ДОП физкультурно-спортивной напраавленности ГТО

Содержание
Пояснительная записка
Планируемые результаты освоения программы
Учебный план учебно-тренировочных занятий
Программный материал
Теоретическая подготовка
Практическая подготовка
Средства диагностики освоения программы по модулям
Медицинский контроль
Воспитательная работа
Литература
Приложение

3
4
7
8
8
8
11
21
21
23
24

2

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа разработана в соответствии с Федеральным законом РФ «Об образовании» от
29.12.2012г. №273 ФЗ, Порядком организации и осуществления образовательной деятельности
по дополнительным общеобразовательным программам (утв. Приказом Министерства
просвещения РФ от 09.11.2018 №196), Приказом Министерства спорта Российской Федерации
от 18 февраля 2015 года г. № 144 «Об утверждении порядка награждения граждан РФ знаком
отличия Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне»
(ГТО) и присвоения им спортивных разрядов, Приказом Министерства образования и науки
РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования»; Постановлением Главного
государственного врача РФ от 04.07.2014г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14
«Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации
дополнительного образования детей».
При разработке программы использованы: Комплексная программа физического воспитания
учащихся 1-11классов общеобразовательной школы, 1996 г., «Физическое воспитание детей
младшего школьного возраста» Т.Е. Виленская, «Контроль за физической подготовленностью и
физическим развитием школьников Мурманской области» В.И. Лях, «Внеурочная деятельность.
Подготовка к сдаче комплекса ГТО» В.С Кузнецов, Г.А Колодницкий, Положением «О
всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» (ГТО),
практические рекомендации по теории и методике физического воспитания, педагогике,
психологии и медицине.
Форма обучения: очная. Язык образования – русский.
Реализация программы направлена на формирование и развитие творческих способностей
детей и удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и
физическом совершенствовании и др. за рамками основного образования. Предполагает
соотнесение содержания учебно-тренировочного процесса с индивидуальными особенностями и
возможностями детей, создание психолого-педагогических условий для формирования
двигательной сферы и развития здоровья школьников на основе их целенаправленной творческодвигательной активности.
Программа физкультурно-спортивной направленности разработана для детей и подростков,
обучающихся в спортивно-оздоровительных группах. В учебных группах осуществляется
физкультурно-оздоровительная и воспитательная работа, направленная на разностороннюю
физическую подготовку и овладение основами вида спорта.
Актуальность: занятия общей физической подготовкой способствуют выполнению объемов
тренировочных нагрузок, предусмотренных требованиями программ по видам спорта,
последовательному и целенаправленному формированию устойчивой взаимосвязи между
различными сторонами подготовленности (физической и технической, физической и тактической,
технической и тактической). Возрождение ВФСК ГТО.
Как следствие, дополнение основных программ занятиями по этим программам
способствуют подготовке спортивного резерва, спортсменов высокого класса, в соответствии с
федеральными стандартами спортивной подготовки, выполнению нормативных требований
спортивных разрядов, для включения в сборные команды ЗАТО и области.
Предлагаемая программа регламентирует организационно-методические и содержательные
аспекты работы с детьми 7-18-ти лет с учетом возрастных психофизиологических особенностей
школьников и условий ДЮСШ.
Учебно-тематическое планирование составлено в соответствие с особенностями учебнотренировочного процесса при реализации программы в условиях Крайнего Севера.
Цель программы: выполнение нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного
комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) и выполнение разрядных требований по видам спорта
посредством физического развития учащихся, повышения уровня физической подготовленности с
учётом индивидуальных особенностей каждого учащегося.
Задачи программы:
3

- привлечение максимально возможного числа детей к систематическим занятиям спортом,
направленным на освоение здорового образа жизни, воспитание физических, эстетических,
морально - этических и волевых качеств;
- расширение двигательного опыта за счет упражнений, ориентированных на развитие основных
физических качеств, повышение функциональных возможностей основных систем организма, в
том числе в подготовке к выполнению нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного
комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО);
- развитие координационных и кондиционных способностей;
- обучение подвижным играм и упражнениям базовых видов спорта: гимнастика, легкая атлетика,
спортивные игры (баскетбол, футбол), плавание.
- воспитание двигательных качеств, направленных на развитие выносливости, быстроты, силы,
ловкости, координации и гибкости;
- воспитание потребности, а также умения самостоятельно заниматься физическими
упражнениями; сознательное их применение для отдыха, тренировки, повышения
работоспособности и профилактики заболеваний;
- способствование достижению уровня спортивных успехов сообразно способностям.
Планируемые результаты освоения программы
К концу 1 года обучения учащиеся должны
знать:
- требования к сдаче нормативов ГТО, соответствующих возрастной ступени
обучающегося;
- основные понятия и их определение;
- технику безопасности на занятиях, правила безопасного поведения;
уметь:
- использовать разнообразные формы и виды физкультурной деятельности для
организации здорового образа жизни, активного отдыха и досуга, в том числе в подготовке к
выполнению нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду
и обороне» (ГТО) в соответствии с ступенями и разрядных требований по видам спорта с учётом
индивидуальных особенностей каждого учащегося;
Личностные результаты:
- формирование опыта общения и взаимодействия в коллективе;
Метапредметные результаты:
- формирование умения осознанного построения речевого высказывания в устной форме;
К концу 2 года обучения учащиеся должны
знать:
- требования к сдаче нормативов ГТО, соответствующих возрастной ступени
обучающегося;
- требования и условия выполнения норм для присвоения спортивных разрядов и
спортивных званий в соответствии с ЕВСК;
- правила личной гигиены и гигиенические требования на занятиях физической культурой и
спортом;
уметь:
- использовать разнообразные формы и виды физкультурной деятельности для
организации здорового образа жизни, активного отдыха и досуга, в том числе в подготовке к
выполнению нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и
обороне» (ГТО) в соответствии с ступенями и разрядных требований по видам спорта с учётом
индивидуальных особенностей каждого учащегося;
- выполнять общие физические упражнения в соответствии с возрастом и
подготовленностью;
Личностные результаты:
- формирование опыта общения и взаимодействия в коллективе;
Метапредметные результаты:

