Адаптивная физическая культура

Описание образовательной программы

Дополнительная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности для детей и подростков 7-17 лет «Адаптивная физическая культура» разработана для детей с ограниченными возможностями здоровья, занимающихся в ДЮСШ с использованием источников: на основе программы «Общая физическая подготовка для детей 8-11 лет с умственной отсталостью» А.А. Сахоненко, «Физическая культура для школьников, отнесённых по состоянию здоровья к специальной медицинской группе» И.Д. Романова, «Физкультурное образовательное пространство как среда реабилитации и социальной адаптации, учащихся» М.Д. Кудрявцев.

Программа разработана в соответствии с Федеральным законом РФ «Об образовании» от 29.12.2012 №273-ФЗ, Федеральный закон от 01.12.2014 № 419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов», Законом «О социальной защите инвалидов в РФ» от 24.11.1995 № 181-ФЗ ст.18,19., Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 №629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», Письмом Министерства образования и науки России от 18.11.2015 №09-3242 «О направлении информации» вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»,   Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 №2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».

Нормативная часть программы составлена в соответствии с методическими рекомендациями «Об учреждениях адаптивной физической культуры и адаптивного спорта» от 21.03.2008.

Как известно, физическое воспитание в тесной связи с умственным, нравственным, эстетическим воспитанием и трудовым обучением занимает одно из ведущих мест в подготовке учащихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) к самостоятельной жизни и является одним из средств успешной социальной адаптации и интеграции детей в общество.

Обеспечивая развитие двигательного аппарата, укрепляя здоровье, повышая работоспособность организма, физическое воспитание способствует выживанию и преодолению множества отклонений. Поскольку именно движение осуществляет непосредственно ту связь ребенка с окружающим миром, которая лежит в основе развития его психических процессов и организма в целом.

Многогранность физических упражнений и вариативность их выполнения имеет большие возможности для коррекции и совершенствования моторики индивида, позволяет производить отбор целесообразных сочетаний для каждого отдельного случая.

Ограниченные возможности сопряжены не только с потерей трудоспособности, но и с ограничением двигательной деятельности. В связи с этим данная категория детей находится в вынужденных условиях дефицита двигательной активности. Проведённый анализ научно-методической литературы показал, что для успешной социально-трудовой адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья необходим высокий уровень развития физических качеств, которые также способствуют успешному овладению двигательными умениями и навыками.

Занятия адаптивной физической культурой для детей с ОВЗ могут выступать как эффективное средство реабилитации и социальной адаптации, как фактор улучшения самочувствия, повышения уровня здоровья и уровня физической подготовленности, удовлетворение потребности в общении, расширении круга знакомств, самореализации при занятии физическими упражнениями. А в не благоприятных условиях воздействия Крайнего Севера, занятия общей физической подготовкой могут стать и важным средством повышения иммунологических возможностей их организма.

Занятия по данной программе направлены не только на выработку необходимых умений и навыков в основных движениях, но и на целенаправленное развитие физических качеств, которые формируются в процессе выполнения различного рода движений, при постепенном увеличении скорости и частоты движений (быстрота), количества повторений (выносливость), преодоления сопротивления (сила), воспитание отстающих и ведущих качеств.

Реализация программы предполагает соотнесение содержания учебно-тренировочного процесса с индивидуальными особенностями и возможностями детей с ОВЗ, создание психолого-педагогических условий для формирования двигательной сферы и коррекции физических недостатков на основе двигательной активности.

Согласно Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утв. Приказом Министерства просвещения РФ от 09.11.2018 №196) для учащихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, образовательная деятельность по дополнительным общеобразовательным программам направлена на удовлетворение индивидуальных особенностей, обучающихся в занятиях физической культурой и спортом.

Программа физкультурно-спортивной направленности разработана для детей и подростков, обучающихся в спортивно-оздоровительных группах. В учебных группах осуществляется оздоровительная и воспитательная работа, направленная на стимулирование морфофункциональных сдвигов в организме, формируя тем самым необходимые двигательные координации, физические качества и способности, направленные на жизнеобеспечение, развитие и совершенствование организма. 

