Содержание Пояснительная записка Планируемые результаты освоения программы Учебный план учебно-тренировочных занятий Программный материал Теоретическая подготовка Практическая подготовка Средства диагностики освоения программы по модулям Медицинский контроль Воспитательная работа Литература Приложение 3 4 7 8 8 8 11 21 21 23 24 2 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа разработана в соответствии с Федеральным законом РФ «Об образовании» от 29.12.2012г. №273 ФЗ, Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утв. Приказом Министерства просвещения РФ от 09.11.2018 №196), Приказом Министерства спорта Российской Федерации от 18 февраля 2015 года г. № 144 «Об утверждении порядка награждения граждан РФ знаком отличия Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) и присвоения им спортивных разрядов, Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»; Постановлением Главного государственного врача РФ от 04.07.2014г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации дополнительного образования детей». При разработке программы использованы: Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11классов общеобразовательной школы, 1996 г., «Физическое воспитание детей младшего школьного возраста» Т.Е. Виленская, «Контроль за физической подготовленностью и физическим развитием школьников Мурманской области» В.И. Лях, «Внеурочная деятельность. Подготовка к сдаче комплекса ГТО» В.С Кузнецов, Г.А Колодницкий, Положением «О всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» (ГТО), практические рекомендации по теории и методике физического воспитания, педагогике, психологии и медицине. Форма обучения: очная. Язык образования – русский. Реализация программы направлена на формирование и развитие творческих способностей детей и удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании и др. за рамками основного образования. Предполагает соотнесение содержания учебно-тренировочного процесса с индивидуальными особенностями и возможностями детей, создание психолого-педагогических условий для формирования двигательной сферы и развития здоровья школьников на основе их целенаправленной творческодвигательной активности. Программа физкультурно-спортивной направленности разработана для детей и подростков, обучающихся в спортивно-оздоровительных группах. В учебных группах осуществляется физкультурно-оздоровительная и воспитательная работа, направленная на разностороннюю физическую подготовку и овладение основами вида спорта. Актуальность: занятия общей физической подготовкой способствуют выполнению объемов тренировочных нагрузок, предусмотренных требованиями программ по видам спорта, последовательному и целенаправленному формированию устойчивой взаимосвязи между различными сторонами подготовленности (физической и технической, физической и тактической, технической и тактической). Возрождение ВФСК ГТО. Как следствие, дополнение основных программ занятиями по этим программам способствуют подготовке спортивного резерва, спортсменов высокого класса, в соответствии с федеральными стандартами спортивной подготовки, выполнению нормативных требований спортивных разрядов, для включения в сборные команды ЗАТО и области. Предлагаемая программа регламентирует организационно-методические и содержательные аспекты работы с детьми 7-18-ти лет с учетом возрастных психофизиологических особенностей школьников и условий ДЮСШ. Учебно-тематическое планирование составлено в соответствие с особенностями учебнотренировочного процесса при реализации программы в условиях Крайнего Севера. Цель программы: выполнение нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) и выполнение разрядных требований по видам спорта посредством физического развития учащихся, повышения уровня физической подготовленности с учётом индивидуальных особенностей каждого учащегося. Задачи программы: 3 - привлечение максимально возможного числа детей к систематическим занятиям спортом, направленным на освоение здорового образа жизни, воспитание физических, эстетических, морально - этических и волевых качеств; - расширение двигательного опыта за счет упражнений, ориентированных на развитие основных физических качеств, повышение функциональных возможностей основных систем организма, в том числе в подготовке к выполнению нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО); - развитие координационных и кондиционных способностей; - обучение подвижным играм и упражнениям базовых видов спорта: гимнастика, легкая атлетика, спортивные игры (баскетбол, футбол), плавание. - воспитание двигательных качеств, направленных на развитие выносливости, быстроты, силы, ловкости, координации и гибкости; - воспитание потребности, а также умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями; сознательное их применение для отдыха, тренировки, повышения работоспособности и профилактики заболеваний; - способствование достижению уровня спортивных успехов сообразно способностям. Планируемые результаты освоения программы К концу 1 года обучения учащиеся должны знать: - требования к сдаче нормативов ГТО, соответствующих возрастной ступени обучающегося; - основные понятия и их определение; - технику безопасности на занятиях, правила безопасного поведения; уметь: - использовать разнообразные формы и виды физкультурной деятельности для