Содержание
Пояснительная записка
Планируемые результаты освоения программы
Учебный план учебно-тренировочных занятий
Программный материал
Теоретическая подготовка
Практическая подготовка
Средства диагностики освоения программы по модулям
Медицинский контроль
Воспитательная работа
Литература
Приложение
3
4
7
8
8
8
11
21
21
23
24
2
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа разработана в соответствии с Федеральным законом РФ «Об образовании» от
29.12.2012г. №273 ФЗ, Порядком организации и осуществления образовательной деятельности
по дополнительным общеобразовательным программам (утв. Приказом Министерства
просвещения РФ от 09.11.2018 №196), Приказом Министерства спорта Российской Федерации
от 18 февраля 2015 года г. № 144 «Об утверждении порядка награждения граждан РФ знаком
отличия Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне»
(ГТО) и присвоения им спортивных разрядов, Приказом Министерства образования и науки
РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования»; Постановлением Главного
государственного врача РФ от 04.07.2014г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14
«Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации
дополнительного образования детей».
При разработке программы использованы: Комплексная программа физического воспитания
учащихся 1-11классов общеобразовательной школы, 1996 г., «Физическое воспитание детей
младшего школьного возраста» Т.Е. Виленская, «Контроль за физической подготовленностью и
физическим развитием школьников Мурманской области» В.И. Лях, «Внеурочная деятельность.
Подготовка к сдаче комплекса ГТО» В.С Кузнецов, Г.А Колодницкий, Положением «О
всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» (ГТО),
практические рекомендации по теории и методике физического воспитания, педагогике,
психологии и медицине.
Форма обучения: очная. Язык образования – русский.
Реализация программы направлена на формирование и развитие творческих способностей
детей и удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и
физическом совершенствовании и др. за рамками основного образования. Предполагает
соотнесение содержания учебно-тренировочного процесса с индивидуальными особенностями и
возможностями детей, создание психолого-педагогических условий для формирования
двигательной сферы и развития здоровья школьников на основе их целенаправленной творческодвигательной активности.
Программа физкультурно-спортивной направленности разработана для детей и подростков,
обучающихся в спортивно-оздоровительных группах. В учебных группах осуществляется
физкультурно-оздоровительная и воспитательная работа, направленная на разностороннюю
физическую подготовку и овладение основами вида спорта.
Актуальность: занятия общей физической подготовкой способствуют выполнению объемов
тренировочных нагрузок, предусмотренных требованиями программ по видам спорта,
последовательному и целенаправленному формированию устойчивой взаимосвязи между
различными сторонами подготовленности (физической и технической, физической и тактической,
технической и тактической). Возрождение ВФСК ГТО.
Как следствие, дополнение основных программ занятиями по этим программам
способствуют подготовке спортивного резерва, спортсменов высокого класса, в соответствии с
федеральными стандартами спортивной подготовки, выполнению нормативных требований
спортивных разрядов, для включения в сборные команды ЗАТО и области.
Предлагаемая программа регламентирует организационно-методические и содержательные
аспекты работы с детьми 7-18-ти лет с учетом возрастных психофизиологических особенностей
школьников и условий ДЮСШ.
Учебно-тематическое планирование составлено в соответствие с особенностями учебнотренировочного процесса при реализации программы в условиях Крайнего Севера.
Цель программы: выполнение нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного
комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) и выполнение разрядных требований по видам спорта
посредством физического развития учащихся, повышения уровня физической подготовленности с
учётом индивидуальных особенностей каждого учащегося.
Задачи программы:
3
- привлечение максимально возможного числа детей к систематическим занятиям спортом,
направленным на освоение здорового образа жизни, воспитание физических, эстетических,
морально - этических и волевых качеств;
- расширение двигательного опыта за счет упражнений, ориентированных на развитие основных
физических качеств, повышение функциональных возможностей основных систем организма, в
том числе в подготовке к выполнению нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного
комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО);
- развитие координационных и кондиционных способностей;
- обучение подвижным играм и упражнениям базовых видов спорта: гимнастика, легкая атлетика,
спортивные игры (баскетбол, футбол), плавание.
- воспитание двигательных качеств, направленных на развитие выносливости, быстроты, силы,
ловкости, координации и гибкости;
- воспитание потребности, а также умения самостоятельно заниматься физическими
упражнениями; сознательное их применение для отдыха, тренировки, повышения
работоспособности и профилактики заболеваний;
- способствование достижению уровня спортивных успехов сообразно способностям.
Планируемые результаты освоения программы
К концу 1 года обучения учащиеся должны
знать:
- требования к сдаче нормативов ГТО, соответствующих возрастной ступени
обучающегося;
- основные понятия и их определение;
- технику безопасности на занятиях, правила безопасного поведения;
уметь:
- использовать разнообразные формы и виды физкультурной деятельности для
организации здорового образа жизни, активного отдыха и досуга, в том числе в подготовке к
выполнению нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду
и обороне» (ГТО) в соответствии с ступенями и разрядных требований по видам спорта с учётом
индивидуальных особенностей каждого учащегося;
Личностные результаты:
- формирование опыта общения и взаимодействия в коллективе;
Метапредметные результаты:
- формирование умения осознанного построения речевого высказывания в устной форме;
К концу 2 года обучения учащиеся должны
знать:
- требования к сдаче нормативов ГТО, соответствующих возрастной ступени
обучающегося;
- требования и условия выполнения норм для присвоения спортивных разрядов и
спортивных званий в соответствии с ЕВСК;
- правила личной гигиены и гигиенические требования на занятиях физической культурой и
спортом;
уметь:
- использовать разнообразные формы и виды физкультурной деятельности для
организации здорового образа жизни, активного отдыха и досуга, в том числе в подготовке к
выполнению нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и
обороне» (ГТО) в соответствии с ступенями и разрядных требований по видам спорта с учётом
индивидуальных особенностей каждого учащегося;
- выполнять общие физические упражнения в соответствии с возрастом и
подготовленностью;
Личностные результаты:
- формирование опыта общения и взаимодействия в коллективе;
Метапредметные результаты:
4
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
К концу 3 года обучения учащиеся должны
знать:
- требования к сдаче нормативов ГТО, соответствующих возрастной ступени
обучающегося;
- требования и условия выполнения норм для присвоения спортивных разрядов и
спортивных званий в соответствии с ЕВСК;
- правила основных подвижных игр;
уметь:
- демонстрировать свои двигательные умения и навыки, координацию и гибкость в
процессе учебно-тренировочных занятий, подвижных и спортивных игр;
Личностные результаты:
- формирование опыта общения и взаимодействия в коллективе;
- формирование положительных личностных качеств: силы воли, дисциплинированности,
трудолюбия и упорства в достижении цели, выдержки и самообладания.
