Ушу для начинающих
Описание образовательной программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
физкультурно-спортивной направленности разработана
в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от
29.12.2012 №273-ФЗ; Приказом Министерства просвещения Российской
Федерации от 09.11.2018 №196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
(с изменениями, утвержденными приказом Министерства просвещения РФ от
30.09.2020 №533); Письмом Министерства образования и науки России от 18.11.2015
№09-3242 «О направлении информации» вместе с «Методическими рекомендациями по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые
программы)»; Распоряжением Правительства Мурманской области №157-РП от 03 июля
2019 г. "О концепции внедрения целевой модели развития региональной
системы дополнительного образования детей Мурманской области";
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации
от 28.09.2020 №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи»; Постановлением Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.01.2021 №2 «Об утверждении санитарных правил и норм
СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».
Форма реализации программы:
очная.
Язык образования: русский.
Уровень сложности: стартовый.
Сроки реализации/объем: 2 года.
Адресат программы: дети 9-11
лет.
Программа спортивно-оздоровительной
направленности разработана для детей и подростков, обучающихся в
спортивно-оздоровительных группах. В учебных группах осуществляется
физкультурно-оздоровительная и воспитательная работа, направленная на
разностороннюю физическую подготовку и овладение основами вида спорта.
Программа содержит научно обоснованные рекомендации по
построению, содержанию и организации учебно-тренировочного процесса,
начинающего ушуиста. В ней отражены основные принципы подготовки юных
спортсменов.
Педагогическая
целесообразность обусловлена
необходимостью вовлечения учащихся в социально-активные формы деятельности, а
именно в ушу.
Актуальность программы: направлена на
удовлетворение потребности детей в активных формах двигательной деятельности,
обеспечивает физическое, психическое и нравственное развитие воспитанников, а
также в связи с возросшей популярностью вида спорта.
Отличительная особенность в социальной
направленности. Предоставляет возможность детям, достигшим возраста зачисления,
но не получившим ранее практики занятий каким-либо видом спорта, имеющим
различный уровень физической подготовки, приобщиться к активным занятиям
избранным видом спорта, укрепить здоровье, получить социальную практику общения
в детском коллективе.
Предлагаемая программа регламентирует
организационно-методические и содержательные аспекты работы с детьми и
подростками с учетом возрастных психофизиологических и индивидуальных
особенностей школьников.
Цель программы: обеспечение разностороннего
физического развития и формирование культуры здорового и безопасного образа
жизни посредством избранного вида спорта. Воспитание гармоничной, социально
активной личности.
Задачи:
-
удовлетворение индивидуальных потребностей, обучающихся в занятиях физической
культурой и спортом;
-
обеспечение духовно-нравственного, патриотического воспитания обучающихся;
-
выявление, развитие и поддержку талантливых обучающихся, а также лиц,
проявивших выдающиеся способности;
-
профессиональная ориентация обучающихся;
- создание и обеспечение необходимых условий
для личностного развития, профессионального самоопределения обучающихся;
-
подготовка спортивного резерва и спортсменов высокого класса в соответствии с
федеральными стандартами спортивной подготовки;
-
социализация и адаптация обучающихся к жизни в обществе;
-
формирование общей культуры обучающихся;
-
удовлетворение иных образовательных потребностей и интересов обучающихся, не
противоречащих законодательству РФ, осуществляемых за пределами федеральных государственных
образовательных стандартов и федеральных государственных требований.
Спортивно-оздоровительный
этап является первым звеном в системе подготовки юных спортсменов. Эта форма
работы охватывает всех желающих заниматься спортом. Подготовка детей в
спортивно-оздоровительных группах является тем фундаментом, на котором в
дальнейшем строится подготовка спортсменов высокой квалификации.
Основополагающие
принципы:
Системность
– предусматривает тесную взаимосвязь всех сторон учебно-тренировочного процесса
(физической, технико-тактической, психологической и теоретической подготовки,
воспитательной работы, восстановительных мероприятий, педагогического и
медицинского контроля).
Преемственность
– определяет последовательность изложения программного материала по этапам
обучения и соответствие его требованиям высшего мастерства, чтобы обеспечить в
учебно-тренировочном процессе преемственность задач, средств и методов
подготовки, объемов тренировочных и соревновательных нагрузок, рост показателей
уровня физической и технико-тактической подготовленности.
Вариативность
– предусматривает, в зависимости от этапа подготовки и индивидуальных
особенностей юного спортсмена, включение в тренировочный план разнообразного
набора тренировочных средств и нагрузок для решения одной или нескольких задач
физической подготовки.
К
занятиям в группах спортивно-оздоровительной направленности допускаются все
лица, желающие заниматься спортом, независимо от их одаренности, способностей,
уровня физического развития и подготовленности, не имеющие медицинских
противопоказаний (имеющие письменное разрешение врача), зачисленные в
спортивную школу согласно Положению о правилах приема детей в МАУ ДО ДЮСШ.
Годовой
план рассчитан на 39 недель обучения. Продолжительность одного занятия не более
двух академических часов.
Учитывая негативное влияние условий Крайнего Севера на спортивный результат при подготовке
спортсменов в условиях Крайнего Севера (короткий
(длинный) световой день, недостаток кислорода и витаминов, воздействие резких
перепадов атмосферного давления и пр.) внесены изменения в контрольные
нормативы.