организации здорового образа жизни, активного отдыха и досуга, в том числе в подготовке к выполнению нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) в соответствии с ступенями и разрядных требований по видам спорта с учётом индивидуальных особенностей каждого учащегося; Личностные результаты: - формирование опыта общения и взаимодействия в коллективе; Метапредметные результаты: - формирование умения осознанного построения речевого высказывания в устной форме; К концу 2 года обучения учащиеся должны знать: - требования к сдаче нормативов ГТО, соответствующих возрастной ступени обучающегося; - требования и условия выполнения норм для присвоения спортивных разрядов и спортивных званий в соответствии с ЕВСК; - правила личной гигиены и гигиенические требования на занятиях физической культурой и спортом; уметь: - использовать разнообразные формы и виды физкультурной деятельности для организации здорового образа жизни, активного отдыха и досуга, в том числе в подготовке к выполнению нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) в соответствии с ступенями и разрядных требований по видам спорта с учётом индивидуальных особенностей каждого учащегося; - выполнять общие физические упражнения в соответствии с возрастом и подготовленностью; Личностные результаты: - формирование опыта общения и взаимодействия в коллективе; Метапредметные результаты: 4 - формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; К концу 3 года обучения учащиеся должны знать: - требования к сдаче нормативов ГТО, соответствующих возрастной ступени обучающегося; - требования и условия выполнения норм для присвоения спортивных разрядов и спортивных званий в соответствии с ЕВСК; - правила основных подвижных игр; уметь: - демонстрировать свои двигательные умения и навыки, координацию и гибкость в процессе учебно-тренировочных занятий, подвижных и спортивных игр; Личностные результаты: - формирование опыта общения и взаимодействия в коллективе; - формирование положительных личностных качеств: силы воли, дисциплинированности, трудолюбия и упорства в достижении цели, выдержки и самообладания. Метапредметные результаты: - формирование способов позитивного взаимодействия со сверстниками; К концу 4 года обучения учащиеся должны знать: - требования к сдаче нормативов ГТО, соответствующих возрастной ступени обучающегося; - требования и условия выполнения норм для присвоения спортивных разрядов и спортивных званий в соответствии с ЕВСК; - правила основных видов спорта; уметь: - демонстрировать свои двигательные умения и навыки, координацию и гибкость в процессе учебно-тренировочных занятий, подвижных и спортивных игр; - выстраивать режим дня и выполнять его. Личностные результаты: - формирование положительных личностных качеств: силы воли, дисциплинированности, трудолюбия и упорства в достижении цели, выдержки и самообладания. Метапредметные результаты: - формирование умения планировать собственную деятельность с учетом требований ее безопасности; К концу 5 года обучения учащиеся должны знать: - требования к сдаче нормативов ГТО, соответствующих возрастной ступени обучающегося; - требования и условия выполнения норм для присвоения спортивных разрядов и спортивных званий в соответствии с ЕВСК; - правила основных видов спорта; уметь: - выполнять общие физические упражнения в соответствии с возрастом и подготовленностью; - демонстрировать свои двигательные умения и навыки, координацию и гибкость в процессе учебно-тренировочных занятий, подвижных и спортивных игр; Личностные результаты: - формирование положительных личностных качеств: силы воли, дисциплинированности, трудолюбия и упорства в достижении цели, выдержки и самообладания. Метапредметные результаты: - формирование умения характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта. 5 Контроль результатов освоения программы осуществляется следующими способами: - текущий контроль знаний в процессе устного опроса; - сдача контрольных нормативов (в начале и в конце учебного года); - текущий контроль двигательных умений и навыков в процессе наблюдения за индивидуальной работой; - тематический контроль умений и навыков после изучения тем; - взаимоконтроль; - самоконтроль; - итоговый контроль умений и навыков; - контроль за состоянием здоровья: количество острых заболеваний в год, показатели физического развития, группа здоровья. Форма представления результатов: открытые занятия, сдача нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) в соответствии с ступенями и выполнение разрядных требований. Формы аттестации: сдача контрольных нормативов в соответствии с ступенями. Оценочные материалы: контрольные нормативы по ОФП. Учебный материал программы представлен в разделах отражающих теоретическую, практическую подготовку обучающихся в пределах объема учебных часов, в зависимости от возраста занимающихся, содержания воспитательной работы, а также контрольно-переводные нормативы по возрастным категориям. Теоретический раздел программы реализуется в процессе тренировочного занятия в форме пояснений, бесед для развития у детей элементарных представлений о безопасности жизнедеятельности и основах здорового образа жизни, обращая внимание на правила целесообразного поведения, необходимость и полезность физической активности и личной гигиены, значение и способы выполнения