Метапредметные результаты:
- формирование способов позитивного взаимодействия со сверстниками;
К концу 4 года обучения учащиеся должны
знать:
- требования к сдаче нормативов ГТО, соответствующих возрастной ступени
обучающегося;
- требования и условия выполнения норм для присвоения спортивных разрядов и
спортивных званий в соответствии с ЕВСК;
- правила основных видов спорта;
уметь:
- демонстрировать свои двигательные умения и навыки, координацию и гибкость в
процессе учебно-тренировочных занятий, подвижных и спортивных игр;
- выстраивать режим дня и выполнять его.
Личностные результаты:
- формирование положительных личностных качеств: силы воли, дисциплинированности,
трудолюбия и упорства в достижении цели, выдержки и самообладания.
Метапредметные результаты:
- формирование умения планировать собственную деятельность с учетом требований ее
безопасности;
К концу 5 года обучения учащиеся должны
знать:
- требования к сдаче нормативов ГТО, соответствующих возрастной ступени
обучающегося;
- требования и условия выполнения норм для присвоения спортивных разрядов и
спортивных званий в соответствии с ЕВСК;
- правила основных видов спорта;
уметь:
- выполнять общие физические упражнения в соответствии с возрастом и
подготовленностью;
- демонстрировать свои двигательные умения и навыки, координацию и гибкость в
процессе учебно-тренировочных занятий, подвижных и спортивных игр;
Личностные результаты:
- формирование положительных личностных качеств: силы воли, дисциплинированности,
трудолюбия и упорства в достижении цели, выдержки и самообладания.
Метапредметные результаты:
- формирование умения характеризовать явления (действия и поступки), давать им
объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта.
5
Контроль результатов освоения программы осуществляется следующими способами:
- текущий контроль знаний в процессе устного опроса;
- сдача контрольных нормативов (в начале и в конце учебного года);
- текущий контроль двигательных умений и навыков в процессе наблюдения за
индивидуальной работой;
- тематический контроль умений и навыков после изучения тем;
- взаимоконтроль;
- самоконтроль;
- итоговый контроль умений и навыков;
- контроль за состоянием здоровья: количество острых заболеваний в год, показатели
физического развития, группа здоровья.
Форма представления результатов: открытые занятия, сдача нормативов Всероссийского
физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) в соответствии с
ступенями и выполнение разрядных требований.
Формы аттестации: сдача контрольных нормативов в соответствии с ступенями.
Оценочные материалы: контрольные нормативы по ОФП.
Учебный материал программы представлен в разделах отражающих теоретическую,
практическую подготовку обучающихся в пределах объема учебных часов, в зависимости от
возраста занимающихся, содержания воспитательной работы, а также контрольно-переводные
нормативы по возрастным категориям.
Теоретический раздел программы реализуется в процессе тренировочного занятия в форме
пояснений, бесед для развития у детей элементарных представлений о безопасности
жизнедеятельности и основах здорового образа жизни, обращая внимание на правила
целесообразного поведения, необходимость и полезность физической активности и личной
гигиены, значение и способы выполнения конкретных упражнений.
Занятия ОФП (общая физическая подготовка) направлены на развитие у учащегося такие
качества, как: сила, выносливость, резкость, прыгучесть, гибкость координация, подготовка к
выполнению легкоатлетических нормативов ГТО. Все эти качества необходимы не только для
занятий определенным видом спорта, но и для гармоничного развития физических качеств
человека. Особенно важны занятия ОФП в детском и подростковом возрасте.
В содержании программы приводится перечень всех основных движений, игр и игровых
заданий с элементами спорта, а также подражательных движений и упражнений с основами
баскетбола, футбола, плавания.
Годовой план рассчитан на 39 недель обучения (117 часов). Продолжительность одного
занятия один академический час (45 мин)
Срок реализации программы – 5 лет (195 недель).
Объем программы – 585 часов
Этапы
подготовки
Общефизичес
кая
подготовка
Период
обучения
1
2
3-4
5
Режим учебно-тренировочной работы
Минимальное Оптимальная Максимальный
кол-во
наполняемость объем часов в
учащихся в
групп, чел.
неделю
группе, чел.
12
12-25
3
12
12-25
3
10
10-25
3
8
8-25
3
Уровень
спортивной
подготовленн
ости
Прирост
показателей
по ОФП
Наполняемость учебных групп и объем учебно-тренир25овочной нагрузки определены с
учетом техники безопасности.
6
Расписание занятий (тренировок) составляется с учётом времени обучения занимающихся в
общеобразовательных учреждениях в целях установления благоприятного режима тренировок и
отдыха.
Основными формами учебно-тренировочного процесса являются: групповые учебнотренировочные занятия, участие в соревнованиях по ОФП, тестирование и медицинский контроль.
Особенностью планирования программного материала является сведение всех параметров
нагрузок, средств и методов тренировки и контроля в одну принципиальную схему годичного
цикла тренировки.
Основными показателями выполнения программных требований являются:
- сдача нормативов по ОФП, а также знание основ гигиены и самоконтроля.
- сдача ВФСК ГТО, выполнение обязательных испытаний (тестов) ВФСК ГТО,
соответствующих возрастным ступеням, всестороннюю физическую подготовку и изучение основ
знаний о физической культуре.
Обучающимся, не выполнившим предъявляемые требования предоставляется
возможность продолжить обучение повторно .