4

- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
К концу 3 года обучения учащиеся должны
знать:
- требования к сдаче нормативов ГТО, соответствующих возрастной ступени
обучающегося;
- требования и условия выполнения норм для присвоения спортивных разрядов и
спортивных званий в соответствии с ЕВСК;
- правила основных подвижных игр;
уметь:
- демонстрировать свои двигательные умения и навыки, координацию и гибкость в
процессе учебно-тренировочных занятий, подвижных и спортивных игр;
Личностные результаты:
- формирование опыта общения и взаимодействия в коллективе;
- формирование положительных личностных качеств: силы воли, дисциплинированности,
трудолюбия и упорства в достижении цели, выдержки и самообладания.
Метапредметные результаты:
- формирование способов позитивного взаимодействия со сверстниками;
К концу 4 года обучения учащиеся должны
знать:
- требования к сдаче нормативов ГТО, соответствующих возрастной ступени
обучающегося;
- требования и условия выполнения норм для присвоения спортивных разрядов и
спортивных званий в соответствии с ЕВСК;
- правила основных видов спорта;
уметь:
- демонстрировать свои двигательные умения и навыки, координацию и гибкость в
процессе учебно-тренировочных занятий, подвижных и спортивных игр;
- выстраивать режим дня и выполнять его.
Личностные результаты:
- формирование положительных личностных качеств: силы воли, дисциплинированности,
трудолюбия и упорства в достижении цели, выдержки и самообладания.
Метапредметные результаты:
- формирование умения планировать собственную деятельность с учетом требований ее
безопасности;
К концу 5 года обучения учащиеся должны
знать:
- требования к сдаче нормативов ГТО, соответствующих возрастной ступени
обучающегося;
- требования и условия выполнения норм для присвоения спортивных разрядов и
спортивных званий в соответствии с ЕВСК;
- правила основных видов спорта;
уметь:
- выполнять общие физические упражнения в соответствии с возрастом и
подготовленностью;
- демонстрировать свои двигательные умения и навыки, координацию и гибкость в
процессе учебно-тренировочных занятий, подвижных и спортивных игр;
Личностные результаты:
- формирование положительных личностных качеств: силы воли, дисциплинированности,
трудолюбия и упорства в достижении цели, выдержки и самообладания.
Метапредметные результаты:
- формирование умения характеризовать явления (действия и поступки), давать им
объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта.
5

Контроль результатов освоения программы осуществляется следующими способами:
- текущий контроль знаний в процессе устного опроса;
- сдача контрольных нормативов (в начале и в конце учебного года);
- текущий контроль двигательных умений и навыков в процессе наблюдения за
индивидуальной работой;
- тематический контроль умений и навыков после изучения тем;
- взаимоконтроль;
- самоконтроль;
- итоговый контроль умений и навыков;
- контроль за состоянием здоровья: количество острых заболеваний в год, показатели
физического развития, группа здоровья.
Форма представления результатов: открытые занятия, сдача нормативов Всероссийского
физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) в соответствии с
ступенями и выполнение разрядных требований.
Формы аттестации: сдача контрольных нормативов в соответствии с ступенями.
Оценочные материалы: контрольные нормативы по ОФП.
Учебный материал программы представлен в разделах отражающих теоретическую,
практическую подготовку обучающихся в пределах объема учебных часов, в зависимости от
возраста занимающихся, содержания воспитательной работы, а также контрольно-переводные
нормативы по возрастным категориям.
Теоретический раздел программы реализуется в процессе тренировочного занятия в форме
пояснений, бесед для развития у детей элементарных представлений о безопасности
жизнедеятельности и основах здорового образа жизни, обращая внимание на правила
целесообразного поведения, необходимость и полезность физической активности и личной
гигиены, значение и способы выполнения конкретных упражнений.
Занятия ОФП (общая физическая подготовка) направлены на развитие у учащегося такие
качества, как: сила, выносливость, резкость, прыгучесть, гибкость координация, подготовка к
выполнению легкоатлетических нормативов ГТО. Все эти качества необходимы не только для
занятий определенным видом спорта, но и для гармоничного развития физических качеств
человека. Особенно важны занятия ОФП в детском и подростковом возрасте.
В содержании программы приводится перечень всех основных движений, игр и игровых
заданий с элементами спорта, а также подражательных движений и упражнений с основами
баскетбола, футбола, плавания.
Годовой план рассчитан на 39 недель обучения (117 часов). Продолжительность одного
занятия один академический час (45 мин)
Срок реализации программы – 5 лет (195 недель).
Объем программы – 585 часов
Этапы
подготовки
Общефизичес
кая
подготовка

Период
обучения

1
2
3-4
5

Режим учебно-тренировочной работы
Минимальное Оптимальная Максимальный
кол-во
наполняемость объем часов в
учащихся в
групп, чел.
неделю
группе, чел.
12
12-25
3
12
12-25
3
10
10-25
3
8
8-25
3

Уровень
спортивной
подготовленн
ости
Прирост
показателей
по ОФП

Наполняемость учебных групп и объем учебно-тренир25овочной нагрузки определены с
учетом техники безопасности.

6

Расписание занятий (тренировок) составляется с учётом времени обучения занимающихся в
общеобразовательных учреждениях в целях установления благоприятного режима тренировок и
отдыха.
Основными формами учебно-тренировочного процесса являются: групповые учебнотренировочные занятия, участие в соревнованиях по ОФП, тестирование и медицинский контроль.
Особенностью планирования программного материала является сведение всех параметров
нагрузок, средств и методов тренировки и контроля в одну принципиальную схему годичного
цикла тренировки.
Основными показателями выполнения программных требований являются:
- сдача нормативов по ОФП, а также знание основ гигиены и самоконтроля.
- сдача ВФСК ГТО, выполнение обязательных испытаний (тестов) ВФСК ГТО,
соответствующих возрастным ступеням, всестороннюю физическую подготовку и изучение основ
знаний о физической культуре.
Обучающимся, не выполнившим предъявляемые требования предоставляется
возможность продолжить обучение повторно .
Формы подведения итогов реализации программы: контрольное учебно-тренировочное
занятие, соревнования по ОФП.
В программе определены допустимые объемы тренировочных нагрузок по основным
средствам с учетом возрастных особенностей и должного уровня физической, функциональной
подготовленности занимающихся.
Учебный план учебно-тренировочных занятий в группах
на 1 год (39 недель) 3ч. в неделю
№
п/п

1.
2.

