Стритбол для начинающих
Описание образовательной программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
физкультурно-спортивной направленности разработана
в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от
29.12.2012 №273-ФЗ; Приказом Министерства просвещения Российской
Федерации от 09.11.2018 №196 «Об утверждении Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам» (с изменениями, утвержденными приказом
Министерства просвещения РФ от 30.09.2020 №533); Письмом Министерства
образования и науки России от 18.11.2015 №09-3242 «О направлении информации»
вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»; Распоряжением
Правительства Мурманской области №157-РП от 03 июля 2019 г. "О концепции
внедрения целевой модели развития региональной системы дополнительного
образования детей Мурманской области"; Постановлением Главного
государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 №28 «Об
утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи»; Постановлением Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.01.2021 №2 «Об утверждении санитарных правил и норм
СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».
Форма реализации программы: очная.
Язык образования: русский.
Уровень сложности: стартовый.
Сроки реализации/объем: 2 года.
Адресат программы: дети 8-11 лет.
Программа спортивно-оздоровительной
направленности разработана для детей и подростков, обучающихся в
спортивно-оздоровительных группах. В учебных группах осуществляется
физкультурно-оздоровительная и воспитательная работа, направленная на
разностороннюю физическую подготовку и овладение основами вида спорта.
Программа содержит научно
обоснованные рекомендации по построению, содержанию и организации учебно-тренировочного
процесса, начинающего стритболиста. В ней отражены основные принципы подготовки
юных спортсменов.
Педагогическая
целесообразность обусловлена необходимостью вовлечения
учащихся в социально-активные формы деятельности, а именно в стритбол.
Актуальность программы: направлена
на удовлетворение потребности детей в активных формах двигательной
деятельности, обеспечивает физическое, психическое и нравственное развитие
воспитанников, а также в связи с возросшей популярностью вида спорта.
Отличительная особенность в
социальной направленности. Предоставляет возможность детям, достигшим возраста
зачисления, но не получившим ранее практики занятий каким-либо видом спорта,
имеющим различный уровень физической подготовки, приобщиться к активным занятиям
избранным видом спорта, укрепить здоровье, получить социальную практику общения
в детском коллективе.
Предлагаемая программа
регламентирует организационно-методические и содержательные аспекты работы с
детьми и подростками с учетом возрастных психофизиологических и индивидуальных
особенностей школьников.
Цель программы: обеспечение
разностороннего физического развития и формирование культуры здорового и
безопасного образа жизни посредством избранного вида спорта. Воспитание
гармоничной, социально активной личности.
Задачи:
-
удовлетворение индивидуальных потребностей, обучающихся в занятиях физической
культурой и спортом;
-
обеспечение духовно-нравственного, патриотического воспитания обучающихся;
- выявление,
развитие и поддержку талантливых обучающихся, а также лиц, проявивших
выдающиеся способности;
-
профессиональная ориентация обучающихся;
- создание и обеспечение необходимых условий
для личностного развития, профессионального самоопределения обучающихся;
- подготовка
спортивного резерва и спортсменов высокого класса в соответствии с федеральными
стандартами спортивной подготовки;
-
социализация и адаптация обучающихся к жизни в обществе;
-
формирование общей культуры обучающихся;
-
удовлетворение иных образовательных потребностей и интересов обучающихся, не
противоречащих законодательству РФ, осуществляемых за пределами федеральных
государственных образовательных стандартов и федеральных государственных
требований.
Спортивно-оздоровительный
этап является первым звеном в системе подготовки юных спортсменов. Эта форма
работы охватывает всех желающих заниматься спортом. Подготовка детей в
спортивно-оздоровительных группах является тем фундаментом, на котором в
дальнейшем строится подготовка спортсменов высокой квалификации.
Основополагающие
принципы:
Системность
– предусматривает тесную взаимосвязь всех сторон учебно-тренировочного процесса
(физической, технико-тактической, психологической и теоретической подготовки,
воспитательной работы, восстановительных мероприятий, педагогического и
медицинского контроля).
Преемственность
– определяет последовательность изложения программного материала по этапам
обучения и соответствие его требованиям высшего мастерства, чтобы обеспечить в
учебно-тренировочном процессе преемственность задач, средств и методов подготовки,
объемов тренировочных и соревновательных нагрузок, рост показателей уровня
физической и технико-тактической подготовленности.
Вариативность
– предусматривает, в зависимости от этапа подготовки и индивидуальных
особенностей юного спортсмена, включение в тренировочный план разнообразного
набора тренировочных средств и нагрузок для решения одной или нескольких задач
физической подготовки.
К занятиям в
группах спортивно-оздоровительной направленности допускаются все лица, желающие
заниматься спортом, независимо от их одаренности, способностей, уровня
физического развития и подготовленности, не имеющие медицинских
противопоказаний (имеющие письменное разрешение врача), зачисленные в
спортивную школу согласно Положению о правилах приема детей в МАУ ДО ДЮСШ.
Годовой план
рассчитан на 39 недель обучения. Продолжительность одного занятия не более двух
академических часов.
Учитывая негативное влияние
условий Крайнего Севера на спортивный
результат при подготовке спортсменов в условиях Крайнего Севера (короткий (длинный) световой день, недостаток
кислорода и витаминов, воздействие резких перепадов атмосферного давления и
пр.) внесены изменения в контрольные нормативы.