Формы подведения итогов реализации программы: контрольное учебно-тренировочное
занятие, соревнования по ОФП.
В программе определены допустимые объемы тренировочных нагрузок по основным
средствам с учетом возрастных особенностей и должного уровня физической, функциональной
подготовленности занимающихся.
Учебный план учебно-тренировочных занятий в группах
на 1 год (39 недель) 3ч. в неделю
№
п/п
1.
2.
3.
4.
1.
2.
3.
Содержание занятий
1 год
2 год
3 год
4 год
5 год
обучения обучения обучения обучения обучения
(ч)
(ч)
(ч)
(ч)
(ч)
I. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
Техника безопасности и правила
1
1
1
поведения на занятиях.
Физическая культура и спорт в
России. Состояние и развитие спорта
1
1
1
в России.
Воспитание нравственных и волевых
качеств спортсмена. Гигиенические
1
1
1
требования к занимающимся спортом.
Влияние физических упражнений на
организм спортсмена. Профилактика
1
1
1
заболеваемости и травматизма в
спорте
Итого
4
4
4
II. ПРАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
Строевые упражнения
10
10
10
Общеразвивающие упражнения с
14
14
14
предметами и без предметов
Подвижные игры с основами
спортивных игр из них в том числе:
17
17
17
на материале гимнастики с
элементами акробатики
на материале лёгкой атлетики
21
21
21
на материале спортивной игры в
15
15
15
баскетбол
на материале спортивной игры в
13
13
13
футбол
на материале плавания
17
17
17
1
1
1
1
1
1
Формы
аттестации/
контроля
Опрос
Беседа
Беседа
Беседа
1
1
4
4
10
10
14
14
17
17
21
21
15
15
13
13
17
17
Наблюдение
Упражнения
Тесты ОФП
7
4. Итоговая аттестация
III. МЕДИЦИНСКОЕ
ОБСЛЕДОВАНИЕ
3
3
Итого
Общее количество часов
113
117
3
3
3
3
3
3
3
3
113
117
113
117
113
117
113
117
Наблюдение
ПРОГРАММНЫЙ МАТЕРИАЛ
Теоретическая подготовка
Тема №1. Техника безопасности и правила поведения на занятиях.
Требования к поведению занимающихся на занятиях в спортивном зале, плавательном бассейне.
Использованием гимнастических предметов, инвентаря. Меры страховки и самостраховки.
Тема №2. Физическая культура и спорт в России
Понятие «физическая культура». Физическая культура как составная часть общей культуры. Значение ее
для укрепления здоровья, физического развития граждан России в их подготовке к труду и защите Родины.
Роль физической культуры в воспитании подрастающего поколения.
Тема № 3. Состояние и развитие спорта в России.
История развития спорта. Достижения спортсменов России на мировой арене. Количество занимающихся в
России и в мире. Спортивные сооружения для занятий спортом. Выступлений наших спортсменов на
соревнованиях разного ранга.
Тема №4. Воспитание нравственных и волевых качеств спортсмена
Решающая роль социальных начал в мотивации спортивной деятельности. Спортивно-этическое
воспитание. Психологическая подготовка в процессе спортивной тренировки. Воспитание чувства
ответственности перед коллективом. Инициативность, самостоятельность и творческое отношение к
занятиям.
Тема № 5. Гигиенические требования к занимающимся спортом
Понятие о гигиене и санитарии. Дыхание. Значение дыхания для жизнедеятельности организма.
Гигиенические требования к питанию спортсменов. Значение витаминов. Режим питания. Пищевые
отравления и их профилактика. Гигиеническое значение кожи. Уход за телом, полостью рта и зубами.
Гигиенические требования к спортивной одежде и обуви. Правильный режим дня для спортсмена.
Значение сна, утренней гимнастики в режиме юного спортсмена. Профилактика вредных привычек.
Тема № 6. Влияние физических упражнений на организм спортсмена. Профилактика заболеваемости
и травматизма в спорте.
Понятия об утомлении и переутомлении. Причины утомления. Режим отдыха. Активный отдых.
Самомассаж. Влияние различных упражнений на разные группы мышц.
Простудные заболевания. Причины и профилактика. Закаливание организма. Виды закаливания. Общее
понятие об инфекционных заболеваниях, источники инфекции и пути их распространения.
Предупреждение инфекционных заболеваний при занятиях спортом. Пути распространения инфекционных
заболеваний. Меры личной и общественной профилактики. Профилактика спортивного травматизма.
Практическая подготовка
Строевые упражнения:
- выполнение команд «Направо!», «Налево!», «Кругом!» на месте и в движении;
- перестроение из одной шеренги в две;
- из колонны по одному в колонну по три
- повороты в движении;
- передвижение в обход, противоходом, змейкой, по кругу;
- размыкание вправо, влево, от середины.
- подвижные игры «К своим флажкам», «Быстро по местам», «Ровным кругом» и др.
Упражнения в ходьбе:
- ходьба с подскоками и прыжками вверх;
- ходьба в сочетании с движениями рук и туловища;
- ходьба с поворотами на 180, 360°; *
- ходьба с поворотами на 180, 360° прыжком.
Упражнения в беге:
- бег с подниманием прямых ног вперед;
8
- бег с подниманием прямых ног назад;
- бег с поворотами на 360°;
- бег с поворотами на 360° прыжком;
- бег с прыжками в сторону;
- бег с прыжками вверх;
- бег с прыжками в длину.
Общая физическая подготовка
Строевые упражнения: команды для управления группой, понятие о строе и командах, шеренга, колонна,
дистанция и интервал;
Виды строя: в одну, в две шеренги, в колонну по одному, по два. Сомкнутый и разомкнутый строй. Виды
размыкания. Перестроения. Основная стойка. Действия в строю на месте и в движении. Походный
строевой шаг. Переход с шага на бег и с бега на шаг. Изменение скорости движения. Остановка во время
движения шагом и бегом.
Гимнастические упражнения: для рук и плечевого пояса. Упражнения без предметов индивидуальные и
парные. Упражнения с набивными мячами.
Упражнения с гимнастическими палками. Упражнения для мышц туловища и шеи.