3.

4.

1.
2.
3.

Содержание занятий

1 год
2 год
3 год
4 год
5 год
обучения обучения обучения обучения обучения
(ч)
(ч)
(ч)
(ч)
(ч)

I. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
Техника безопасности и правила
1
1
1
поведения на занятиях.
Физическая культура и спорт в
России. Состояние и развитие спорта
1
1
1
в России.
Воспитание нравственных и волевых
качеств спортсмена. Гигиенические
1
1
1
требования к занимающимся спортом.
Влияние физических упражнений на
организм спортсмена. Профилактика
1
1
1
заболеваемости и травматизма в
спорте
Итого
4
4
4
II. ПРАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
Строевые упражнения
10
10
10
Общеразвивающие упражнения с
14
14
14
предметами и без предметов
Подвижные игры с основами
спортивных игр из них в том числе:
17
17
17
на материале гимнастики с
элементами акробатики
на материале лёгкой атлетики
21
21
21
на материале спортивной игры в
15
15
15
баскетбол
на материале спортивной игры в
13
13
13
футбол
на материале плавания
17
17
17

1

1

1

1

1

1

Формы
аттестации/
контроля

Опрос
Беседа
Беседа
Беседа

1

1

4

4

10

10

14

14

17

17

21

21

15

15

13

13

17

17

Наблюдение
Упражнения
Тесты ОФП

7

4. Итоговая аттестация
III. МЕДИЦИНСКОЕ
ОБСЛЕДОВАНИЕ

3
3

Итого
Общее количество часов

113
117

3
3

3

3

3

3

3

3

113
117

113
117

113
117

113
117

Наблюдение

ПРОГРАММНЫЙ МАТЕРИАЛ
Теоретическая подготовка
Тема №1. Техника безопасности и правила поведения на занятиях.
Требования к поведению занимающихся на занятиях в спортивном зале, плавательном бассейне.
Использованием гимнастических предметов, инвентаря. Меры страховки и самостраховки.
Тема №2. Физическая культура и спорт в России
Понятие «физическая культура». Физическая культура как составная часть общей культуры. Значение ее
для укрепления здоровья, физического развития граждан России в их подготовке к труду и защите Родины.
Роль физической культуры в воспитании подрастающего поколения.
Тема № 3. Состояние и развитие спорта в России.
История развития спорта. Достижения спортсменов России на мировой арене. Количество занимающихся в
России и в мире. Спортивные сооружения для занятий спортом. Выступлений наших спортсменов на
соревнованиях разного ранга.
Тема №4. Воспитание нравственных и волевых качеств спортсмена
Решающая роль социальных начал в мотивации спортивной деятельности. Спортивно-этическое
воспитание. Психологическая подготовка в процессе спортивной тренировки. Воспитание чувства
ответственности перед коллективом. Инициативность, самостоятельность и творческое отношение к
занятиям.
Тема № 5. Гигиенические требования к занимающимся спортом
Понятие о гигиене и санитарии. Дыхание. Значение дыхания для жизнедеятельности организма.
Гигиенические требования к питанию спортсменов. Значение витаминов. Режим питания. Пищевые
отравления и их профилактика. Гигиеническое значение кожи. Уход за телом, полостью рта и зубами.
Гигиенические требования к спортивной одежде и обуви. Правильный режим дня для спортсмена.
Значение сна, утренней гимнастики в режиме юного спортсмена. Профилактика вредных привычек.
Тема № 6. Влияние физических упражнений на организм спортсмена. Профилактика заболеваемости
и травматизма в спорте.
Понятия об утомлении и переутомлении. Причины утомления. Режим отдыха. Активный отдых.
Самомассаж. Влияние различных упражнений на разные группы мышц.
Простудные заболевания. Причины и профилактика. Закаливание организма. Виды закаливания. Общее
понятие об инфекционных заболеваниях, источники инфекции и пути их распространения.
Предупреждение инфекционных заболеваний при занятиях спортом. Пути распространения инфекционных
заболеваний. Меры личной и общественной профилактики. Профилактика спортивного травматизма.
Практическая подготовка
Строевые упражнения:
- выполнение команд «Направо!», «Налево!», «Кругом!» на месте и в движении;
- перестроение из одной шеренги в две;
- из колонны по одному в колонну по три
- повороты в движении;
- передвижение в обход, противоходом, змейкой, по кругу;
- размыкание вправо, влево, от середины.
- подвижные игры «К своим флажкам», «Быстро по местам», «Ровным кругом» и др.
Упражнения в ходьбе:
- ходьба с подскоками и прыжками вверх;
- ходьба в сочетании с движениями рук и туловища;
- ходьба с поворотами на 180, 360°; *
- ходьба с поворотами на 180, 360° прыжком.
Упражнения в беге:
- бег с подниманием прямых ног вперед;
8