конкретных упражнений. Занятия ОФП (общая физическая подготовка) направлены на развитие у учащегося такие качества, как: сила, выносливость, резкость, прыгучесть, гибкость координация, подготовка к выполнению легкоатлетических нормативов ГТО. Все эти качества необходимы не только для занятий определенным видом спорта, но и для гармоничного развития физических качеств человека. Особенно важны занятия ОФП в детском и подростковом возрасте. В содержании программы приводится перечень всех основных движений, игр и игровых заданий с элементами спорта, а также подражательных движений и упражнений с основами баскетбола, футбола, плавания. Годовой план рассчитан на 39 недель обучения (117 часов). Продолжительность одного занятия один академический час (45 мин) Срок реализации программы – 5 лет (195 недель). Объем программы – 585 часов Этапы подготовки Общефизичес кая подготовка Период обучения 1 2 3-4 5 Режим учебно-тренировочной работы Минимальное Оптимальная Максимальный кол-во наполняемость объем часов в учащихся в групп, чел. неделю группе, чел. 12 12-25 3 12 12-25 3 10 10-25 3 8 8-25 3 Уровень спортивной подготовленн ости Прирост показателей по ОФП Наполняемость учебных групп и объем учебно-тренир25овочной нагрузки определены с учетом техники безопасности. 6 Расписание занятий (тренировок) составляется с учётом времени обучения занимающихся в общеобразовательных учреждениях в целях установления благоприятного режима тренировок и отдыха. Основными формами учебно-тренировочного процесса являются: групповые учебнотренировочные занятия, участие в соревнованиях по ОФП, тестирование и медицинский контроль. Особенностью планирования программного материала является сведение всех параметров нагрузок, средств и методов тренировки и контроля в одну принципиальную схему годичного цикла тренировки. Основными показателями выполнения программных требований являются: - сдача нормативов по ОФП, а также знание основ гигиены и самоконтроля. - сдача ВФСК ГТО, выполнение обязательных испытаний (тестов) ВФСК ГТО, соответствующих возрастным ступеням, всестороннюю физическую подготовку и изучение основ знаний о физической культуре. Обучающимся, не выполнившим предъявляемые требования предоставляется возможность продолжить обучение повторно . Формы подведения итогов реализации программы: контрольное учебно-тренировочное занятие, соревнования по ОФП. В программе определены допустимые объемы тренировочных нагрузок по основным средствам с учетом возрастных особенностей и должного уровня физической, функциональной подготовленности занимающихся. Учебный план учебно-тренировочных занятий в группах на 1 год (39 недель) 3ч. в неделю № п/п 1. 2. 3. 4. 1. 2. 3. Содержание занятий 1 год 2 год 3 год 4 год 5 год обучения обучения обучения обучения обучения (ч) (ч) (ч) (ч) (ч) I. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА Техника безопасности и правила 1 1 1 поведения на занятиях. Физическая культура и спорт в России. Состояние и развитие спорта 1 1 1 в России. Воспитание нравственных и волевых качеств спортсмена. Гигиенические 1 1 1 требования к занимающимся спортом. Влияние физических упражнений на организм спортсмена. Профилактика 1 1 1 заболеваемости и травматизма в спорте Итого 4 4 4 II. ПРАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА Строевые упражнения 10 10 10 Общеразвивающие упражнения с 14 14 14 предметами и без предметов Подвижные игры с основами спортивных игр из них в том числе: 17 17 17 на материале гимнастики с элементами акробатики на материале лёгкой атлетики 21 21 21 на материале спортивной игры в 15 15 15 баскетбол на материале спортивной игры в 13 13 13 футбол на материале плавания 17 17 17 1 1 1 1 1 1 Формы аттестации/ контроля Опрос Беседа Беседа Беседа 1 1 4 4 10 10 14 14 17 17 21 21 15 15 13 13 17 17 Наблюдение Упражнения Тесты ОФП 7 4. Итоговая аттестация III. МЕДИЦИНСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ 3 3 Итого Общее количество часов 113 117 3 3 3 3 3 3 3 3 113 117 113 117 113 117 113 117 Наблюдение ПРОГРАММНЫЙ МАТЕРИАЛ Теоретическая подготовка Тема №1. Техника безопасности и правила поведения на занятиях. Требования к поведению занимающихся на занятиях в спортивном зале, плавательном бассейне. Использованием гимнастических предметов, инвентаря. Меры страховки и самостраховки. Тема №2. Физическая культура и спорт в России Понятие «физическая культура». Физическая культура как составная часть общей культуры. Значение ее для укрепления здоровья, физического развития граждан России в их подготовке к труду и защите Родины. Роль физической культуры в воспитании подрастающего поколения. Тема № 3. Состояние и развитие спорта в России. История развития спорта. Достижения спортсменов России на мировой арене. Количество занимающихся в России и в мире. Спортивные сооружения для занятий спортом. Выступлений наших спортсменов на соревнованиях разного ранга. Тема №4. Воспитание нравственных и волевых качеств спортсмена Решающая роль социальных начал в мотивации спортивной деятельности. Спортивно-этическое воспитание. Психологическая подготовка в процессе спортивной тренировки. Воспитание чувства ответственности перед коллективом. Инициативность, самостоятельность и творческое отношение к занятиям. Тема № 5. Гигиенические требования к занимающимся спортом Понятие о гигиене