Упражнения на гибкость.
Наклоны, повороты, вращения.
Упражнения с амортизаторами, на
гимнастических снарядах. Упражнения для мышц ног, таза.
Упражнения с набивными мячами, гантелями, тренажерами.
Упражнения для рук и плечевого пояса. Из различных исходных положений (в основной стойке, на
коленях, сидя, лежа) - сгибание и разгибание рук, вращения, махи, отведение и приведение, рывки
одновременно обеими руками и разновременно, то же во время ходьбы и бега.
Упражнения для ног. Поднимание на носки; сгибание ног в тазобедренных суставах; приседания;
отведения; приведения и махи ногой в переднем, заднем и боковом направлениях, выпады, пружинистые
покачивания в выпаде; подскоки из различных исходных положений ног (вместе, на ширине плеч, одна
впереди другой и т.п.); сгибание и разгибание ног в смешанных висах и упорах; прыжки.
Упражнения для шеи и туловища. Наклоны, вращения, повороты головы; наклоны туловища, круговые
вращения туловищем, повороты туловища, поднимание прямых и согнутых ног в положении лежа на
спине; из положения лежа на спине переход в положение сидя; смешанные упоры в положении лицом и
спиной вниз; угол из исходного положения лежа, сидя и в положении виса; различные сочетания этих
движений.
Упражнения для всех групп мышц. Могут выполняться с короткой и длинной скакалкой, гантелями,
набивными мячами, мешочками с песком, резиновыми амортизаторами, палками, со штангой (для
юношей). Упражнения для развития силы. Упражнения с преодолением собственного веса: подтягивание
из виса, отжимание в упоре, приседания на одной и двух ногах. Преодоление веса и сопротивления
партнера. Переноска и перекладывание груза. Лазанье по канату, шесту, лестнице. Перетягивание каната.
Упражнения на гимнастической стенке. Упражнения с гантелями. Упражнения с набивными мячами.
Упражнения для развития быстроты. Повторный бег по дистанции от 30 до 100 м со старта и с ходу с
максимальной скоростью. Бег по наклонной плоскости вниз. Бег за лидером (велосипедист, более быстрый
спортсмен). Бег с задачей догнать партнера. Выполнения общеразвивающие упражнений в максимальном
темпе.
Упражнения для развития гибкости. Общеразвивающие упражнения с широкой амплитудой движения.
Упражнения с помощью партнера (пассивные наклоны, отведения ног, рук до предела, мост, шпагат).
Упражнения с гимнастической палкой или сложенной вчетверо скакалкой: наклоны и повороты туловища с
различными положениями предметов (вверх, вперед, вниз, за голову, на спину); перешагивание и
перепрыгивание, «выкруты» и круги. Упражнения на гимнастической стенке, гимнастической скамейке.
Упражнения для развития ловкости. Разнонаправленные движения рук и ног. Кувырки вперед, назад, в
стороны с места, с разбега и с прыжка. Перевороты вперед, в стороны, назад. Прыжки с подкидного
мостика. Упражнения в равновесии на гимнастической скамейке, бревне. Жонглирование двумя-тремя
теннисными мячами. Метание мячей в подвижную и неподвижную цель. Упражнения типа «полоса
препятствий»: с перелазанием, пролезанием, перепрыгиванием, кувырками, с различными перемещениями,
переноской нескольких предметов одновременно (четырех баскетбольных мячей), ловлей и метанием
мячей.
Упражнения для развития скоростно-силовых качеств. Многократные прыжки с ноги на ногу, на двух
ногах. Перепрыгивание предметов (скамеек, мячей и др.), «чехарда». Прыжки в глубину. Бег и прыжки по
лестнице вверх и вниз. Бег с отягощениями с предельной интенсивностью. Поднимание туловища с
касанием грудью колен из положения лёжа на спине, согнутые ноги на возвышении (стул, скамейка).
Поднимание туловища из положения лёжа спиной на наклонной скамейке, ноги закреплены. Поднимание
9
туловища из положения лёжа на спине, руки с гантелями на груди, ноги согнуты в коленях. Игры с
отягощениями. Эстафеты комбинированные с бегом, прыжками, метаниями.
Групповые упражнения с гимнастической скамейкой.
Упражнения для развития общей выносливости. Бег равномерный и переменный па 500, 600, 1000 м. Кросс
на дистанции для девушек-от1до 3 км, для юношей от1до 5 км. Дозированный бег по пересеченной
местности от 3 мин до 1 ч (для разных возрастных групп). Плавание с учетом и без учета времени. Ходьба
на лыжах на длинные дистанции. Прыжки на скакалке. Спортивные игры на время: баскетбол, минифутбол (для мальчиков и девочек). Туристические походы.
Специальная физическая подготовка
Беговые упражнения: бег с низкого старта, бег с высоким подниманием бедра, с захлестыванием голени, с
выносом вперед прямых ног и т.д.; медленный
бег и его разновидности, ускорения на отрезках 20-50 м, задания скоростной направленности, задания
скоростно-силовой направленности, задания на выносливость, барьерный бег.
Силовые упражнения: упражнения для развития силы мышц рук, ног, живота; с отягощениями, с
партнерами, с многократным повторением, на тренажерах, с гимнастическими снарядами, с
легкоатлетическим снарядами и др.
Прыжковые упражнения: ходьба и бег с подскоками, силовые и специальные упражнения на маховую ногу,
на толчковую; прыжки в длину с разбега, с места, прыжки в высоту с разбега, с места, прыжки в глубину
(соскок), многоскоки, прыжки на одной ноге.
Кроссовая подготовка: бег по переменной местности 500 - 2 - км. Бег по переменной местности на время
10-15 - 20 минут. Бег по стадиону на выносливость 1:2:3 км на время 5-I0-I5-10 минут.
Имитационные упражнения: имитация элементов техники прыжков, бега, метаний, приземлений,
отталкиваний, низкого старта.
