Адаптивная физическая культура
Описание образовательной программы
Дополнительная общеразвивающая
программа физкультурно-спортивной направленности для детей и подростков 7-17
лет «Адаптивная физическая культура» разработана для детей с ограниченными
возможностями здоровья, занимающихся в ДЮСШ с использованием источников: на
основе программы «Общая физическая подготовка для детей 8-11 лет с умственной
отсталостью» А.А. Сахоненко, «Физическая культура для школьников, отнесённых по
состоянию здоровья к специальной медицинской группе» И.Д. Романова, «Физкультурное образовательное пространство как среда
реабилитации и социальной адаптации, учащихся» М.Д. Кудрявцев.
Программа разработана в соответствии с
Федеральным законом РФ «Об образовании» от 29.12.2012 №273-ФЗ, Федеральный
закон от 01.12.2014 № 419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные
акты РФ по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией
Конвенции о правах инвалидов», Законом «О социальной защите инвалидов в РФ» от
24.11.1995 № 181-ФЗ ст.18,19., Приказом Министерства просвещения
Российской Федерации от 27.07.2022 №629 «Об утверждении Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам», Письмом Министерства образования и науки России от 18.11.2015 №09-3242
«О направлении информации» вместе с «Методическими рекомендациями по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые
программы)», Постановлением Главного
государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 №28 «Об
утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи»; Постановлением Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.01.2021 №2 «Об утверждении санитарных правил и норм
СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».
Нормативная часть программы составлена в соответствии с методическими рекомендациями «Об учреждениях
адаптивной физической культуры и адаптивного спорта» от 21.03.2008.
Как
известно, физическое воспитание в тесной связи с умственным, нравственным,
эстетическим воспитанием и трудовым обучением занимает одно из ведущих мест в
подготовке учащихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) к
самостоятельной жизни и является одним из средств успешной социальной адаптации
и интеграции детей в общество.
Обеспечивая
развитие двигательного аппарата, укрепляя здоровье, повышая работоспособность
организма, физическое воспитание способствует выживанию и преодолению множества
отклонений. Поскольку именно движение осуществляет непосредственно ту связь
ребенка с окружающим миром, которая лежит в основе развития его психических
процессов и организма в целом.
Многогранность
физических упражнений и вариативность их выполнения имеет большие возможности
для коррекции и совершенствования моторики индивида, позволяет производить
отбор целесообразных сочетаний для каждого отдельного случая.
Ограниченные
возможности сопряжены не только с потерей трудоспособности, но и с ограничением
двигательной деятельности. В связи с этим данная категория детей находится в
вынужденных условиях дефицита двигательной активности. Проведённый анализ
научно-методической литературы показал, что для успешной социально-трудовой адаптации
детей с ограниченными возможностями здоровья необходим высокий уровень развития
физических качеств, которые также способствуют успешному овладению
двигательными умениями и навыками.
Занятия адаптивной
физической культурой для детей с ОВЗ могут выступать как эффективное средство
реабилитации и социальной адаптации, как фактор улучшения самочувствия,
повышения уровня здоровья и уровня физической подготовленности, удовлетворение
потребности в общении, расширении круга знакомств, самореализации при занятии физическими
упражнениями. А в не благоприятных условиях воздействия Крайнего Севера,
занятия общей физической подготовкой могут стать и важным средством повышения
иммунологических возможностей их организма.
Занятия
по данной программе направлены не только на выработку необходимых умений и
навыков в основных движениях, но и на целенаправленное развитие физических
качеств, которые формируются в процессе выполнения различного рода движений,
при постепенном увеличении скорости и частоты движений (быстрота), количества
повторений (выносливость), преодоления сопротивления (сила), воспитание
отстающих и ведущих качеств.
Реализация программы предполагает
соотнесение содержания учебно-тренировочного процесса с индивидуальными особенностями и возможностями детей с ОВЗ, создание
психолого-педагогических условий для формирования двигательной сферы и
коррекции физических недостатков на основе двигательной активности.