и санитарии. Дыхание. Значение дыхания для жизнедеятельности организма. Гигиенические требования к питанию спортсменов. Значение витаминов. Режим питания. Пищевые отравления и их профилактика. Гигиеническое значение кожи. Уход за телом, полостью рта и зубами. Гигиенические требования к спортивной одежде и обуви. Правильный режим дня для спортсмена. Значение сна, утренней гимнастики в режиме юного спортсмена. Профилактика вредных привычек. Тема № 6. Влияние физических упражнений на организм спортсмена. Профилактика заболеваемости и травматизма в спорте. Понятия об утомлении и переутомлении. Причины утомления. Режим отдыха. Активный отдых. Самомассаж. Влияние различных упражнений на разные группы мышц. Простудные заболевания. Причины и профилактика. Закаливание организма. Виды закаливания. Общее понятие об инфекционных заболеваниях, источники инфекции и пути их распространения. Предупреждение инфекционных заболеваний при занятиях спортом. Пути распространения инфекционных заболеваний. Меры личной и общественной профилактики. Профилактика спортивного травматизма. Практическая подготовка Строевые упражнения: - выполнение команд «Направо!», «Налево!», «Кругом!» на месте и в движении; - перестроение из одной шеренги в две; - из колонны по одному в колонну по три - повороты в движении; - передвижение в обход, противоходом, змейкой, по кругу; - размыкание вправо, влево, от середины. - подвижные игры «К своим флажкам», «Быстро по местам», «Ровным кругом» и др. Упражнения в ходьбе: - ходьба с подскоками и прыжками вверх; - ходьба в сочетании с движениями рук и туловища; - ходьба с поворотами на 180, 360°; * - ходьба с поворотами на 180, 360° прыжком. Упражнения в беге: - бег с подниманием прямых ног вперед; 8 - бег с подниманием прямых ног назад; - бег с поворотами на 360°; - бег с поворотами на 360° прыжком; - бег с прыжками в сторону; - бег с прыжками вверх; - бег с прыжками в длину. Общая физическая подготовка Строевые упражнения: команды для управления группой, понятие о строе и командах, шеренга, колонна, дистанция и интервал; Виды строя: в одну, в две шеренги, в колонну по одному, по два. Сомкнутый и разомкнутый строй. Виды размыкания. Перестроения. Основная стойка. Действия в строю на месте и в движении. Походный строевой шаг. Переход с шага на бег и с бега на шаг. Изменение скорости движения. Остановка во время движения шагом и бегом. Гимнастические упражнения: для рук и плечевого пояса. Упражнения без предметов индивидуальные и парные. Упражнения с набивными мячами. Упражнения с гимнастическими палками. Упражнения для мышц туловища и шеи. Упражнения на гибкость. Наклоны, повороты, вращения. Упражнения с амортизаторами, на гимнастических снарядах. Упражнения для мышц ног, таза. Упражнения с набивными мячами, гантелями, тренажерами. Упражнения для рук и плечевого пояса. Из различных исходных положений (в основной стойке, на коленях, сидя, лежа) - сгибание и разгибание рук, вращения, махи, отведение и приведение, рывки одновременно обеими руками и разновременно, то же во время ходьбы и бега. Упражнения для ног. Поднимание на носки; сгибание ног в тазобедренных суставах; приседания; отведения; приведения и махи ногой в переднем, заднем и боковом направлениях, выпады, пружинистые покачивания в выпаде; подскоки из различных исходных положений ног (вместе, на ширине плеч, одна впереди другой и т.п.); сгибание и разгибание ног в смешанных висах и упорах; прыжки. Упражнения для шеи и туловища. Наклоны, вращения, повороты головы; наклоны туловища, круговые вращения туловищем, повороты туловища, поднимание прямых и согнутых ног в положении лежа на спине; из положения лежа на спине переход в положение сидя; смешанные упоры в положении лицом и спиной вниз; угол из исходного положения лежа, сидя и в положении виса; различные сочетания этих движений. Упражнения для всех групп мышц. Могут выполняться с короткой и длинной скакалкой, гантелями, набивными мячами, мешочками с песком, резиновыми амортизаторами, палками, со штангой (для юношей). Упражнения для развития силы. Упражнения с преодолением собственного веса: подтягивание из виса, отжимание в упоре, приседания на одной и двух ногах. Преодоление веса и сопротивления партнера. Переноска и перекладывание груза. Лазанье по канату, шесту, лестнице. Перетягивание каната. Упражнения на гимнастической стенке. Упражнения с гантелями. Упражнения с набивными мячами. Упражнения для развития быстроты. Повторный бег по дистанции от 30 до 100 м со старта и с ходу с максимальной скоростью. Бег по наклонной плоскости вниз. Бег за лидером (велосипедист, более быстрый спортсмен). Бег с задачей догнать партнера. Выполнения общеразвивающие упражнений в максимальном темпе. Упражнения для развития гибкости. Общеразвивающие упражнения с широкой амплитудой движения. Упражнения с помощью партнера (пассивные наклоны, отведения ног, рук до предела, мост, шпагат). Упражнения с гимнастической палкой или сложенной вчетверо скакалкой: наклоны и повороты туловища с различными положениями предметов (вверх, вперед, вниз, за голову, на спину); перешагивание и перепрыгивание, «выкруты» и круги. Упражнения на гимнастической стенке, гимнастической скамейке. Упражнения для развития ловкости. Разнонаправленные движения рук и ног. Кувырки вперед, назад, в стороны с места, с разбега и