Техническая подготовка по видам спорта
Плавание
Передвижение по дну шагом, бегом, прыжками и т.д.; передвижение по дну ногами с помощью гребковых
движений руками; погружение под воду с открытыми глазами, задержав дыхание, передвижение под водой;
дыхательные упражнения, погружение под воду с выдохом, вдох-выдох на поверхности воды, вдох
кролем на груди; в сочетании с дыханием, с гребковыми движениями рук.
Упражнение для закрепления техники плавания способом «кроль»: 1) плавание с помощью движений
ногами и с различным положением рук; 2) плавание на спине с помощью одновременного гребка до бёдер
двумя руками; 3) плавание на спине с помощью непрерывных движений ногами и поочерёдных гребков
руками.
Упражнение для закрепления техники плавания способом «брасс»: 1) плавание с помощью движений
ногами брассом в согласовании с дыханием, с доской в вытянутых руках; 2) плавание с помощью
непрерывных движений руками брассом в согласовании с дыханием; 3) плавание «раздельным» брассом
(на один гребок руками выполняется сначала два затем одно движение ногами).
Старты из воды толчком от стенки бассейна. Повторное проплывание дистанций 25, 50м произвольным
способом с уменьшающим интервалом отдыха.
Лыжные гонки
Техника передвижения на лыжах: положение туловища и ног, работы рук, положение палок при
отталкивании, передвижение ступающим и скользящим шагом без палок. Обучение общей схеме
выполнения классических и коньковых способов передвижения на лыжах. Обучение специальным
подготовительным упражнениям, направленным на овладение рациональной техникой скользящего шага,
на развитие равновесия при одноопорном скольжении, на согласованную работу рук и ног при
передвижении на лыжах различными способами.
Совершенствование основных элементов техники классических лыжным ходов в облегченных условиях.
Обучение технике спуска со склонов ввысокой, средней и низкой стойках. Обучение преодолению
подъемов «елочкой», «полуёлочкой», ступающим, скользящим, беговым шагом. Обучение торможению
«плугом», «упором» «поворотом», соскальзыванием, падением. Обучение поворотам на месте и в
движении.
Легкая атлетика
Бег на короткие дистанции: положение бегуна на старте и старт, стартовый разгон, бег по дистанции,
финиширование.
Упражнения направленные на формирование техники движений. Высокий старт от 5 до 10 м. Бег с низкого
старта. Бег с максимальной скоростью 10 м: с места, с хода. челночный бег 2X10—15 м, 3X5 м, ЗХЮ м.
Эстафеты с челночным бегом 4X9 м, ЗХЮ м, 2x3 + 2x6 + 2X9 м.
10
Бег на средние и длинные дистанции: Обучение технике бега по дистанции с заданной скоростью.
Развитие скоростной выносливости и специальной выносливости при помощи подвижных игр. Бег на
дистанции100 м,200м,400м, 1000м.Бег на 2км,3 км.
Метание (теннисного мяча, спортивного снаряда) на дальность.
Разбег (предварительный и
заключительный), держание и выбрасывание малого мяча, метание различными способами.
Броски мяча в землю (перед собой) хлёстким движением кисти. Метание мяча(снаряда) способом «из-за
спины через плечо» с места из исходного положения стоя боком к направлению броска. Бег с
мячом(снарядом) в руке (над плечом). Метание мяча с прямого разбега на технику. Метание мяча на
заданное расстояние и на результат с соблюдением правил соревнований. Метание на дальность мячей,
различных на весу. Броски набивного мяча (1 кг) двумя руками из-за головы: с места, с шага.
Прыжки: разбег, отталкивание, полёт, приземление. Прыжки в длину с 6 – 8 шагов разбега способом
«согнув ноги» через препятствие высотой 50 -60 см (натянутая резиновая лента), установленное на
расстоянии, примерно равном половине дальности прыжка. Прыжки с 10 – 12 шагов разбега на технику и
на результат. Приседания и полуприседания на толчковой ноге с опорой рукой о рейку гимнастической
стенки
Подвижные игры
Игры с использованием гимнастических, легкоатлетических (бег, прыжки, метание) видов движений:
«Гонка мячей», «Салки», «Невод», «Метко - в цель», «Подвижная цель», «Вызов номеров», «Подхватить
палку», «Вороны и воробьи», «Перестрелка», «Рэгби», «снайперы», «Мяч соседу», «Удочка», «воробьи и
вороны», «Ловля оленей», «Русская лапта», «Весёлые старты». Эстафеты
(легкоатлетические,
гимнастические, с предметами) «Эстафета с бегом», «Мяч - среднему», «Встречная эстафета» и
(расстояние 15— 20 м), «Линейная эстафета» (расстояние до поворотной стойки, конуса 15 м). т.д.
Подвижные игры на воде: «Кто дальше проскользит» (скольжение -на груди и на спине), «Торпеды»
(скольжение на груди с движением ногами кролем), «Кто быстрее» (плавание кролем на груди с доской в
руках и без доски), «Кто дальше проплывёт» (проплыть любым способом наибольшее расстояние),
эстафетное плавание (желательно поперёк бассейна) — 12—15 м. Игры в зимний период: «Аист», «Кто
сделает меньше скользящих шагов», «Самокат», «Быстрый лыжник», «Встречная эстафета», «Быстрая
команда».
Спортивные игры: Баскетбол, Плавание, Мини-футбол
Средства диагностики освоения программы по модулям.
Результатом освоения программы предполагается подготовка учащихся к успешному выполнению
и непосредственное выполнение учащимися различных возрастных групп (от 7 до 18 лет) установленных
нормативных требований по трем уровням трудности, соответствующим золотому, серебряному и
бронзовому знакам отличия «Готов к труду и обороне» (ГТО).
Уровень физической подготовленности по ОФП для групп 1-года обучения (1 модуль) 7-8 лет.
Девочки
№
п/п
Бронзовый
знак
Серебряный
знак
Мальчики
Золотой
знак
Бронзовый
знак
Серебряный
знак
Золотой
знак
Виды
испытаний
Обязательные виды
10,6
10,4
9,5
10,3
10,0
9,2
Челночный
бег 3х10 м
(сек.)
7,1
6,8
6,2
6,9
6,7
6,0
или бег на 30
м (сек.)
