закрепление навыка плавания кролем на груди и на спине; умение выполнять учебные повороты, плавать с помощью движений ногами дельфином в сочетании с элементарными гребковыми движениями руками; 2) дальнейшее разучивание техники выполнения старта пловца с тумбочки, соскока в воду вниз ногами . Для решения задачи 1 используются соответствующие упражнения предыдущих занятий. Для решения задачи 2 кроме соответствующих упражнений уроков 29, 30: применяются следующие упражнения в воде: 1) выполнение стартового прыжка с низкого бортика с последующим скольжением на дальность; 2) выполнение старта с тумбочки; 3) соскок в воду вниз ногами (не забывать о страховке и соблюдении строгой дисциплины). Занятие 33 и 34. Задачи: 1) закрепление навыка плавания на груди и на спине, умения выполнять учебные повороты; 2) разучивание техники движений ногами, как при плавании брассом на груди и на спине. Для решения задачи 1 используются соответствующие упражнения предыдущих занятий. Для решения задачи 2 применяются следующие упражнения на суше: 1) стоя боком к стене и опираясь о нее рукой, ноги на всей ступне, развод коленей в стороны, не отрывая пяток от пола; 2) частые прыжки вперед на двух ногах, пятки вместе носки врозь, руки на поясе («пингвин»); 3) выпрыгивание вверх из полуприседа с тем же и. п. ног, что и в предыдущем упражнении. 4) сидя на краю скамейки с опорой руками сзади, движения ногами, как при плавании брассом. 5) лежа на груди на скамейке, руки вытянуты вперед, движения ногами, как при плавании брассом. В воде: 1) стоя на дне бассейна, повторить упражнения 1 – 3, которые выполнялись на суше; 2) лежа на спине с опорой руками о бортик, имитация движений ногами, как при плавании брассом; 3) лежа на груди с опорой руками о бортик, движения ногами, как при плавании брассом; 4) скольжении на груди, руки втянуты вперед, движения ногами брассом 2 – 3 цикла движений); 5) то же, что и предыдущее упражнение, но в скольжении на спине, руки у бедер; 6) плавание с помощью движений ногами брассом с плавательной доской в вытянутых вперед руках и без нее (руки вытянуты вперед; руки у бедер). Занятие 35. Задача: Закрепление навыка плавания кролем на груди и на спине, умения выполнять учебные повороты; старт с тумбочки; умения плавать с помощью движений ногами брассом. На суше и на воде используются соответствующие упражнения предыдущих занятий. Занятие 36 и 37. Задачи: 1) закрепление навыка плавания кролем на груди и на спине; 2) оценка умений: а) плавать с помощью движений ногами кролем на груди и на спине (20 – 25 м); б) выполнять учебные повороты; в) выполнять соскок в воду вниз ногами. 24 На суше и вводе используются соответствующие учебные упражнения уроков 27–34 и контрольные упражнения. Занятие 38 и 39 (контрольный урок). Задачи: контрольные испытания в плавании кролем на груди и на спине (по выбору) на дистанции 20–25м. На суше: Разминка: выполнение комплекса физических упражнений № 3. В воде: 1. Разминка с использованием плавания кролем на груди и на спине с полной координацией движений и по элементам. 2. Контрольные испытания плавания кролем на груди и на спине на дистанции 20 – 25 м со старта. Пловцы независимо от избранного способа плавания выполняют старт с тумбочки; в заплывах на спине они после скольжения на груди и выхода на поверхность переворачиваются на спину и преодолевают дистанцию способом на спине. Во время контрольных испытаний оцениваются техника плавания и умение выполнять старт с тумбочки. 4. Свободное купание; игры. 25 приложение 2 Примерный календарный учебный график (график образовательного процесса) Срок обучения – 9 месяцев Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа в области физической культуры и спорта «Плавание для малышей» Сводные данные по бюджету времени, нед. График образовательного процесса 20-26 27.04-03.05 04-10.05 11-17.05 Т Т Т Т Т Т Т Т Т Т Т Т Т Т Т Т – тренировочный процесс ИА – итоговая аттестация И А Т Всего 13-19 Т 39 06-12 Т Каникулы 30.03-05.04 Т Итоговая 23-29 Т 0 16-22 Т 1 09-15 Т УТЗ 02-08.03 Т 24-31 23.02-01.03 Т 38 16-22 Т 17-23 09-15 Т 10-16 02-08.02 Т 03-09.08 26.01-01.02 Т 27.07-02.08 19-25 Т 20-26 12-18 Т Август 13-19 05-11 Т 06-12 29.12-04.01 Т 29.06-05.07 22-28 Т 22-28 15-21 Т Июль 15-21 08-14 Т 08-14 01-07.12 Т 01-07.06 24-30 Т 25-31 17-23 Т 18-24 10-16 Июнь 03-09.11 Май 27.10-02.11 Апрель 20-26 Март 13-19 Февраль 06-12 Январь 29.09-05.10 Декабрь 22-28 Ноябрь 15-21 Октябрь 08-14 1 Сентябрь 01-07 г.о .