- бег с подниманием прямых ног назад;
- бег с поворотами на 360°;
- бег с поворотами на 360° прыжком;
- бег с прыжками в сторону;
- бег с прыжками вверх;
- бег с прыжками в длину.
Общая физическая подготовка
Строевые упражнения: команды для управления группой, понятие о строе и командах, шеренга, колонна,
дистанция и интервал;
Виды строя: в одну, в две шеренги, в колонну по одному, по два. Сомкнутый и разомкнутый строй. Виды
размыкания. Перестроения. Основная стойка. Действия в строю на месте и в движении. Походный
строевой шаг. Переход с шага на бег и с бега на шаг. Изменение скорости движения. Остановка во время
движения шагом и бегом.
Гимнастические упражнения: для рук и плечевого пояса. Упражнения без предметов индивидуальные и
парные. Упражнения с набивными мячами.
Упражнения с гимнастическими палками. Упражнения для мышц туловища и шеи.
Упражнения на гибкость.
Наклоны, повороты, вращения.
Упражнения с амортизаторами, на
гимнастических снарядах. Упражнения для мышц ног, таза.
Упражнения с набивными мячами, гантелями, тренажерами.
Упражнения для рук и плечевого пояса. Из различных исходных положений (в основной стойке, на
коленях, сидя, лежа) - сгибание и разгибание рук, вращения, махи, отведение и приведение, рывки
одновременно обеими руками и разновременно, то же во время ходьбы и бега.
Упражнения для ног. Поднимание на носки; сгибание ног в тазобедренных суставах; приседания;
отведения; приведения и махи ногой в переднем, заднем и боковом направлениях, выпады, пружинистые
покачивания в выпаде; подскоки из различных исходных положений ног (вместе, на ширине плеч, одна
впереди другой и т.п.); сгибание и разгибание ног в смешанных висах и упорах; прыжки.
Упражнения для шеи и туловища. Наклоны, вращения, повороты головы; наклоны туловища, круговые
вращения туловищем, повороты туловища, поднимание прямых и согнутых ног в положении лежа на
спине; из положения лежа на спине переход в положение сидя; смешанные упоры в положении лицом и
спиной вниз; угол из исходного положения лежа, сидя и в положении виса; различные сочетания этих
движений.
Упражнения для всех групп мышц. Могут выполняться с короткой и длинной скакалкой, гантелями,
набивными мячами, мешочками с песком, резиновыми амортизаторами, палками, со штангой (для
юношей). Упражнения для развития силы. Упражнения с преодолением собственного веса: подтягивание
из виса, отжимание в упоре, приседания на одной и двух ногах. Преодоление веса и сопротивления
партнера. Переноска и перекладывание груза. Лазанье по канату, шесту, лестнице. Перетягивание каната.
Упражнения на гимнастической стенке. Упражнения с гантелями. Упражнения с набивными мячами.
Упражнения для развития быстроты. Повторный бег по дистанции от 30 до 100 м со старта и с ходу с
максимальной скоростью. Бег по наклонной плоскости вниз. Бег за лидером (велосипедист, более быстрый
спортсмен). Бег с задачей догнать партнера. Выполнения общеразвивающие упражнений в максимальном
темпе.
Упражнения для развития гибкости. Общеразвивающие упражнения с широкой амплитудой движения.
Упражнения с помощью партнера (пассивные наклоны, отведения ног, рук до предела, мост, шпагат).
Упражнения с гимнастической палкой или сложенной вчетверо скакалкой: наклоны и повороты туловища с
различными положениями предметов (вверх, вперед, вниз, за голову, на спину); перешагивание и
перепрыгивание, «выкруты» и круги. Упражнения на гимнастической стенке, гимнастической скамейке.
Упражнения для развития ловкости. Разнонаправленные движения рук и ног. Кувырки вперед, назад, в
стороны с места, с разбега и с прыжка. Перевороты вперед, в стороны, назад. Прыжки с подкидного
мостика. Упражнения в равновесии на гимнастической скамейке, бревне. Жонглирование двумя-тремя
теннисными мячами. Метание мячей в подвижную и неподвижную цель. Упражнения типа «полоса
препятствий»: с перелазанием, пролезанием, перепрыгиванием, кувырками, с различными перемещениями,
переноской нескольких предметов одновременно (четырех баскетбольных мячей), ловлей и метанием
мячей.
Упражнения для развития скоростно-силовых качеств. Многократные прыжки с ноги на ногу, на двух
ногах. Перепрыгивание предметов (скамеек, мячей и др.), «чехарда». Прыжки в глубину. Бег и прыжки по
лестнице вверх и вниз. Бег с отягощениями с предельной интенсивностью. Поднимание туловища с
касанием грудью колен из положения лёжа на спине, согнутые ноги на возвышении (стул, скамейка).
Поднимание туловища из положения лёжа спиной на наклонной скамейке, ноги закреплены. Поднимание
9