7,35
7,05
6,00
7,10
6,40
5,20
Смешанное
1.
2.
11
передвижени
е (1 км)
2
3.
4
4
4.
+3
6
6
+5
11
11
+9
6
7
+1
3
9
10
+3
4
Подтягивани
е из виса на
высокой
перекладине
(кол-во раз)
15
или
подтягивани
е из виса
лежа на
низкой
перекладине
(кол-во раз)
17
или сгибание
и разгибание
рук в упоре
лежа на полу
(кол-во раз)
+7
Наклон
вперед из
положения
стоя на
гимнастичес
кой скамье
(от уровня
скамьи —
см)
140
Прыжок в
длину с
места
толчком
двумя
ногами (см)
4
Метание
теннисного
мяча в цель,
дистанция 6
м (кол-во
попаданий)
8,00
Бег на
лыжах на 1
км (мин.,
сек.)
На выбор
5.
6.
7.
105
1
11,00
115
2
9,30
135
3
8,30
110
2
10,15
120
3
9,00
12
8.
9.
3,00
18
2,40
21
2,30
3,00
30
21
2,40
24
2,30
Плавание на
25 м
35
Поднимание
туловища из
положения
лежа на
спине (колво за 1
минуту)
Кол-во
тестов в
возрастной
группе
9
6
6
7
6
6
Кол-во
тестов,
которые
необходимо
выполнить
для
получения
знака
отличия
Комплекса*
7
* При выполнении нормативов для получения знаков отличия Комплекса обязательны тесты на быстроту,
гибкость, выносливость и силу.
Уровень физической подготовленности по ОФП для групп 2-года обучения (2 модуль) 9-10 лет.
Мальчики
№
п/п
Виды испытаний
(тесты)
Бронзовый
знак
Серебряный
знак
Девочки
Золотой
знак
Бронзовый
знак
Серебряный
знак
Золотой
знак
Обязательные испытания (тесты)
1.
2.
Бег на 30 м
6,2
6,0
5,4
6,4
6,2
5,6
или бег на 60
м
11,9
11,5
10,4
12,4
12,0
10,8
Бег на 1 км
(мин., сек.)
6.10
5,50
4.50
6.30
6.20
5,10
13
3.
4.
Подтягивание
из виса на
высокой
перекладине
(кол-во раз)
2
3
5
или
подтягивание
из виса лежа
на низкой
перекладине
(кол-во раз)
9
12
20
7
9
15
или сгибание и
разгибание рук
упоре лежа на
полу (кол-во
раз)
10
13
22
5
7
13
Наклон вперед
из положения
стоя с
прямыми
ногами на
полу (от
уровня скамьи
— см)
+2
+4
+8
+3
+5
+11
Испытания (тесты) по выбору
5.
6.
7.
Челночный бег
3*10 м (с)
9,6
9,3
8,5
9,9
9,5
8,7
Прыжок в
длину с
разбега (см)
210
225
285
190
200
250
или прыжок в
длину с места
толчком двумя
ногами (см)
130
140
160
120
130
150
Поднимание
туловища из
положение
лежа на спине
(кол-во за 1
минуту)
27
32
42
24
27
36
Бег на лыжах
на 1 км
8,15
7,45
6,45
10,0
8,20
7,30
или кросс на 2
18,00
16,00
13,00
19,00
17,30
15,00
8.
14
км по
пересеченной
местности
9.
Плавание на
50 м
3,00
2,40
2,30
Кол-во видов
испытаний видов
(тестов) в возрастной
группе
Кол-во испытаний
(тестов), которые
необходимо
выполнить для
получения знака
отличия Комплекса*
3,00
2,40
2,30
7
7
8
9
7
7
8
* При выполнении нормативов для получения знаков отличия Комплекса обязательны испытания (тесты) на
силу, быстроту, гибкость и выносливость.
Уровень физической подготовленности по ОФП для групп 3-год обучения (3 модуль) 11-12 лет.
Мальчики
№
п/п
Виды испытаний
(тесты)
Бронзовы
й знак
Серебряны
й знак
Девочки
Золото
й знак
Бронзовы
й знак
Серебряны
й знак
Золото
й знак
Обязательные испытания (тесты)
1
.
2
.
3
.
Бег на 30 м (с)
5,7
5,5
5,1
6,0
5,8
5,3
или бег на 60 м
(с)
10,9
10,4
9,5
11,3
10,9
10,1
Бег на 1,5 км
(мин., сек.)
8,20
8,05
6,50
8.55
8,29
7,14
или на 2 км
(мин., сек.)
11,10
10,20
9,20
13,00
12,10
10,40
Подтягивание
из виса на
высокой
перекладине
(кол-во раз)
3
4
7
15
4
.
или
подтягивание
из виса лежа на
низкой
перекладине
(кол-во раз)
11
15
23
9
11
17
или сгибание и
разгибание рук
упоре лежа на
полу (кол-во
раз)
13
18
28
7
9
14
Наклон вперед
из положения
стоя на
гимнастическо
й скамье (от
уровня скамьи
— см)
+3
+5
+9
+4
+6
+13
Испытания (тесты) по выбору
5
.
6
.
7
.
8
.
9
.
Челночный бег
3*10 м (с)
9,0
8,7
7,9
9,4
9,1
8,2
Прыжок в
длину с разбега
(см)
270
280
335
230
240
300
или прыжок в
длину с места
толчком двумя
ногами (см)
150
160
180
135
145
165
Поднимание
туловища из
положения
лежа на спине
(кол-во раз в 1
минуту)
32
36
46
28
30
40
Бег на лыжах
на 2 км
14,10
13,50
12,30
15,00
14,40
13,30
или кросс на 3
км по
пересеченной
местности
18,30
17,30
16,00
21,00
20,00
17,40
Плавание на 50
м
1,30
1,20
1,00
1,35
1,25
1,05
16
Кол-во видов
испытаний видов
(тестов) в возрастной
группе
Кол-во испытаний
(тестов), которые
необходимо
выполнить для
получения знака
отличия Комплекса*
9
7
7
8
7
7
8
* При выполнении нормативов для получения знаков отличия Комплекса обязательны испытания (тесты)
на силу, быстроту, гибкость и выносливость.