Актуальность данной программы определяется необходимостью успешной социализации ребенка с ограниченными возможностями здоровья в современном обществе.

Программа способствует развитию интереса у воспитанников с ОВЗ к здоровому образу жизни.

Предлагаемая программа регламентирует организационно-методические и содержательные аспекты работы с детьми 7-17-ти лет с ограниченными возможностями здоровья с учетом возрастных психофизиологических и индивидуальных особенностей. 

Цель программы: повышение уровня развития физических качеств детей 7-17 лет с ограниченными возможностями здоровья и компенсация недостатков их физического развития для содействия их социальной адаптации.

Задачи программы:Хочу такой сайт

- развитие физических качеств посредством подвижных игр

- обучение и совершенствование двигательных умений и навыков, способствующих нормальному физическому развитию;

- коррекция и компенсация недостатков физического развития;

- формирование элементарных знаний о физической культуре и ее истории;

- воспитание потребности, а также умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями.

Учебный материал программы представлен в разделах отражаю­щих теоретическую, практическую подготовку обучающихся,  в пределах объема учебных часов  в зависимости от возраста и функциональных возможностей занимающихся, содержания воспитательной работы и диагностики двигательных качеств.

Теоретический раздел программы реализуется в процессе тренировочного занятия в форме пояснений, бесед для развития у детей элементарных представлений о безопасности  жизнедеятельности и основах здорового образа жизни, обращая внимание на правила целесообразного поведения, необходимость и полезность физической активности и личной гигиены, значение  и  способы  выполнения  конкретных  упражнений.

Практическая часть программы включает в себя такие разделы: развитие физических качеств, совершенствование двигательных навыков, а также раздел «вариативная часть».

В содержании этих разделов включены следующие средства физического воспитания: общеразвивающие упражнения, различные виды ходьбы, бег, метание, гимнастические и акробатические упражнения, подвижные игры, а также предусмотрены коррекционные упражнения с учётом индивидуальных особенностей детей и диагноза нарушений.

Коррекционные упражнения применяются для формирования правильного дыхания, для коррекции нарушений осанки, мелкой моторики рук, для профилактики плоскостопия, а также для решения других частных задач.

В разделе «Вариативная часть», учебный материал, предназначен для овладения умениями и навыками одного из видов спорта (плавание, баскетбол, футбол и т.д.) в зависимости от возможностей и интереса учащихся, а также наличия материально-технической базы.

В содержании программы приводится перечень всех основных движений, игр и игровых заданий с элементами спорта, а также подражательных движений и упражнений.

Реализация программы осуществляется в ДЮСШ с участием детей с ограниченными возможностями здоровья, желающих заниматься по программе общей физической подготовкой, при наличии у них направления или разрешения лечащего врача к занятиям адаптивной физической культурой и спортом.  

Допускается прием детей с отклонениями в развитии с более раннего возраста, т.к. раннее начало занятий физическими упражнениями позволяет укрепить сохранные двигательные функции детей с ограниченными возможностями здоровья, предупредить появление вторичных нарушений, приобрести двигательный опыт для самостоятельных занятий.

Срок реализации программы – 8 лет. При разработке учебного плана учитывался режим учебно-тренировочной работы в неделю с расчетом 44 недели занятий не­посредственно в условиях спортивной школы и дополнительно 8 недель для тренировки в оздоровительном санатории и по индивидуаль­ным планам учащихся на период их активного отдыха.

ДОП физкультурно-спортивной напраавленности АФК Документ подписан электронной подписью Серийный номер 547202938716807997915962127595569658521524720984 Директор/Заведующий Роман Игорь Георгиевич Дата подписания документа 25.04.2024 10:03:38 (скачать) (посмотреть) (текст документа)
Наверх

План курсов повышения квалификации 2024-2025гг

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».