туловища из положения лёжа на спине, руки с гантелями на груди, ноги согнуты в коленях. Игры с
отягощениями. Эстафеты комбинированные с бегом, прыжками, метаниями.
Групповые упражнения с гимнастической скамейкой.
Упражнения для развития общей выносливости. Бег равномерный и переменный па 500, 600, 1000 м. Кросс
на дистанции для девушек-от1до 3 км, для юношей от1до 5 км. Дозированный бег по пересеченной
местности от 3 мин до 1 ч (для разных возрастных групп). Плавание с учетом и без учета времени. Ходьба
на лыжах на длинные дистанции. Прыжки на скакалке. Спортивные игры на время: баскетбол, минифутбол (для мальчиков и девочек). Туристические походы.
Специальная физическая подготовка
Беговые упражнения: бег с низкого старта, бег с высоким подниманием бедра, с захлестыванием голени, с
выносом вперед прямых ног и т.д.; медленный
бег и его разновидности, ускорения на отрезках 20-50 м, задания скоростной направленности, задания
скоростно-силовой направленности, задания на выносливость, барьерный бег.
Силовые упражнения: упражнения для развития силы мышц рук, ног, живота; с отягощениями, с
партнерами, с многократным повторением, на тренажерах, с гимнастическими снарядами, с
легкоатлетическим снарядами и др.
Прыжковые упражнения: ходьба и бег с подскоками, силовые и специальные упражнения на маховую ногу,
на толчковую; прыжки в длину с разбега, с места, прыжки в высоту с разбега, с места, прыжки в глубину
(соскок), многоскоки, прыжки на одной ноге.
Кроссовая подготовка: бег по переменной местности 500 - 2 - км. Бег по переменной местности на время
10-15 - 20 минут. Бег по стадиону на выносливость 1:2:3 км на время 5-I0-I5-10 минут.
Имитационные упражнения: имитация элементов техники прыжков, бега, метаний, приземлений,
отталкиваний, низкого старта.
Техническая подготовка по видам спорта
Плавание
Передвижение по дну шагом, бегом, прыжками и т.д.; передвижение по дну ногами с помощью гребковых
движений руками; погружение под воду с открытыми глазами, задержав дыхание, передвижение под водой;
дыхательные упражнения, погружение под воду с выдохом, вдох-выдох на поверхности воды, вдох
кролем на груди; в сочетании с дыханием, с гребковыми движениями рук.
Упражнение для закрепления техники плавания способом «кроль»: 1) плавание с помощью движений
ногами и с различным положением рук; 2) плавание на спине с помощью одновременного гребка до бёдер
двумя руками; 3) плавание на спине с помощью непрерывных движений ногами и поочерёдных гребков
руками.
Упражнение для закрепления техники плавания способом «брасс»: 1) плавание с помощью движений
ногами брассом в согласовании с дыханием, с доской в вытянутых руках; 2) плавание с помощью
непрерывных движений руками брассом в согласовании с дыханием; 3) плавание «раздельным» брассом
(на один гребок руками выполняется сначала два затем одно движение ногами).
Старты из воды толчком от стенки бассейна. Повторное проплывание дистанций 25, 50м произвольным
способом с уменьшающим интервалом отдыха.
Лыжные гонки
Техника передвижения на лыжах: положение туловища и ног, работы рук, положение палок при
отталкивании, передвижение ступающим и скользящим шагом без палок. Обучение общей схеме
выполнения классических и коньковых способов передвижения на лыжах. Обучение специальным
подготовительным упражнениям, направленным на овладение рациональной техникой скользящего шага,
на развитие равновесия при одноопорном скольжении, на согласованную работу рук и ног при
передвижении на лыжах различными способами.
Совершенствование основных элементов техники классических лыжным ходов в облегченных условиях.
Обучение технике спуска со склонов ввысокой, средней и низкой стойках. Обучение преодолению
подъемов «елочкой», «полуёлочкой», ступающим, скользящим, беговым шагом. Обучение торможению
«плугом», «упором» «поворотом», соскальзыванием, падением. Обучение поворотам на месте и в
движении.
Легкая атлетика
Бег на короткие дистанции: положение бегуна на старте и старт, стартовый разгон, бег по дистанции,
финиширование.
Упражнения направленные на формирование техники движений. Высокий старт от 5 до 10 м. Бег с низкого
старта. Бег с максимальной скоростью 10 м: с места, с хода. челночный бег 2X10—15 м, 3X5 м, ЗХЮ м.
Эстафеты с челночным бегом 4X9 м, ЗХЮ м, 2x3 + 2x6 + 2X9 м.
10

Бег на средние и длинные дистанции: Обучение технике бега по дистанции с заданной скоростью.
Развитие скоростной выносливости и специальной выносливости при помощи подвижных игр. Бег на
дистанции100 м,200м,400м, 1000м.Бег на 2км,3 км.
Метание (теннисного мяча, спортивного снаряда) на дальность.
Разбег (предварительный и
заключительный), держание и выбрасывание малого мяча, метание различными способами.
Броски мяча в землю (перед собой) хлёстким движением кисти. Метание мяча(снаряда) способом «из-за
спины через плечо» с места из исходного положения стоя боком к направлению броска. Бег с
мячом(снарядом) в руке (над плечом). Метание мяча с прямого разбега на технику. Метание мяча на
заданное расстояние и на результат с соблюдением правил соревнований. Метание на дальность мячей,
различных на весу. Броски набивного мяча (1 кг) двумя руками из-за головы: с места, с шага.
Прыжки: разбег, отталкивание, полёт, приземление. Прыжки в длину с 6 – 8 шагов разбега способом
«согнув ноги» через препятствие высотой 50 -60 см (натянутая резиновая лента), установленное на
расстоянии, примерно равном половине дальности прыжка. Прыжки с 10 – 12 шагов разбега на технику и
на результат. Приседания и полуприседания на толчковой ноге с опорой рукой о рейку гимнастической
стенки
Подвижные игры
Игры с использованием гимнастических, легкоатлетических (бег, прыжки, метание) видов движений:
«Гонка мячей», «Салки», «Невод», «Метко - в цель», «Подвижная цель», «Вызов номеров», «Подхватить
палку», «Вороны и воробьи», «Перестрелка», «Рэгби», «снайперы», «Мяч соседу», «Удочка», «воробьи и
вороны», «Ловля оленей», «Русская лапта», «Весёлые старты». Эстафеты
(легкоатлетические,
гимнастические, с предметами) «Эстафета с бегом», «Мяч - среднему», «Встречная эстафета» и
(расстояние 15— 20 м), «Линейная эстафета» (расстояние до поворотной стойки, конуса 15 м). т.д.
Подвижные игры на воде: «Кто дальше проскользит» (скольжение -на груди и на спине), «Торпеды»
(скольжение на груди с движением ногами кролем), «Кто быстрее» (плавание кролем на груди с доской в
руках и без доски), «Кто дальше проплывёт» (проплыть любым способом наибольшее расстояние),
эстафетное плавание (желательно поперёк бассейна) — 12—15 м. Игры в зимний период: «Аист», «Кто
сделает меньше скользящих шагов», «Самокат», «Быстрый лыжник», «Встречная эстафета», «Быстрая
команда».
Спортивные игры: Баскетбол, Плавание, Мини-футбол
Средства диагностики освоения программы по модулям.
Результатом освоения программы предполагается подготовка учащихся к успешному выполнению
и непосредственное выполнение учащимися различных возрастных групп (от 7 до 18 лет) установленных
нормативных требований по трем уровням трудности, соответствующим золотому, серебряному и
бронзовому знакам отличия «Готов к труду и обороне» (ГТО).
Уровень физической подготовленности по ОФП для групп 1-года обучения (1 модуль) 7-8 лет.
Девочки
№
п/п

Бронзовый
знак

Серебряный
знак

Мальчики
Золотой
знак

Бронзовый
знак

Серебряный
знак

Золотой
знак

Виды
испытаний

Обязательные виды

10,6

10,4

9,5

10,3

10,0

9,2

Челночный
бег 3х10 м
(сек.)

7,1

6,8

6,2

6,9

6,7

6,0

или бег на 30
м (сек.)