с прыжка. Перевороты вперед, в стороны, назад. Прыжки с подкидного мостика. Упражнения в равновесии на гимнастической скамейке, бревне. Жонглирование двумя-тремя теннисными мячами. Метание мячей в подвижную и неподвижную цель. Упражнения типа «полоса препятствий»: с перелазанием, пролезанием, перепрыгиванием, кувырками, с различными перемещениями, переноской нескольких предметов одновременно (четырех баскетбольных мячей), ловлей и метанием мячей. Упражнения для развития скоростно-силовых качеств. Многократные прыжки с ноги на ногу, на двух ногах. Перепрыгивание предметов (скамеек, мячей и др.), «чехарда». Прыжки в глубину. Бег и прыжки по лестнице вверх и вниз. Бег с отягощениями с предельной интенсивностью. Поднимание туловища с касанием грудью колен из положения лёжа на спине, согнутые ноги на возвышении (стул, скамейка). Поднимание туловища из положения лёжа спиной на наклонной скамейке, ноги закреплены. Поднимание 9 туловища из положения лёжа на спине, руки с гантелями на груди, ноги согнуты в коленях. Игры с отягощениями. Эстафеты комбинированные с бегом, прыжками, метаниями. Групповые упражнения с гимнастической скамейкой. Упражнения для развития общей выносливости. Бег равномерный и переменный па 500, 600, 1000 м. Кросс на дистанции для девушек-от1до 3 км, для юношей от1до 5 км. Дозированный бег по пересеченной местности от 3 мин до 1 ч (для разных возрастных групп). Плавание с учетом и без учета времени. Ходьба на лыжах на длинные дистанции. Прыжки на скакалке. Спортивные игры на время: баскетбол, минифутбол (для мальчиков и девочек). Туристические походы. Специальная физическая подготовка Беговые упражнения: бег с низкого старта, бег с высоким подниманием бедра, с захлестыванием голени, с выносом вперед прямых ног и т.д.; медленный бег и его разновидности, ускорения на отрезках 20-50 м, задания скоростной направленности, задания скоростно-силовой направленности, задания на выносливость, барьерный бег. Силовые упражнения: упражнения для развития силы мышц рук, ног, живота; с отягощениями, с партнерами, с многократным повторением, на тренажерах, с гимнастическими снарядами, с легкоатлетическим снарядами и др. Прыжковые упражнения: ходьба и бег с подскоками, силовые и специальные упражнения на маховую ногу, на толчковую; прыжки в длину с разбега, с места, прыжки в высоту с разбега, с места, прыжки в глубину (соскок), многоскоки, прыжки на одной ноге. Кроссовая подготовка: бег по переменной местности 500 - 2 - км. Бег по переменной местности на время 10-15 - 20 минут. Бег по стадиону на выносливость 1:2:3 км на время 5-I0-I5-10 минут. Имитационные упражнения: имитация элементов техники прыжков, бега, метаний, приземлений, отталкиваний, низкого старта. Техническая подготовка по видам спорта Плавание Передвижение по дну шагом, бегом, прыжками и т.д.; передвижение по дну ногами с помощью гребковых движений руками; погружение под воду с открытыми глазами, задержав дыхание, передвижение под водой; дыхательные упражнения, погружение под воду с выдохом, вдох-выдох на поверхности воды, вдох кролем на груди; в сочетании с дыханием, с гребковыми движениями рук. Упражнение для закрепления техники плавания способом «кроль»: 1) плавание с помощью движений ногами и с различным положением рук; 2) плавание на спине с помощью одновременного гребка до бёдер двумя руками; 3) плавание на спине с помощью непрерывных движений ногами и поочерёдных гребков руками. Упражнение для закрепления техники плавания способом «брасс»: 1) плавание с помощью движений ногами брассом в согласовании с дыханием, с доской в вытянутых руках; 2) плавание с помощью непрерывных движений руками брассом в согласовании с дыханием; 3) плавание «раздельным» брассом (на один гребок руками выполняется сначала два затем одно движение ногами). Старты из воды толчком от стенки бассейна. Повторное проплывание дистанций 25, 50м произвольным способом с уменьшающим интервалом отдыха. Лыжные гонки Техника передвижения на лыжах: положение туловища и ног, работы рук, положение палок при отталкивании, передвижение ступающим и скользящим шагом без палок. Обучение общей схеме выполнения классических и коньковых способов передвижения на лыжах. Обучение специальным подготовительным упражнениям, направленным на овладение рациональной техникой скользящего шага, на развитие равновесия при одноопорном скольжении, на согласованную работу рук и ног при передвижении на лыжах различными способами. Совершенствование основных элементов техники классических лыжным ходов в облегченных условиях. Обучение технике спуска со склонов ввысокой, средней и низкой стойках. Обучение преодолению подъемов «елочкой», «полуёлочкой», ступающим, скользящим, беговым шагом. Обучение торможению «плугом», «упором» «поворотом», соскальзыванием, падением. Обучение поворотам на месте и в движении. Легкая атлетика Бег на короткие дистанции: положение бегуна на старте и старт, стартовый разгон, бег по дистанции, финиширование. Упражнения направленные на формирование техники движений. Высокий старт от 5 до 10 м. Бег с низкого старта. Бег с максимальной скоростью 10 м: с места, с хода. челночный бег 2X10—15 м, 3X5 м, ЗХЮ м. Эстафеты с челночным бегом 4X9 м, ЗХЮ м, 2x3 + 2x6 + 2X9 м. 10 Бег на средние и длинные дистанции: Обучение технике бега по дистанции с заданной скоростью. Развитие скоростной выносливости и специальной выносливости при помощи подвижных игр. Бег на дистанции100 м,200м,400м, 1000м.