Согласно Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам (утв. Приказом Министерства просвещения
РФ от 09.11.2018 №196) для учащихся с ограниченными возможностями
здоровья, детей-инвалидов, образовательная деятельность по дополнительным общеобразовательным
программам направлена на удовлетворение индивидуальных особенностей,
обучающихся в занятиях физической культурой и спортом.
Программа физкультурно-спортивной направленности
разработана для детей и подростков, обучающихся в спортивно-оздоровительных группах.
В учебных группах осуществляется оздоровительная и воспитательная работа,
направленная на стимулирование морфофункциональных
сдвигов в организме, формируя тем самым необходимые двигательные координации,
физические качества и способности, направленные на жизнеобеспечение, развитие и
совершенствование организма.
Актуальность данной программы определяется
необходимостью успешной социализации ребенка с ограниченными возможностями
здоровья в современном обществе.
Программа способствует развитию интереса у
воспитанников с ОВЗ к здоровому образу жизни.
Предлагаемая программа регламентирует
организационно-методические и содержательные аспекты работы с детьми 7-17-ти лет
с ограниченными возможностями здоровья с учетом возрастных психофизиологических
и индивидуальных особенностей.
Цель программы: повышение уровня развития
физических качеств детей 7-17 лет с ограниченными возможностями здоровья и
компенсация недостатков их физического развития для содействия их социальной
адаптации.
- развитие физических
качеств посредством подвижных игр
- обучение и
совершенствование двигательных умений и навыков, способствующих нормальному физическому
развитию;
- коррекция и
компенсация недостатков физического развития;
- формирование элементарных знаний о
физической культуре и ее истории;
- воспитание потребности,
а также умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями.
Учебный материал
программы представлен в разделах отражающих теоретическую, практическую
подготовку обучающихся, в пределах
объема учебных часов в зависимости от
возраста и функциональных возможностей занимающихся, содержания воспитательной
работы и диагностики двигательных качеств.
Теоретический раздел программы
реализуется в процессе тренировочного занятия в форме пояснений, бесед для
развития у детей элементарных представлений о безопасности жизнедеятельности и основах здорового образа
жизни, обращая внимание на правила целесообразного поведения, необходимость и
полезность физической активности и личной гигиены, значение и
способы выполнения конкретных
упражнений.
Практическая часть программы включает
в себя такие разделы: развитие физических качеств, совершенствование
двигательных навыков, а также раздел «вариативная часть».
В содержании этих разделов включены
следующие средства физического воспитания: общеразвивающие упражнения,
различные виды ходьбы, бег, метание, гимнастические и акробатические
упражнения, подвижные игры, а также предусмотрены коррекционные упражнения с
учётом индивидуальных особенностей детей и диагноза нарушений.
Коррекционные упражнения применяются
для формирования правильного дыхания, для коррекции нарушений осанки, мелкой
моторики рук, для профилактики плоскостопия, а также для решения других частных
задач.
В разделе «Вариативная часть»,
учебный материал, предназначен для овладения умениями и навыками одного из
видов спорта (плавание, баскетбол, футбол и т.д.) в зависимости от возможностей
и интереса учащихся, а также наличия материально-технической базы.
В содержании программы приводится
перечень всех основных движений, игр и игровых заданий с элементами спорта, а
также подражательных движений и упражнений.
Реализация программы
осуществляется в ДЮСШ с участием детей с ограниченными возможностями здоровья,
желающих заниматься по программе общей физической подготовкой, при наличии у
них направления или разрешения лечащего врача к занятиям адаптивной физической
культурой и спортом.
Допускается прием детей с
отклонениями в развитии с более раннего возраста, т.к. раннее начало занятий
физическими упражнениями позволяет укрепить сохранные двигательные функции
детей с ограниченными возможностями здоровья, предупредить появление вторичных
нарушений, приобрести двигательный опыт для самостоятельных занятий.
Срок реализации программы – 8 лет. При разработке учебного плана
учитывался режим учебно-тренировочной работы в неделю с расчетом 44 недели
занятий непосредственно в условиях спортивной школы и дополнительно 8 недель
для тренировки в оздоровительном санатории и по индивидуальным планам учащихся
на период их активного отдыха.