7,35

7,05

6,00

7,10

6,40

5,20

Смешанное

1.

2.

11

передвижени
е (1 км)

2

3.

4

4

4.

+3

6

6

+5

11

11

+9

6

7

+1

3

9

10

+3

4

Подтягивани
е из виса на
высокой
перекладине
(кол-во раз)

15

или
подтягивани
е из виса
лежа на
низкой
перекладине
(кол-во раз)

17

или сгибание
и разгибание
рук в упоре
лежа на полу
(кол-во раз)

+7

Наклон
вперед из
положения
стоя на
гимнастичес
кой скамье
(от уровня
скамьи —
см)

140

Прыжок в
длину с
места
толчком
двумя
ногами (см)

4

Метание
теннисного
мяча в цель,
дистанция 6
м (кол-во
попаданий)

8,00

Бег на
лыжах на 1
км (мин.,
сек.)

На выбор

5.

6.

7.

105

1

11,00

115

2

9,30

135

3

8,30

110

2

10,15

120

3

9,00

12

8.

9.

3,00

18

2,40

21

2,30

3,00

30

21

2,40

24

2,30

Плавание на
25 м

35

Поднимание
туловища из
положения
лежа на
спине (колво за 1
минуту)
Кол-во
тестов в
возрастной
группе

9

6

6

7

6

6

Кол-во
тестов,
которые
необходимо
выполнить
для
получения
знака
отличия
Комплекса*

7

* При выполнении нормативов для получения знаков отличия Комплекса обязательны тесты на быстроту,
гибкость, выносливость и силу.
Уровень физической подготовленности по ОФП для групп 2-года обучения (2 модуль) 9-10 лет.
Мальчики
№
п/п

Виды испытаний
(тесты)
Бронзовый
знак

Серебряный
знак

Девочки
Золотой
знак

Бронзовый
знак

Серебряный
знак

Золотой
знак

Обязательные испытания (тесты)

1.

2.

Бег на 30 м

6,2

6,0

5,4

6,4

6,2

5,6

или бег на 60
м

11,9

11,5

10,4

12,4

12,0

10,8

Бег на 1 км
(мин., сек.)

6.10

5,50

4.50

6.30

6.20

5,10

13

3.

4.

Подтягивание
из виса на
высокой
перекладине
(кол-во раз)

2

3

5

или
подтягивание
из виса лежа
на низкой
перекладине
(кол-во раз)

9

12

20

7

9

15

или сгибание и
разгибание рук
упоре лежа на
полу (кол-во
раз)

10

13

22

5

7

13

Наклон вперед
из положения
стоя с
прямыми
ногами на
полу (от
уровня скамьи
— см)

+2

+4

+8

+3

+5

+11

Испытания (тесты) по выбору
5.

6.

7.

Челночный бег
3*10 м (с)

9,6

9,3

8,5

9,9

9,5

8,7

Прыжок в
длину с
разбега (см)

210

225

285

190

200

250

или прыжок в
длину с места
толчком двумя
ногами (см)

130

140

160

120

130

150

Поднимание
туловища из
положение
лежа на спине
(кол-во за 1
минуту)

27

32

42

24

27

36

Бег на лыжах
на 1 км

8,15

7,45

6,45

10,0

8,20

7,30

или кросс на 2

18,00

16,00

13,00

19,00

17,30

15,00

8.

14

км по
пересеченной
местности
9.

Плавание на
50 м

3,00

2,40

2,30

Кол-во видов
испытаний видов
(тестов) в возрастной
группе
Кол-во испытаний
(тестов), которые
необходимо
выполнить для
получения знака
отличия Комплекса*

3,00

2,40

2,30

7

7

8

9

7

7

8

* При выполнении нормативов для получения знаков отличия Комплекса обязательны испытания (тесты) на
силу, быстроту, гибкость и выносливость.
Уровень физической подготовленности по ОФП для групп 3-год обучения (3 модуль) 11-12 лет.
Мальчики
№
п/п

Виды испытаний
(тесты)

Бронзовы
й знак

Серебряны
й знак

Девочки
Золото
й знак

Бронзовы
й знак

Серебряны
й знак

Золото
й знак

Обязательные испытания (тесты)

1
.

2
.

3
.

Бег на 30 м (с)

5,7

5,5

5,1

6,0

5,8

5,3

или бег на 60 м
(с)

10,9

10,4

9,5

11,3

10,9

10,1

Бег на 1,5 км
(мин., сек.)

8,20

8,05

6,50

8.55

8,29

7,14

или на 2 км
(мин., сек.)

11,10

10,20

9,20

13,00

12,10

10,40

Подтягивание
из виса на
высокой
перекладине
(кол-во раз)

3

4

7

15

4
.

или
подтягивание
из виса лежа на
низкой
перекладине
(кол-во раз)

11

15

23

9

11

17

или сгибание и
разгибание рук
упоре лежа на
полу (кол-во
раз)

13

18

28

7

9

14

Наклон вперед
из положения
стоя на
гимнастическо
й скамье (от
уровня скамьи
— см)

+3

+5

+9

+4

+6

+13

Испытания (тесты) по выбору
5
.

6
.

7
.

8
.

9
.

Челночный бег
3*10 м (с)

9,0

8,7

7,9

9,4

9,1

8,2

Прыжок в
длину с разбега
(см)

270

280

335

230

240

300

или прыжок в
длину с места
толчком двумя
ногами (см)

150

160

180

135

145

165

Поднимание
туловища из
положения
лежа на спине
(кол-во раз в 1
минуту)

32

36

46

28

30

40

Бег на лыжах
на 2 км

14,10

13,50

12,30

15,00

14,40

13,30

или кросс на 3
км по
пересеченной
местности

18,30

17,30

16,00

21,00

20,00

17,40

Плавание на 50
м

1,30

1,20

1,00

1,35

1,25

1,05

16

Кол-во видов
испытаний видов
(тестов) в возрастной
группе
Кол-во испытаний
(тестов), которые
необходимо
выполнить для
получения знака
отличия Комплекса*

9

7

7

8

7

7

8

* При выполнении нормативов для получения знаков отличия Комплекса обязательны испытания (тесты)
на силу, быстроту, гибкость и выносливость.
Уровень физической подготовленности по ОФП для групп 4-год обучения (4 модуль) 13-15 лет.
Мальчики
№
п/п

Виды испытаний
(тесты)

Бронзовый
знак

Серебряный
знак

Девочки
Золотой
знак

Бронзовый
знак

Серебряный
знак

Золотой
знак

Обязательные испытания (тесты)
Бег на 30 м

5,3

5,1

4,7

5,6

5,4

5,0

или бег на 60 м

9,6

9,2

8,2

10,6

10,4

9,6

Бег на 2 км
(мин., сек.)