Бег на 2км,3 км. Метание (теннисного мяча, спортивного снаряда) на дальность. Разбег (предварительный и заключительный), держание и выбрасывание малого мяча, метание различными способами. Броски мяча в землю (перед собой) хлёстким движением кисти. Метание мяча(снаряда) способом «из-за спины через плечо» с места из исходного положения стоя боком к направлению броска. Бег с мячом(снарядом) в руке (над плечом). Метание мяча с прямого разбега на технику. Метание мяча на заданное расстояние и на результат с соблюдением правил соревнований. Метание на дальность мячей, различных на весу. Броски набивного мяча (1 кг) двумя руками из-за головы: с места, с шага. Прыжки: разбег, отталкивание, полёт, приземление. Прыжки в длину с 6 – 8 шагов разбега способом «согнув ноги» через препятствие высотой 50 -60 см (натянутая резиновая лента), установленное на расстоянии, примерно равном половине дальности прыжка. Прыжки с 10 – 12 шагов разбега на технику и на результат. Приседания и полуприседания на толчковой ноге с опорой рукой о рейку гимнастической стенки Подвижные игры Игры с использованием гимнастических, легкоатлетических (бег, прыжки, метание) видов движений: «Гонка мячей», «Салки», «Невод», «Метко - в цель», «Подвижная цель», «Вызов номеров», «Подхватить палку», «Вороны и воробьи», «Перестрелка», «Рэгби», «снайперы», «Мяч соседу», «Удочка», «воробьи и вороны», «Ловля оленей», «Русская лапта», «Весёлые старты». Эстафеты (легкоатлетические, гимнастические, с предметами) «Эстафета с бегом», «Мяч - среднему», «Встречная эстафета» и (расстояние 15— 20 м), «Линейная эстафета» (расстояние до поворотной стойки, конуса 15 м). т.д. Подвижные игры на воде: «Кто дальше проскользит» (скольжение -на груди и на спине), «Торпеды» (скольжение на груди с движением ногами кролем), «Кто быстрее» (плавание кролем на груди с доской в руках и без доски), «Кто дальше проплывёт» (проплыть любым способом наибольшее расстояние), эстафетное плавание (желательно поперёк бассейна) — 12—15 м. Игры в зимний период: «Аист», «Кто сделает меньше скользящих шагов», «Самокат», «Быстрый лыжник», «Встречная эстафета», «Быстрая команда». Спортивные игры: Баскетбол, Плавание, Мини-футбол Средства диагностики освоения программы по модулям. Результатом освоения программы предполагается подготовка учащихся к успешному выполнению и непосредственное выполнение учащимися различных возрастных групп (от 7 до 18 лет) установленных нормативных требований по трем уровням трудности, соответствующим золотому, серебряному и бронзовому знакам отличия «Готов к труду и обороне» (ГТО). Уровень физической подготовленности по ОФП для групп 1-года обучения (1 модуль) 7-8 лет. Девочки № п/п Бронзовый знак Серебряный знак Мальчики Золотой знак Бронзовый знак Серебряный знак Золотой знак Виды испытаний Обязательные виды 10,6 10,4 9,5 10,3 10,0 9,2 Челночный бег 3х10 м (сек.) 7,1 6,8 6,2 6,9 6,7 6,0 или бег на 30 м (сек.) 7,35 7,05 6,00 7,10 6,40 5,20 Смешанное 1. 2. 11 передвижени е (1 км) 2 3. 4 4 4. +3 6 6 +5 11 11 +9 6 7 +1 3 9 10 +3 4 Подтягивани е из виса на высокой перекладине (кол-во раз) 15 или подтягивани е из виса лежа на низкой перекладине (кол-во раз) 17 или сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу (кол-во раз) +7 Наклон вперед из положения стоя на гимнастичес кой скамье (от уровня скамьи — см) 140 Прыжок в длину с места толчком двумя ногами (см) 4 Метание теннисного мяча в цель, дистанция 6 м (кол-во попаданий) 8,00 Бег на лыжах на 1 км (мин., сек.) На выбор 5. 6. 7. 105 1 11,00 115 2 9,30 135 3 8,30 110 2 10,15 120 3 9,00 12 8. 9. 3,00 18 2,40 21 2,30 3,00 30 21 2,40 24 2,30 Плавание на 25 м 35 Поднимание туловища из положения лежа на спине (колво за 1 минуту) Кол-во тестов в возрастной группе 9 6 6 7 6 6 Кол-во тестов, которые необходимо выполнить для получения знака отличия Комплекса* 7 * При выполнении нормативов для получения знаков отличия Комплекса обязательны тесты на быстроту, гибкость, выносливость и силу. Уровень физической подготовленности по ОФП для групп 2-года обучения (2 модуль) 9-10 лет. Мальчики № п/п Виды испытаний (тесты) Бронзовый знак Серебряный знак Девочки Золотой знак Бронзовый знак Серебряный знак Золотой знак Обязательные испытания (тесты) 1. 2. Бег на 30 м 6,2 6,0 5,4 6,4 6,2 5,6 или бег на 60 м 11,9 11,5 10,4 12,4 12,0 10,8 Бег на 1 км (мин., сек.) 6.10 5,50 4.50 6.30 6.20 5,10 13 3. 4. Подтягивание из виса на высокой перекладине (кол-во раз) 2 3 5 или подтягивание из виса лежа на низкой перекладине (кол-во раз) 9 12 20 7 9 15 или сгибание и разгибание рук упоре лежа на полу (кол-во раз) 10 13 22 5 7 13 Наклон вперед из положения стоя с прямыми ногами на полу (от уровня скамьи — см) +2 +4 +8 +3 +5 +11 Испытания (тесты) по выбору 5. 6. 7. Челночный бег 3*10 м (с) 9,6 9,3 8,5 9,9 9,5 8,7 Прыжок в длину с разбега (см) 210 225 285 190 200 250 или прыжок в длину с места толчком двумя ногами (см) 130 140 160 120 130 150 Поднимание туловища из положение лежа на спине (кол-во за 1 минуту) 27 32 42 24 27 36 Бег на лыжах на 1 км 8,15 7,45 6,45 10,0 8,20 7,30 или кросс на 2 18,00 16,00 13,00 19,00 17,30 15,00 8. 