Уровень физической подготовленности по ОФП для групп 4-год обучения (4 модуль) 13-15 лет.
Мальчики
№
п/п
Виды испытаний
(тесты)
Бронзовый
знак
Серебряный
знак
Девочки
Золотой
знак
Бронзовый
знак
Серебряный
знак
Золотой
знак
Обязательные испытания (тесты)
Бег на 30 м
5,3
5,1
4,7
5,6
5,4
5,0
или бег на 60 м
9,6
9,2
8,2
10,6
10,4
9,6
Бег на 2 км
(мин., сек.)
10,00
9,40
8,10
12.10
11.40
10.00
или на 3 км
(мин., сек.)
15,20
14,50
13,00
—
—
—
Подтягивание из
виса на высокой
перекладине
(кол-во раз)
6
8
12
—
—
—
или
подтягивание из
виса лежа на
низкой
перекладине
(кол-во раз)
13
17
24
10
12
18
или сгибание и
разгибание рук
упоре лежа на
полу (кол-во раз)
20
24
36
8
10
15
1.
2.
3.
17
4.
Наклон вперед
из положения
стоя на
гимнастической
скамье (от
уровня скамьи
— см)
+4
+6
+11
+5
+8
+15
Испытания (тесты) по выбору
5.
6.
7.
8.
9
Челночный бег
3*10 м
8,1
7,8
7,2
9,0
8,8
8,0
Прыжок в длину
с разбега (см)
340
355
415
275
290
340
или прыжок в
длину с места
толчком двумя
ногами (см)
170
190
215
150
160
180
Поднимание
туловища из
положения лежа
на спине (кол-во
раз 1 мин.)
35
39
49
31
34
43
Бег на лыжах на
3 км (мин., сек.)
18,50
17,40
16.30
22.30
21.30
19.30
или на 5 км
(мин., сек.)
30,00
29,15
27,00
—
—
—
или кросс на 3
км по
пересеченной
местности
16,30
16,00
14,30
19,30
18,30
17,00
Плавание на 50
м
1,25
1,15
0,55
1,30
1,20
1,03
7
8
9
Кол-во видов
испытаний видов
(тестов) в возрастной
группе
Кол-во испытаний
(тестов), которые
необходимо выполнить
для получения знака
отличия Комплекса*
9
7
8
9
18
* При выполнении нормативов для получения знаков отличия Комплекса обязательны испытания (тесты)
на силу, быстроту, гибкость и выносливость.
Уровень физической подготовленности по ОФП для групп 5-года обучения (5 модуль) с 16 до 18 лет.
Юноши
№
п/п
Виды испытаний
(тесты)
Бронзовый
знак
Девушки
Серебряный
знак
Золотой
знак
Бронзовый
знак
Серебряный
знак
Золотой
знак
Обязательные испытания (тесты)
1.
Бег на 30 м
4,9
4,7
4,4
5,7
5,5
5,0
или бег на 60 м
8,8
8,5
8,0
10,5
10,1
9,3
или бег на 100 м
14,6
14,3
13,4
17,6
17,2
16,0
Бег на 2 км
(мин., сек.)
—
—
—
12.0
11,20
9,50
или на 3 км
(мин., сек.)
15,00
14,30
12,40
—
—
—
Подтягивание из
виса на высокой
перекладине
(кол-во раз)
9
11
14
—
—
—
или
подтягивание из
виса лежа на
низкой
перекладине
(кол-во раз)
—
—
—
11
13
19
или рывок гири
16 кг
15
18
33
—
—
—
2.
3.
19
4.
или сгибание и
разгибание рук
упоре лежа на
полу (кол-во раз)
27
31
42
9
11
16
Наклон вперед
из положения
стоя на
гимнастической
скамье (от
уровня скамьи
— см)
+6
+8
+13
+7
+9
+16
Испытания (тесты) по выбору
5.
6.
7.
Челночный бег
3*10 м
7,9
7,6
6,9
8,9
8,7
7,9
Прыжок в длину
с разбега (см)
375
385
440
285
300
345
или прыжок в
длину с места
толчком двумя
ногами (см)
195
210
230
160
170
185
Поднимание
туловища из
положения лежа
на спине (кол-во
раз 1 мин.)
36
40
50
33
36
44
Бег на лыжах на
3 км
—
—
—
20,00
19,00
17,00
Бег на лыжах на
5 км
27,30
26,10
24,00
—
—
—
или кросс на 3
км по
пересеченной
местности
—
—
—
19,00
18,00
16,30
или кросс на 5
км по
пересеченной
местности
26,30
25,30
23,30
—
—
—
8.
20
9
Плавание на 50
м
1,15
1,05
0,50
Кол-во видов
испытаний видов
(тестов) в возрастной
группе
Кол-во испытаний
(тестов), которые
необходимо выполнить
для получения знака
отличия Комплекса*
1,28
1,18
1,02
7
8
9
9
7
8
9
* При выполнении нормативов для получения знаков отличия Комплекса обязательны испытания (тесты)
на силу, быстроту, гибкость и выносливость.
МЕДИЦИНСКИЙ КОНТРОЛЬ
К занятиям по ОФП допускаются дети в возрасте от 7-ти до 18-и лет при прохождении ими медосмотра
и врачебного допуска к занятиям. Контроль за здоровьем занимающихся осуществляет тренерпреподаватель совместно с медицинским работником дошкольного, образовательного учреждения и
ДЮСШ.
Задачи:
оперативный контроль за функциональным состоянием занимающихся, оценка
переносимости нагрузок;
выявление отклонений в состоянии здоровья и своевременное назначение лечебнопрофилактических мероприятий.
Содержание и организация:
Медицинский контроль предполагает экспресс-контроль до, в процессе и после тренировки, визуальное
наблюдение, пульсометрию, измерение артериального давления, координационные пробы, пробы на
равновесие.
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА
Личностное развитие детей - одна из основных задач учреждений дополнительного образования.