10,00

9,40

8,10

12.10

11.40

10.00

или на 3 км
(мин., сек.)

15,20

14,50

13,00

—

—

—

Подтягивание из
виса на высокой
перекладине
(кол-во раз)

6

8

12

—

—

—

или
подтягивание из
виса лежа на
низкой
перекладине
(кол-во раз)

13

17

24

10

12

18

или сгибание и
разгибание рук
упоре лежа на
полу (кол-во раз)

20

24

36

8

10

15

1.

2.

3.

17

4.

Наклон вперед
из положения
стоя на
гимнастической
скамье (от
уровня скамьи
— см)

+4

+6

+11

+5

+8

+15

Испытания (тесты) по выбору
5.

6.

7.

8.

9

Челночный бег
3*10 м

8,1

7,8

7,2

9,0

8,8

8,0

Прыжок в длину
с разбега (см)

340

355

415

275

290

340

или прыжок в
длину с места
толчком двумя
ногами (см)

170

190

215

150

160

180

Поднимание
туловища из
положения лежа
на спине (кол-во
раз 1 мин.)

35

39

49

31

34

43

Бег на лыжах на
3 км (мин., сек.)

18,50

17,40

16.30

22.30

21.30

19.30

или на 5 км
(мин., сек.)

30,00

29,15

27,00

—

—

—

или кросс на 3
км по
пересеченной
местности

16,30

16,00

14,30

19,30

18,30

17,00

Плавание на 50
м

1,25

1,15

0,55

1,30

1,20

1,03

7

8

9

Кол-во видов
испытаний видов
(тестов) в возрастной
группе
Кол-во испытаний
(тестов), которые
необходимо выполнить
для получения знака
отличия Комплекса*

9

7

8

9

18

* При выполнении нормативов для получения знаков отличия Комплекса обязательны испытания (тесты)
на силу, быстроту, гибкость и выносливость.

Уровень физической подготовленности по ОФП для групп 5-года обучения (5 модуль) с 16 до 18 лет.
Юноши
№
п/п

Виды испытаний
(тесты)

Бронзовый
знак

Девушки
Серебряный
знак

Золотой
знак

Бронзовый
знак

Серебряный
знак

Золотой
знак

Обязательные испытания (тесты)

1.

Бег на 30 м

4,9

4,7

4,4

5,7

5,5

5,0

или бег на 60 м

8,8

8,5

8,0

10,5

10,1

9,3

или бег на 100 м

14,6

14,3

13,4

17,6

17,2

16,0

Бег на 2 км
(мин., сек.)

—

—

—

12.0

11,20

9,50

или на 3 км
(мин., сек.)

15,00

14,30

12,40

—

—

—

Подтягивание из
виса на высокой
перекладине
(кол-во раз)

9

11

14

—

—

—

или
подтягивание из
виса лежа на
низкой
перекладине
(кол-во раз)

—

—

—

11

13

19

или рывок гири
16 кг

15

18

33

—

—

—

2.

3.

19

4.

или сгибание и
разгибание рук
упоре лежа на
полу (кол-во раз)

27

31

42

9

11

16

Наклон вперед
из положения
стоя на
гимнастической
скамье (от
уровня скамьи
— см)

+6

+8

+13

+7

+9

+16

Испытания (тесты) по выбору
5.

6.

7.

Челночный бег
3*10 м

7,9

7,6

6,9

8,9

8,7

7,9

Прыжок в длину
с разбега (см)

375

385

440

285

300

345

или прыжок в
длину с места
толчком двумя
ногами (см)

195

210

230

160

170

185

Поднимание
туловища из
положения лежа
на спине (кол-во
раз 1 мин.)

36

40

50

33

36

44

Бег на лыжах на
3 км

—

—

—

20,00

19,00

17,00

Бег на лыжах на
5 км

27,30

26,10

24,00

—

—

—

или кросс на 3
км по
пересеченной
местности

—

—

—

19,00

18,00

16,30

или кросс на 5
км по
пересеченной
местности

26,30

25,30

23,30

—

—

—

8.

20

9

Плавание на 50
м

1,15

1,05

0,50

Кол-во видов
испытаний видов
(тестов) в возрастной
группе
Кол-во испытаний
(тестов), которые
необходимо выполнить
для получения знака
отличия Комплекса*

1,28

1,18

1,02

7

8

9

9

7

8

9

* При выполнении нормативов для получения знаков отличия Комплекса обязательны испытания (тесты)
на силу, быстроту, гибкость и выносливость.
МЕДИЦИНСКИЙ КОНТРОЛЬ
К занятиям по ОФП допускаются дети в возрасте от 7-ти до 18-и лет при прохождении ими медосмотра
и врачебного допуска к занятиям. Контроль за здоровьем занимающихся осуществляет тренерпреподаватель совместно с медицинским работником дошкольного, образовательного учреждения и
ДЮСШ.
Задачи:
оперативный контроль за функциональным состоянием занимающихся, оценка
переносимости нагрузок;
выявление отклонений в состоянии здоровья и своевременное назначение лечебнопрофилактических мероприятий.
Содержание и организация:
Медицинский контроль предполагает экспресс-контроль до, в процессе и после тренировки, визуальное
наблюдение, пульсометрию, измерение артериального давления, координационные пробы, пробы на
равновесие.
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА
Личностное развитие детей - одна из основных задач учреждений дополнительного образования.
Высокий профессионализм педагога способствует формированию у ребенка способности выстраивать свою
жизнь в границах достойной жизни достойного человека.
На протяжении многолетней спортивной подготовки тренер формирует у занимающихся прежде всего
патриотизм, нравственные качества (честность, доброжелательность, самообладание, дисциплинированность, терпимость, коллективизм) в сочетании с волевыми (настойчивость, аккуратность,
трудолюбие).
Воспитательные средства:
• личный пример и педагогическое мастерство тренера;
• высокая организация учебно-тренировочного процесса;
• атмосфера трудолюбия, взаимопомощи, творчества;
• дружный коллектив;
• система морального стимулирования;
• наставничество.
Основные воспитательные мероприятия:
• торжественный прием вновь поступивших в школу, проводы выпускников;
• регулярное подведение итогов спортивной деятельности учащихся;
• проведение тематических праздников;
• встречи со знаменитыми спортсменами;
• экскурсии, культпоходы в театры и на выставки;
• тематические диспуты и беседы;
• оформление стендов и газет.
21