14 км по пересеченной местности 9. Плавание на 50 м 3,00 2,40 2,30 Кол-во видов испытаний видов (тестов) в возрастной группе Кол-во испытаний (тестов), которые необходимо выполнить для получения знака отличия Комплекса* 3,00 2,40 2,30 7 7 8 9 7 7 8 * При выполнении нормативов для получения знаков отличия Комплекса обязательны испытания (тесты) на силу, быстроту, гибкость и выносливость. Уровень физической подготовленности по ОФП для групп 3-год обучения (3 модуль) 11-12 лет. Мальчики № п/п Виды испытаний (тесты) Бронзовы й знак Серебряны й знак Девочки Золото й знак Бронзовы й знак Серебряны й знак Золото й знак Обязательные испытания (тесты) 1 . 2 . 3 . Бег на 30 м (с) 5,7 5,5 5,1 6,0 5,8 5,3 или бег на 60 м (с) 10,9 10,4 9,5 11,3 10,9 10,1 Бег на 1,5 км (мин., сек.) 8,20 8,05 6,50 8.55 8,29 7,14 или на 2 км (мин., сек.) 11,10 10,20 9,20 13,00 12,10 10,40 Подтягивание из виса на высокой перекладине (кол-во раз) 3 4 7 15 4 . или подтягивание из виса лежа на низкой перекладине (кол-во раз) 11 15 23 9 11 17 или сгибание и разгибание рук упоре лежа на полу (кол-во раз) 13 18 28 7 9 14 Наклон вперед из положения стоя на гимнастическо й скамье (от уровня скамьи — см) +3 +5 +9 +4 +6 +13 Испытания (тесты) по выбору 5 . 6 . 7 . 8 . 9 . Челночный бег 3*10 м (с) 9,0 8,7 7,9 9,4 9,1 8,2 Прыжок в длину с разбега (см) 270 280 335 230 240 300 или прыжок в длину с места толчком двумя ногами (см) 150 160 180 135 145 165 Поднимание туловища из положения лежа на спине (кол-во раз в 1 минуту) 32 36 46 28 30 40 Бег на лыжах на 2 км 14,10 13,50 12,30 15,00 14,40 13,30 или кросс на 3 км по пересеченной местности 18,30 17,30 16,00 21,00 20,00 17,40 Плавание на 50 м 1,30 1,20 1,00 1,35 1,25 1,05 16 Кол-во видов испытаний видов (тестов) в возрастной группе Кол-во испытаний (тестов), которые необходимо выполнить для получения знака отличия Комплекса* 9 7 7 8 7 7 8 * При выполнении нормативов для получения знаков отличия Комплекса обязательны испытания (тесты) на силу, быстроту, гибкость и выносливость. Уровень физической подготовленности по ОФП для групп 4-год обучения (4 модуль) 13-15 лет. Мальчики № п/п Виды испытаний (тесты) Бронзовый знак Серебряный знак Девочки Золотой знак Бронзовый знак Серебряный знак Золотой знак Обязательные испытания (тесты) Бег на 30 м 5,3 5,1 4,7 5,6 5,4 5,0 или бег на 60 м 9,6 9,2 8,2 10,6 10,4 9,6 Бег на 2 км (мин., сек.) 10,00 9,40 8,10 12.10 11.40 10.00 или на 3 км (мин., сек.) 15,20 14,50 13,00 — — — Подтягивание из виса на высокой перекладине (кол-во раз) 6 8 12 — — — или подтягивание из виса лежа на низкой перекладине (кол-во раз) 13 17 24 10 12 18 или сгибание и разгибание рук упоре лежа на полу (кол-во раз) 20 24 36 8 10 15 1. 2. 3. 17 4. Наклон вперед из положения стоя на гимнастической скамье (от уровня скамьи — см) +4 +6 +11 +5 +8 +15 Испытания (тесты) по выбору 5. 6. 7. 8. 9 Челночный бег 3*10 м 8,1 7,8 7,2 9,0 8,8 8,0 Прыжок в длину с разбега (см) 340 355 415 275 290 340 или прыжок в длину с места толчком двумя ногами (см) 170 190 215 150 160 180 Поднимание туловища из положения лежа на спине (кол-во раз 1 мин.) 35 39 49 31 34 43 Бег на лыжах на 3 км (мин., сек.) 18,50 17,40 16.30 22.30 21.30 19.30 или на 5 км (мин., сек.) 30,00 29,15 27,00 — — — или кросс на 3 км по пересеченной местности 16,30 16,00 14,30 19,30 18,30 17,00 Плавание на 50 м 1,25 1,15 0,55 1,30 1,20 1,03 7 8 9 Кол-во видов испытаний видов (тестов) в возрастной группе Кол-во испытаний (тестов), которые необходимо выполнить для получения знака отличия Комплекса* 9 7 8 9 18 * При выполнении нормативов для получения знаков отличия Комплекса обязательны испытания (тесты) на силу, быстроту, гибкость и выносливость. Уровень физической подготовленности по ОФП для групп 5-года обучения (5 модуль) с 16 до 18 лет. Юноши № п/п Виды испытаний (тесты) Бронзовый знак Девушки Серебряный знак Золотой знак Бронзовый знак Серебряный знак Золотой знак Обязательные испытания (тесты) 1. Бег на 30 м 4,9 4,7 4,4 5,7 5,5 5,0 или бег на 60 м 8,8 8,5 8,0 10,5 10,1 9,3 или бег на 100 м 14,6 14,3 13,4 17,6 17,2 16,0 Бег на 2 км (мин., сек.) — — — 12.0 11,20 9,50 или на 3 км (мин., сек.) 15,00 14,30 12,40 — — — Подтягивание из виса на высокой перекладине (кол-во раз) 9 11 14 — — — или подтягивание из виса лежа на низкой перекладине (кол-во раз) — — — 11 13 19 или рывок гири 16 кг 15 18 33 — — — 2. 3. 19 4. или сгибание и разгибание рук упоре лежа на полу (кол-во раз) 27 31 42 9 11 16 Наклон вперед из положения стоя на гимнастической скамье (от уровня скамьи — см) +6 +8 +13 +7 +9 +16 Испытания (тесты) по выбору 5. 6. 7. Челночный бег 3*10 м 7,9 7,6 6,9 8,9 8,7 7,9 Прыжок в длину с разбега (см) 375 385 440 285 300 345 или прыжок в длину с места толчком двумя ногами (см) 195 210 230 160 170 185 Поднимание туловища из положения лежа на спине (кол-во раз 1 мин.) 36 40 50 33 36 44 Бег на лыжах на 3 км — — — 20,00 19,00 17,00 Бег на лыжах на 5 км 27,30 26,10 24,00 — — — или кросс на 3 км по пересеченной местности — — — 19,00 18,00 16,30 или кросс на 5 км по пересеченной местности 26,30 25,30 23,30 — — — 8. 