Лыжные гонки для начинающих
Описание образовательной программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа физкультурно-спортивной направленности разработана в соответствии со
следующими нормативными документами:
Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ
«Об образовании в Российской Федерации»;
Приказ Министерства просвещения
Российской Федерации от 09.11.2018 №196 «Об утверждении Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам» (с изменениями, утвержденными приказом
Министерством просвещения РФ от 30.09.2020 №533);
Письмо Министерства образования и науки
России от 18.11.2015 №09-3242 «О направлении информации» вместе с
«Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих
программ (включая разноуровневые программы)»;
Федеральный
Закон Российской Федерации от 04.12.2007 №329-ФЗ «О физической культуре и
спорте в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями);
Распоряжение Правительства Российской
Федерации от 29.05.2015 №996-р «Стратегия развития воспитания в Российской
Федерации на период до 2025 года»;
Постановление Главного государственного санитарного
врача Российской Федерации от 28.09.2020 №28 «Об утверждении санитарных правил
СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
Постановление Главного государственного
санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 №2 «Об утверждении
санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и
требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека
факторов среды обитания».
Язык образования – русский.
Программа
физкультурно-спортивной направленности разработана для детей и подростков,
обучающихся в спортивно-оздоровительных группах. В учебных группах
осуществляется физкультурно-оздоровительная и воспитательная работа,
направленная на разностороннюю физическую подготовку и овладение основами вида
спорта.
Актуальность программы заключается в том, что лыжный
спорт относится к циклическим видам спорта и поэтому основной акцент в нем
делается на развитие выносливости. Это физическое качество считается основным
(наряду с силой) качеством лыжников. Все остальные качества - быстрота,
гибкость, ловкость, равновесие, координация - следует отнести к дополнительным,
но тесно связанным с основными.
Значение лыжного спорта определяется его воздействием
на здоровье занимающихся, широким развитием физических, моральных и волевых
качеств, привитием жизненно важных двигательных умений и навыков. Немало важным
является оздоровительное воздействие лыжного спорта, которое заключается в
благотворной обстановке занятий, вовлечении в динамическую, разностороннюю
работу при передвижении на лыжах всех основных групп мышц, активной
деятельности органов дыхания и кровообращения, протекающей в благоприятной
обстановке, возможности легко регулировать нагрузку. Ходьба на лыжах доступна
детям любого возраста. Это прекрасное средство отдыха. Лыжные прогулки на
свежем воздухе оказывают положительное влияние на нервную систему, снижают
умственное и общее утомление.
Существенно и образовательное значение лыжного
спорта. В процессе занятий обучающийся приобретает новые знания, умения и
навыки, связанные с техникой передвижения на лыжах, закономерностями
тренировки, гигиеной и т. д. В тренировках и соревнованиях развиваются
физические качества - выносливость, сила, ловкость, быстрота, координация
движений, воспитываются смелость, настойчивость и другие психологические
качества.
Отличительная особенность в социальной направленности. Предоставляет
возможность детям, достигшим возраста зачисления, но не получившим ранее практики
занятий каким-либо видом спорта, имеющим различный уровень физической
подготовки, приобщиться к активным занятиям избранным видом спорта, укрепить
здоровье, получить социальную практику общения в детском коллективе. Вместе с другими видами лыжный спорт является
важным средством всесторонней физической подготовки и развития гармоничной
личности.
Предлагаемая
программа регламентирует организационно-методические и содержательные аспекты
работы с детьми и подростками с учетом возрастных психофизиологических и
индивидуальных особенностей школьников, зачисленными в спортивную школу
согласно Положению о правилах приема детей в МАОУ ДО ДЮСШ.
Цель программы: обеспечение разностороннего
физического развития и формирование культуры здорового и безопасного образа жизни
посредством занятий лыжным спортом. Воспитание гармоничной, социально активной
личности.
Задачи программы:
обучающие:
-
создать представления о лыжном спорте, в части
дисциплине «лыжные гонки», истории возникновения, пути развития.
-
обучить техническим элементам и передвижения на
лыжах различными видами ходов;
-
обучить приёмам и методам контроля физической
нагрузки при самостоятельных занятиях;
-
обучить правильно использовать средства лыжного
спорта в досуговой деятельности;
-
научить правилам безопасности во время занятий
лыжными гонками.
-
способствовать развитию физических качеств лыжника;
-
укрепить здоровье;
-
развитие познавательных процессов в области лыжного
спорта;
-
развитие мышления, памяти, внимания, воображения;
-
развитие умений эффективности решения проблемных
ситуаций и выхода из непредвиденной ситуации.
воспитательные:
-
воспитание волевых, смелых, дисциплинированных,
обладающих высоким уровнем социальной активности и ответственности юных
спортсменов лыжников;
-
воспитать привычку к самостоятельным занятиям
избранным видом спорта в свободное время;
-
воспитание личности, мотивированной на физическое
саморазвитие.
Основополагающие принципы:
Системность – предусматривает тесную
взаимосвязь всех сторон учебно-тренировочного процесса (физической,
технико-тактической, психологической и теоретической подготовки, воспитательной
работы, восстановительных мероприятий, педагогического и медицинского
контроля).
Преемственность – определяет
последовательность изложения программного материала по этапам обучения и
соответствие его требованиям высшего мастерства, чтобы обеспечить в
учебно-тренировочном процессе преемственность задач, средств и методов
подготовки, объемов тренировочных и соревновательных нагрузок, рост показателей
уровня физической и технико-тактической подготовленности.
Вариативность – предусматривает, в
зависимости от этапа подготовки и индивидуальных особенностей юного спортсмена,
включение в тренировочный план разнообразного набора тренировочных средств и
нагрузок для решения одной или нескольких задач физической подготовки.
К занятиям в группах
физкультурно-спортивной направленности допускаются учащиеся с 8 до 12 лет,
желающие заниматься спортом, независимо от их одаренности, способностей, уровня
физического развития и подготовленности, не имеющие медицинских
противопоказаний (имеющие письменное разрешение врача), зачисленные в
спортивную школу согласно Положению о правилах приема детей в МАОУ ДО ДЮСШ.
Форма реализации программы: очная.
Уровень реализации программы:
стартовый.
Адресат программы: учащиеся с 8 до 12 лет.
Срок реализации программы: 2 года.
Объем программы: 468
часов. Годовой план
рассчитан на 39 недель обучения.
Режим занятий:
3 раза в неделю по 2 академических часа. 1 академический час – 45 минут.
Наполняемость группы: от 12 до 15 человек.
Учитывая
негативное влияние условий Крайнего
Севера на спортивный результат при
подготовке спортсменов (короткий (длинный)
световой день, недостаток кислорода и витаминов, воздействие резких перепадов
атмосферного давления и пр.) внесены изменения в контрольные нормативы.