Материально-техническое обеспечение
В соответствии с приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 №629
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам» учреждение (МАУ ДО ДЮСШ) определяет нормы
материально-технического обеспечения инвентарем исходя из минимальных потребностей для обеспечения
учебно-тренировочного процесса среднесписочного количества обучающихся.
Список инвентаря:
№ п/п Наименование
Единица
Кол-во Примечание
измерения
1. спортивный зал
шт
1
2. скакалка гимнастическая
шт
10
3. мат гимнастический
шт
5
4. мяч баскетбольный
шт
10
5. мяч волейбольный
шт
10
Помещения для проведения занятий по данной программе отвечает действующим санитарным нормам и
правилам освещенности, вентиляции, отоплению и пожарной безопасности. В помещении находится
медицинская аптечка в полной комплектации.

22

Литература
1.Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11классов
общеобразовательной школы, 1996 г.,
2.«Физическое воспитание детей младшего школьного возраста» Т.Е. Виленская.,
3.Контроль за физической подготовленностью и физическим развитием школьников
Мурманской области В.И. Лях.,
4.В. Яковлев, А. Гриневский «Игры для детей», Москва, «Физкультура и спорт», 1968 год.
5.В.Г. Яковлев, В.П. Ратников «Подвижные игры», Москва, «Просвещение», 1977 год.
6.Е.Н. Арсеньев «Работоспособность и здоровье человека на Севере»
7. Программа для внешкольных учреждений. Баскетбол. Водянникова .А. Москва «Просвещение»
1986 год
8. Коротко И.М. Подвижные игры в занятиях спортом. - М.: ФиС, 1981.
9. Гриндлер К. и др. физическая подготовка футболистов. - М.: ФиС, 1976.
10. Волков Л. В. Обучение и воспитание юного спортсмена. - Киев: Здоров'я, 1984.
11. Майфат СЛ., Малафеева С.Н. Контроль за физической подготовленностью. Екатеринбург, 2003.
12. Внеурочная деятельность. Подготовка к сдаче комплекса ГТО. - В.С Кузнецов, Г.А Колодницкий
Просвещение, 2018 г.
13. Интернет-ресурс. Сайт ВФСК ГТО https://www.gto.ru/

23

Приложение
Примерный календарный учебный график (график образовательного процесса)
Срок обучения –5 лет
Дополнительная общеразвивающая программа в области физической культуры и спорта «Подготовка к ГТО»

Т

Т

Т

Т

Т

Т

Т

И
А

И
А

2

Т

Т

Т

Т

Т

Т

Т

Т

Т

Т

Т

Т

Т

Т

Т

Т

Т

Т

Т

Т

Т

Т

Т

Т

Т

Т

Т

Т

Т

Т

Т

3

Т

Т

Т

Т

Т

Т

Т

Т

Т

Т

Т

Т

Т

Т

Т

Т

Т

Т

Т

Т

Т

Т

Т

Т

Т

Т

Т

Т

Т

Т

Т

4

Т

Т

Т

Т

Т

Т

Т

Т

Т

Т

Т

Т

Т

Т

Т

Т

Т

Т

Т

Т

Т

Т

Т

Т

Т

Т

Т

Т

Т

Т

Т

5

Т

Т

Т

Т

Т

Т

Т

Т

Т

Т

Т

Т

Т

Т

Т

Т

Т

Т

Т

Т

Т

Т

Т

Т

Т

Т

Т

Т

Т

Т

Т

И
А

Т

Т

Т

Т

Т

К К К К К К К К К К К К К К

И
А
И
А
И
А
И
А

И
А
И
А
И
А
И
А

И
А
И
А
И
А
И
А

Т

Т

Т

Т

Т

К К К К К К К К К К К К К К

Т

Т

Т

Т

Т

К К К К К К К К К К К К К К

Т

Т

Т

Т

Т

К К К К К К К К К К К К К К

Т

Т

Т

Т

Т

Каникулы

УТЗ

Всего
39

Т

39

Т

39

Т

39

Т

39

Т

0

Т

0

Т

0

Т

0

Т

0

Т

3

15-21

Т

36

08-14

Т

3

01-07.03

Т

36

22-28

Т

3

15-21

Т

36

08-14

Т

3

25-31

01-07.02

Т

36

18-24

Т

3

11-17

Т

36

04-10

Т

24-30

21-27

28.12-03.01

Т

17-23

14-20

Т

Август

10-16.05

07-13

Т

Июль

03-09.05

23-29

30.11-06.12

Т

Июнь

19-25

16-22

1

Май

26.04-02.05

09-15

12-18

02.10-08.11

05-11

19-25

26.10-01.11

22-28

12-18

Апрель

05-11

Март

21-27

Февраль

28.09-04.10

Январь

14-20

Декабрь

07-13

Ноябрь

01-06

Октябрь

29.03-04.04

Год обучения

Сентябрь

Итоговая

Сводные
данные по
бюджету
времени, нед.

График образовательного процесса

Т – тренировочный процесс
ИА – итоговая аттестация
К – каникулы

24


Наверх

План курсов повышения квалификации 2024-2025гг

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».