20 9 Плавание на 50 м 1,15 1,05 0,50 Кол-во видов испытаний видов (тестов) в возрастной группе Кол-во испытаний (тестов), которые необходимо выполнить для получения знака отличия Комплекса* 1,28 1,18 1,02 7 8 9 9 7 8 9 * При выполнении нормативов для получения знаков отличия Комплекса обязательны испытания (тесты) на силу, быстроту, гибкость и выносливость. МЕДИЦИНСКИЙ КОНТРОЛЬ К занятиям по ОФП допускаются дети в возрасте от 7-ти до 18-и лет при прохождении ими медосмотра и врачебного допуска к занятиям. Контроль за здоровьем занимающихся осуществляет тренерпреподаватель совместно с медицинским работником дошкольного, образовательного учреждения и ДЮСШ. Задачи: оперативный контроль за функциональным состоянием занимающихся, оценка переносимости нагрузок; выявление отклонений в состоянии здоровья и своевременное назначение лечебнопрофилактических мероприятий. Содержание и организация: Медицинский контроль предполагает экспресс-контроль до, в процессе и после тренировки, визуальное наблюдение, пульсометрию, измерение артериального давления, координационные пробы, пробы на равновесие. ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА Личностное развитие детей - одна из основных задач учреждений дополнительного образования. Высокий профессионализм педагога способствует формированию у ребенка способности выстраивать свою жизнь в границах достойной жизни достойного человека. На протяжении многолетней спортивной подготовки тренер формирует у занимающихся прежде всего патриотизм, нравственные качества (честность, доброжелательность, самообладание, дисциплинированность, терпимость, коллективизм) в сочетании с волевыми (настойчивость, аккуратность, трудолюбие). Воспитательные средства: • личный пример и педагогическое мастерство тренера; • высокая организация учебно-тренировочного процесса; • атмосфера трудолюбия, взаимопомощи, творчества; • дружный коллектив; • система морального стимулирования; • наставничество. Основные воспитательные мероприятия: • торжественный прием вновь поступивших в школу, проводы выпускников; • регулярное подведение итогов спортивной деятельности учащихся; • проведение тематических праздников; • встречи со знаменитыми спортсменами; • экскурсии, культпоходы в театры и на выставки; • тематические диспуты и беседы; • оформление стендов и газет. 21 Материально-техническое обеспечение В соответствии с приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 №629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» учреждение (МАУ ДО ДЮСШ) определяет нормы материально-технического обеспечения инвентарем исходя из минимальных потребностей для обеспечения учебно-тренировочного процесса среднесписочного количества обучающихся. Список инвентаря: № п/п Наименование Единица Кол-во Примечание измерения 1. спортивный зал шт 1 2. скакалка гимнастическая шт 10 3. мат гимнастический шт 5 4. мяч баскетбольный шт 10 5. мяч волейбольный шт 10 Помещения для проведения занятий по данной программе отвечает действующим санитарным нормам и правилам освещенности, вентиляции, отоплению и пожарной безопасности. В помещении находится медицинская аптечка в полной комплектации. 22 Литература 1.Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11классов общеобразовательной школы, 1996 г., 2.«Физическое воспитание детей младшего школьного возраста» Т.Е. Виленская., 3.Контроль за физической подготовленностью и физическим развитием школьников Мурманской области В.И. Лях., 4.В. Яковлев, А. Гриневский «Игры для детей», Москва, «Физкультура и спорт», 1968 год. 5.В.Г. Яковлев, В.П. Ратников «Подвижные игры», Москва, «Просвещение», 1977 год. 6.Е.Н. Арсеньев «Работоспособность и здоровье человека на Севере» 7. Программа для внешкольных учреждений. Баскетбол. Водянникова .А. Москва «Просвещение» 1986 год 8. Коротко И.М. Подвижные игры в занятиях спортом. - М.: ФиС, 1981. 9. Гриндлер К. и др. физическая подготовка футболистов. - М.: ФиС, 1976. 10. Волков Л. В. Обучение и воспитание юного спортсмена. - Киев: Здоров'я, 1984. 11. Майфат СЛ., Малафеева С.Н. Контроль за физической подготовленностью. Екатеринбург, 2003. 12. Внеурочная деятельность. Подготовка к сдаче комплекса ГТО. - В.С Кузнецов, Г.А Колодницкий Просвещение, 2018 г. 13. Интернет-ресурс. Сайт ВФСК ГТО https://www.gto.ru/ 23 Приложение Примерный календарный учебный график (график образовательного процесса) Срок обучения –5 лет Дополнительная общеразвивающая программа в области физической культуры и спорта «Подготовка к ГТО» Т Т Т Т Т Т Т И А И А 2 Т Т Т Т Т Т Т Т Т Т Т Т Т Т Т Т Т Т Т Т Т Т Т Т Т Т Т Т Т Т Т 3 Т Т Т Т Т Т Т Т Т Т Т Т Т Т Т Т Т Т Т Т Т Т Т Т Т Т Т Т Т Т Т 4 Т Т Т Т Т Т Т Т Т Т Т Т Т Т Т Т Т Т Т Т Т Т Т Т Т Т Т Т Т Т Т 5 Т Т Т Т Т Т Т Т Т Т Т Т Т Т Т Т Т Т Т Т Т Т Т Т Т Т Т Т Т Т Т И А Т Т Т Т Т К К К К К К К К К К К К К К И А И А И А И А И А И А И А И А И А И А И А И А Т Т Т Т Т К К К К К К К К К К К К К К Т Т Т Т Т К К К К К К К К К К К К К К Т Т Т Т Т К К К К К К К К К К К К К К Т Т Т Т Т Каникулы УТЗ Всего 39 Т 39 Т 39 Т 39 Т 39 Т 0 Т 0 Т 0 Т 0 Т 0 Т 3 15-21 Т 36 08-14 Т 3 01-07.03 Т 36 22-28 Т 3 15-21 Т 36 08-14 Т 3 25-31 01-07.02 Т 36 18-24 Т 3 11-17 Т 36 04-10 Т 24-30 21-27 28.12-03.01 Т 17-23 14-20 Т Август 10-16.05 07-13 Т Июль 03-09.05 23-29 30.11-06.12 Т Июнь 19-25 16-22 1 Май 26.04-02.05 09-15 12-18 02.10-08.11 05-11 19-25 26.10-01.11 22-28 12-18 Апрель 05-11 Март 21-27 Февраль 28.09-04.10 Январь 14-20 Декабрь 07-13 Ноябрь 01-06 Октябрь 29.03-04.04 Год обучения Сентябрь Итоговая Сводные данные по бюджету времени, нед. График образовательного процесса Т – тренировочный процесс ИА – итоговая аттестация К – каникулы 24