Высокий профессионализм педагога способствует формированию у ребенка способности выстраивать свою
жизнь в границах достойной жизни достойного человека.
На протяжении многолетней спортивной подготовки тренер формирует у занимающихся прежде всего
патриотизм, нравственные качества (честность, доброжелательность, самообладание, дисциплинированность, терпимость, коллективизм) в сочетании с волевыми (настойчивость, аккуратность,
трудолюбие).
Воспитательные средства:
• личный пример и педагогическое мастерство тренера;
• высокая организация учебно-тренировочного процесса;
• атмосфера трудолюбия, взаимопомощи, творчества;
• дружный коллектив;
• система морального стимулирования;
• наставничество.
Основные воспитательные мероприятия:
• торжественный прием вновь поступивших в школу, проводы выпускников;
• регулярное подведение итогов спортивной деятельности учащихся;
• проведение тематических праздников;
• встречи со знаменитыми спортсменами;
• экскурсии, культпоходы в театры и на выставки;
• тематические диспуты и беседы;
• оформление стендов и газет.
21
Материально-техническое обеспечение
В соответствии с приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 №629
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам» учреждение (МАУ ДО ДЮСШ) определяет нормы
материально-технического обеспечения инвентарем исходя из минимальных потребностей для обеспечения
учебно-тренировочного процесса среднесписочного количества обучающихся.
Список инвентаря:
№ п/п Наименование
Единица
Кол-во Примечание
измерения
1. спортивный зал
шт
1
2. скакалка гимнастическая
шт
10
3. мат гимнастический
шт
5
4. мяч баскетбольный
шт
10
5. мяч волейбольный
шт
10
Помещения для проведения занятий по данной программе отвечает действующим санитарным нормам и
правилам освещенности, вентиляции, отоплению и пожарной безопасности. В помещении находится
медицинская аптечка в полной комплектации.
22
Литература
1.Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11классов
общеобразовательной школы, 1996 г.,
2.«Физическое воспитание детей младшего школьного возраста» Т.Е. Виленская.,
3.Контроль за физической подготовленностью и физическим развитием школьников
Мурманской области В.И. Лях.,
4.В. Яковлев, А. Гриневский «Игры для детей», Москва, «Физкультура и спорт», 1968 год.
5.В.Г. Яковлев, В.П. Ратников «Подвижные игры», Москва, «Просвещение», 1977 год.
6.Е.Н. Арсеньев «Работоспособность и здоровье человека на Севере»
7. Программа для внешкольных учреждений. Баскетбол. Водянникова .А. Москва «Просвещение»
1986 год
8. Коротко И.М. Подвижные игры в занятиях спортом. - М.: ФиС, 1981.
9. Гриндлер К. и др. физическая подготовка футболистов. - М.: ФиС, 1976.
10. Волков Л. В. Обучение и воспитание юного спортсмена. - Киев: Здоров'я, 1984.
11. Майфат СЛ., Малафеева С.Н. Контроль за физической подготовленностью. Екатеринбург, 2003.
12. Внеурочная деятельность. Подготовка к сдаче комплекса ГТО. - В.С Кузнецов, Г.А Колодницкий
Просвещение, 2018 г.
13. Интернет-ресурс. Сайт ВФСК ГТО https://www.gto.ru/
23
Приложение
Примерный календарный учебный график (график образовательного процесса)
Срок обучения –5 лет
Дополнительная общеразвивающая программа в области физической культуры и спорта «Подготовка к ГТО»
Т
Т
Т
Т
Т
Т
Т
И
А
И
А
2
Т
Т
Т
Т
Т
Т
Т
Т
Т
Т
Т
Т
Т
Т
Т
Т
Т
Т
Т
Т
Т
Т
Т
Т
Т
Т
Т
Т
Т
Т
Т
3
Т
Т
Т
Т
Т
Т
Т
Т
Т
Т
Т
Т
Т
Т
Т
Т
Т
Т
Т
Т
Т
Т
Т
Т
Т
Т
Т
Т
Т
Т
Т
4
Т
Т
Т
Т
Т
Т
Т
Т
Т
Т
Т
Т
Т
Т
Т
Т
Т
Т
Т
Т
Т
Т
Т
Т
Т
Т
Т
Т
Т
Т
Т
5
Т
Т
Т
Т
Т
Т
Т
Т
Т
Т
Т
Т
Т
Т
Т
Т
Т
Т
Т
Т
Т
Т
Т
Т
Т
Т
Т
Т
Т
Т
Т
И
А
Т
Т
Т
Т
Т
К К К К К К К К К К К К К К
И
А
И
А
И
А
И
А
И
А
И
А
И
А
И
А
И
А
И
А
И
А
И
А
Т
Т
Т
Т
Т
К К К К К К К К К К К К К К
Т
Т
Т
Т
Т
К К К К К К К К К К К К К К
Т
Т
Т
Т
Т
К К К К К К К К К К К К К К
Т
Т
Т
Т
Т
Каникулы
УТЗ
Всего
39
Т
39
Т
39
Т
39
Т
39
Т
0
Т
0
Т
0
Т
0
Т
0
Т
3
15-21
Т
36
08-14
Т
3
01-07.03
Т
36
22-28
Т
3
15-21
Т
36
08-14
Т
3
25-31
01-07.02
Т
36
18-24
Т
3
11-17
Т
36
04-10
Т
24-30
21-27
28.12-03.01
Т
17-23
14-20
Т
Август
10-16.05
07-13
Т
Июль
03-09.05
23-29
30.11-06.12
Т
Июнь
19-25
16-22
1
Май
26.04-02.05
09-15
12-18
02.10-08.11
05-11
19-25
26.10-01.11
22-28
12-18
Апрель
05-11
Март
21-27
Февраль
28.09-04.10
Январь
14-20
Декабрь
07-13
Ноябрь
01-06
Октябрь
29.03-04.04
Год обучения
Сентябрь
Итоговая
Сводные
данные по
бюджету
времени, нед.
График образовательного процесса
Т – тренировочный процесс
ИА – итоговая аттестация
К – каникулы
24